ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДАНИЙ




 

Полы. Составляют от 5 до 25 % от общей стоимости строительства. Их проектируют с учетом требований СНиП 11-В8-91 «Полы. Нормы проектирования».

Уровень первых этажей, как правило, выше планировочной отметки на 150-300мм.

При эксплуатации полы должны удовлетворять следующим требованиям: они должны иметь высокую механическую стойкость; ровную и гладкую поверхность, быть бесшумными, водонепроницаемыми, несгораемыми, стойкими по отношению к химическим растворителям, долговечными. Кроме того, при проектировании полов необходимо предусмотреть возможность чистки, ремонта и замены последних.

В зависимости от устройства полы могут быть штучными и сплошными. К последним относятся глинобитные, гравиевые, щебеночные, бетонные, цементно-песчаные, мозаичные, металлоцементные, асфальтобетонные полы (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Конструкции полов:

а — бетонный; б— ксилолитовый; в — каменный; г— плиточный; д— из металлических плит; е — дощатый; ж— из линолеума; з— из поливинилацетата.

 

В зданиях пищевой промышленности наибольшее распространение получили бетонные и цементно-песчаные полы, которые настилают в помещениях повышенной влажности или подвергаемых действию кислот и щелочей. Полы укладывают по бетонной стяжке толщиной 20—50мм. Толщина цементно-песчаного покрытия 20—30мм. Мозаичные полы состоят из цементного раствора, мелкого заполнителя из мрамора, гранита и базальта. Толщина его 20—25мм.

Металлоцементные полы толщиной 15—20мм выполняют из смеси стальной стружки (1—5мм), цемента и воды, укладывают на прослойку изцементно-песчаного раствора толщиной 15мм.

Асфальтобетонные полы (семесь битума с наполнителем: песком, щебнем или гравием) наиболее применимы в складах, проездах и проходах. Асфальтобетонные покрытия укладывают толшиной 25—50мм по цементному или щебеночному подстилающему слою.

Ксилолитовые полы (смесь каустического магнезита, опилок и водного раствора аммония) настилают толщиной 15—20мм в помещениях с длительным пребыванием людей. К ним предъявляются специальные требования. Ксилолитовые полы имеют хорошие эксплуатационные качества.

К полам из штучных материалов относятся: брусчатые, клинкерные, металлические и плиточные. Брусчатые полы (смесь гранита, базальта и других прочих материалов) устанавливают в помещениях, где возможны высокие температурные перепады, воздействие химических агрессивных веществ и движение напольного транспорта. Размеры брусчатки 150х200х100 (200) мм. Камни укладывают по бетонной или песчаной стяжке. Клинкерные полы по своим свойствам и конструкциям аналогичны брусчатым. Плиточные полы (керамические и из плиток других материалов) укладывают по цементно-песчаной прослойке толщиной 10—15мм или мастике толщиной 1—Змм. Металлические полы укладывают в цехах с тяжелыми условиями труда, где велика вероятность температурных перепадов, возможны механические воздействия, требуется гладкая, непылящая поверхность. Чугунные плиты размерами 248x248, 298х298мм, толщиной 6мм или стальные размерами 300х400мм укладывают на прослойку из песка или мелкозернистого бетона.

В промышленных зданиях используются и другие конструкции полов. Так, полы из полимерных, мастичных, плиточных материалов обладают высокой прочностью, хорошим сопротивлением к истиранию, водонепроницаемостью и эластичностью.

Кровли и водостоки. Кровля — это водоизоляционный слой из рулонных или листовых материалов. По кровле размещают защитный слой из крупнозернистого песка на битумной мастике, предохраняющий кровлю от механических повреждений. В зависимости от внутреннего режима помещения кровли могут быть холодными и утепленными.

Покрытия или кровли промышленных здании состоят из несущей и ограждающей частей.

Несущая часть кровли (плиты, балки) рассмотрена выше. Ограждающая часть покрытия состоит из несущего настила, поддерживающего элементы покрытия, и пароизоляции, предохраняющей выше расположенный теплоизоляционный слой. Толщина теплоизоляционного слоя зависит от вида утеплителя и определяется по расчету. Выравнивающий слой (стяжка) состоит из цементного раствора и предназначается для выравнивания верхней части покрытия.

В промышленном строительстве для скатных и малоуклонных покрытий применяется рулонная кровля, при этом часто используется внутренний водосток.

Перегородки. Для разграничения больших площадей промышленных помещений на отдельные помещения, когда производственный и температурно-влажностный режимы имеют разные параметры, устанавливают перегородки на всю высоту помещения. Иногда применяют «выгораживающие» перегородки, которые предназначаются для отдельных цехов, служебных, подсобных помещений и т.д. Перегородки должны обладать прочностью, устойчивостью и отвечать противопожарным требованиям.

Перегородки могут быть кирпичные, железобетонные, металлические и стеклянные, при этом главное внимание уделяют индустриализации их производства. Кирпичные перегородки толщиной 250, 380мм менее приемлемы, так как наиболее трудоемки и дороги. Железобетонные перегородки изготавливают в виде панелей с размерами 1,2х0,6x0,08 или 1,8х6,0х0,08м и крепят к колоннам или фахверкам сваркой. Кирпично-щитовые перегородки, обшитые листами асбестоцемента, применяются для одноэтажных зданий с повышенным уровнем шума.

Стальные «выгораживающие» перегородки состоят из стоек, установленных через 1,5м, основных щитов с размерами 1,5x1,8 или 1,5x2,4 и разборных щитов размерами 1,0х1,8 или 1,0x2.4м, навешиваемых на стойки. Стойки выполняют из труб или уголков, щиты из стальной сетки или профильных листов.

Окна. Форма, размер и вид остекления выбирают на основе расчетов, из условия обеспечения необходимого светового потока. Оконные проемы могут быть выполнены как отдельно, так и в виде лент. Сплошное ленточное остекление наиболее выгодно при производстве с избыточным выделением теплоты и во взрывоопасных производствах. Для изготовления окон используют следующие материалы: дерево, сталь, пластмассу и легкие алюминиевые, сплавы. Кроме того, используют стеклоблоки и стеклопрофилит. Заполнение оконных проемов обычно состоит из коробок, переплетов с остеклением и подоконных досок. Остекление бывает одинарное и двойное. Размеры оконных проемов принимаются кратными по ширине 300мм и по высоте 600мм. По конструктивному решению оконные переплеты бывают глухие и створные. Створные переплеты открываются внутрь и наружу в зданиях, где необходима естественная вентиляция. Металлические переплеты изготавливают из прокатных и гнутых профилей. Перспективным является беспереплетное заполнение проемов из стеклоблоков и стеклопрофилита шириной 300мм и высотой 3,6м.

Двери и ворота. Двери промышленных зданий могут быть одно- и двухпольными, распашными и откатными. Двери изготавливают из металла и стекла. Номинальные размеры проемов: ширина 1; 1,5 и 2м, высота 1,8; 2,0; 2,3; 2,4м. Ширина и расположение дверей определяются с учетом обеспечения безопасности эвакуации. Около наружных дверей размещают тамбуры глубиной на 0,4; 0,5мм более ширины двери. Дверные проемы оформляют в виде коробок. Для металлических дверей коробки изготавливают из уголков 75х75мм, а полотна штампуют из листовой стали толщиной 2мм. Иногда стекла заключают в алюминиевые или пластмассовые наличники.

Для проезда напольного транспорта в наружные стены промышленных зданий встраивают ворота, количество и расположение которых обусловливается технологическим процессом. Размеры ворот должны превышать габариты загруженного транспорта по ширине на 600мм и по высоте на 200мм. Они принимаются кратными 600мм. Основны размеры: 2,4x2,5; 3x3; 3,6x3; 3,6x3,6 3,6x4,2; 4,8x5,4м. Снаружи ворота оформляют плинтусом с уклоном 1:1 и в обязательном порядке — тепловыми завесами. По конструктивному решению ворота бывают раздвижными, распашными, подъемными и откатными изготавливаются как металлическими, так и металлодеревянными.

Монтажные проемы. В некоторы случаях, когда оборудование имеет большие габаритные размеры и монтаж и передвижение его через существующие проемы невозможны, необходимо делать монтажные проемы. Их выполняют в виде легкосъемных панелей стен с помощью болтов и заклепок. Проектирование монтажных проемов в кирпичных стенах кaтегорически запрещено, а при реконструкции здания бескаркасного типа проем возможен только в местах существущих окон либо при съеме существующего покрытия. Размеры и места монтажных проемов определяются размерами пролетов, их числом и высотой здания.

 

Внутрицеховые конструкции. Для создания оптимальных условий эксплуатации и ремонта технологического оборудования в промышленных зданиях размещают площадки, антресоли (рис. 2.1) этажерки, а также лестницы.

Технологические площадки предназначены для обслуживания оборудования, складирования материалов и сырья. Их устанавливают чаще всего в цехах, где технологический процесс организован по вертикали. Площадки могут опираться на основные конструкции здания и самостоятельные опоры и нередко бывают многоярусными.

Антресоли представляют собой полуэтажи и предназначены для размещения оборудования вспомогательных помещений. Антресоли позволяют увеличить площадь цехов.

Этажерки — это многоярусные сооружения внутри производственного здания, на которых устанавливают крупногабаритные конструкции. Они выполняются из металла и железобетона. Каждая имеет ограждение высотой не менее 1м.

 

Рис. 2.11. Технологические площадки и антресоли для обслуживания оборудования.

Лестницы промышленных зданий служат для связи между этажами многоэтажных зданий, а также антресольных этажей и этажерок. В соответствии с назначением они делятся на основные, служебные, пожарные и аварийные.

Основные лестницы бывают 2, 3 и 4-маршевые, опирающиеся на площадки. Все конструкции лестниц компонуют на лестничной клетке, иногда в клетке блокируются и шахты лифта. Уклон лестничных маршей чаще всего равен 1: 2, в соответствии с этим высота ступени равна 150мм, а ширина — 300мм. Марши имеют ширину 1350, 1500 и 1750мм с количеством ступеней 9 или 11. В здании размещают не менее двух лестниц с учетом, что самая дальняя точка цеха находится на расстоянии не более 100м от лестницы. Двери на лестничную клетку должны открываться в сторону выхода. Между лестничными маршами обязательно предусматривается зазор 100мм для пропуска шлангов и проводов в случае ремонта и пожара. Лестничные клетки проектируют из несгораемых материалов (бетон, кирпич), так как они являются эвакуационными путями и поэтому размещение на них оборудования и посторонних предметов категорически запрещено.

Для осмотра и обслуживания оборудования наиболее ответственных строительных конструкций предусматривают служебные лестницы, которые выполняют из металлических конструкций и крепят к строительным конструкциям и оборудованию под углом наклона к горизонту 45 и 60', Ширина марша 600-1000мм, высота 600-6000мм. Марши и площадка имеют ограждение до 1200мм.

Пожарные лестницы проектируют при высоте здания более 10м, а также в местах перепадов высот смежных пролетов и при количестве лестниц менее одной в здании. Лестницы устраивают через 200м по периметру здания. Для здания высотой до 30 м они размещаются вертикально, а при высоте более 30 м — наклонно, с маршами под углом не более 80°, шириной 0,7м и площадками не реже чем 8м по высоте. Аварийные лестницы предназначены для эвакуации людей из здания во время пожаров. Их размещают снаружи здания. Конструктивные требования к ним такие же, как и к пожарным лестницам.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ

Важной составной частью проекта промышленного предприятия независимо от мощности является генеральный план.

Генеральный план — это основа, определяющая общую эффективность строительства, производственного функционирования и эксплуатации промышленного предприятия, создания полноценных архитектурных ансамблей.

Генеральный план представляет собой план земельного участка — благоустроенной и озелененной территории со всеми основными, вспомогательными, проектируемыми и реконструируемыми зданиями и сооружениями, селитебными зонами и объектами охраны окружающей среды.

Разрабатывать генеральные планы предприятий необходимо в строгом соответствии с «Инструкцией по разработке схем генеральных планов», требованиями действующих СНиП и санитарных норм и других нормативных документов для промышленных предприятий. При размещении на территории предприятия нетрадиционных производств необходимо учитывать и специфические для данных производств требования по проектированию.

Основой для выполнения генерального плана предприятия служат пространственные технологические схемы основного производства, рекомендуемый нормами проектирования перечень зданий и сооружений, размещаемых на площадке предприятия. Генеральный план предприятий разрабаты-аается на основании схемы единого генерального плана района с учетом экологических, эстетических и социальных потребностей.

Различают ситуационный (проектный), строительный и исполнительный генеральный планы.

На ситуационном (проектном) генеральном плане — предшественнике строительного и исполнительного генеральных планов изображают положение подлежащего разработке промышленного комплекса в окружающей его застройке и природном ландшафте.

Ситуационный генеральный план разрабатывают на всех стадиях проектирования, но с различной степенью детализации. Он является основным документом, определяющим взаимное расположение зданий и сооружений.

Строительный генеральный план разрабатывается на основе проектного и служит для решения вопросов, связанных со строительством конкретного объекта, спецификой строительной организации.

При проектировании генеральных планов промышленных предприятий

решают вопросы планировки, застройки, внутреннего транспорта, инженерных сетей и благоустройства территории с учетом:

· градостроительной связи с другими предприятиями;

· производственно-технологической взаимосвязи производственных зданий между собой и подсобными цехами и инженерными коммуникациями;

· архитектурно-планировочной структуры;

· природных условий;

· обеспечения удобных, безопасных и здоровых условий для работающих, защиты окружающей среды от вредных выбросов;

· целесообразности применения тоге или иного вида транспорта;

· конструктивно-строительной характеристики проектируемого предприятия, с учетом целесообразности использования местных строительных материалов;

· технико-экономической эффективности принятого проектного решения (плотность застройки, коэффициент использования территории и др.).

При разработке генерального плана прежде всего учитывают градостроительную ситуацию, т. е. местоположение данного предприятия или группы предприятий в промышленном или промышленно-селитебном комплексе, сумму связей данного предприятия с соседними предприятиями, селитебной территорией и окружающим ландшафтом. При этом решают вопросы технологической возможности и экономической целесообразности включения в существующий промышленный район наме ченного для строительства предприятия, возможности производственного и строительного кооперирования.

При решении генерального план; необходимо предусмотреть удобное для эксплуатации и экономически целесообразное присоединение внутризаводских транспортных артерий к внешним путям. При этом следует учитывать грузооборот предприятия, сложившуюся систему доставки сырья и готовой продукпии, радиус доставки, размеры отведенной площади.

Существенным показателем экономичности генерального плана является плотность застройки, определяемая в процентах как отношение суммы площадей под зданиями и сооружениями к общей площади территории предприятия. Минимально допустимая плотность застройки регламентируется нормами проектирования и СанПиН для различных отраслей промышленности.

Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых под зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, технологические, энергетические и другие установки, эстакады, галереи, подземные сооружения (резервуары, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), стоянки автомобилей, открытые склады, а также резервные участки, намеченные для последующего строительства.

В площадь застройки не включают площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, временными зданиями и сооружениями, спортивными площадками и площадками для отдыха, зелеными насаждениями.

При подсчете площадей, занимаемых галереями и эстакадами, в площадь застройки включают проекцию на горизонтальную плоскость тех участков, под которыми по габаритам не могут быть размещены другие здания и сооружения, на остальных участках учитывают только площадь опор.

Минимальную площадь застройки допускается уменьшить в случае расширения или реконструкции предприятия не более чем на 0,1 от установленной.

При решении генерального плана следует ориентироваться на применение унифицированных параметров, типовых секций, местных строительных материалов и конструкций.

К числу важных показателей проектирования генерального плана относится и обязательный учет физико-технических требований к застройке, связанных с климатическими, светотехническими и акустическими особенностями места строительства и спецификой производства.

Основными критериями проектирования генеральных планов являются:

· зонирование территории;

· разделение и изоляция грузовых и людских потоков;

· обеспечение компактности застройки;

· унификация и модульная координация элементов планировки (панелей, кварталов, проездов, проходов, коридоров, инженерных коммуникаций) и застройки территории;

· обеспечение возможности развития и расширения предприятия.

При проектировании генерального плана предприятия следует находить наиболее экономичные и удобные производственные связи между отдельными цехами, сооружениями и устройствами, обеспечивающими основной производственный процесс, начиная от ввоза сырья до вывоза готовой продукции, включая утилизацию промышленных отходов.

Зонирование. Проектирование следует начинать с объединения отдельных цехов, сооружений и устройств в группы в соответствии с определенными признаками с последуюашм распределением территории между этими группами. Зонирование осуществляют по производственному признаку, по степени грузоемкости цехов, по степени вредности производств, по пожаро- и взрывоопасности цехов.

Разделение и изоляция грузовых и людских потоков. Применяют для обеспечения безопасности персонала и одновременно наиболее активного функционирования транспортных коммуникаций. Для этого предусматривают устройство раздельных проходных для рабочих и грузов, а также устройство переходных мостиков, транспортных эстакад и переходных галерей.

Обеспечение компактности застройки. Реализуется путем блокирования зданий и сооружений и увеличения этажности зданий. Как правило, группы помещений размещают в одном здании (по производственному признаку), стремясь использовать двух- и многоэтажные здания. Это приводит к сокращению площади застройки, уменьшению протяженности коммуникаций, снижению тепловых потерь, уменьшению пути перемещения людей и грузов.

Унификация и модульная координация элементов планировки и застройки территории. Является одним из средств структурного построения генерального плана, упорядочения застройки, облегчающей дальнейшее развитие производства. Это создает предпосылки для широкого внедрения типовых решений зданий, сооружений, инженерных устройств и технологических линий.

Исходным модулем, которому должны быть кратны планировочные параметры, является модуль, равный 6м.

Модулирование промышленной площадки предъявляет определенные требования к конфигурации здания. Для различных отраслей промышленности с учетом специфики производства разработаны рекомендуемые размеры унифицированных типовых секций прямоугольной формы и пролетов производственных зданий, что позволяет привязать вновь проектируемое производство на действующем предприятии к существующим зданиям.

Обеспечение возможности развития и расширения предприятия. При компоновке генерального плана необходимо предусматривать резервы территории и определить порядок их будущей застройки. Расширение предприятия следует предусматривать без сноса возведенных ранее зданий и сооружений. Расширение предприятий в сторону основных магистралей и площадей исключается.

При постепенном вводе в действие отдельных производств предприятия необходимо соблюдать принцип обеспечения очередности строительства и определенной архитектурной законченности на каждом его этапе.

Основным чертежом проекта генерального плана предприятия является чертеж проекций на горизонтальную плоскость всех зданий, сооружений, дорог, коммуникаций и элементов благоустройства. Для полного представления о пространственном характере застройки его сопровождают макетом или пространственным изображением на чертеже по законам начертательной геометрии (аксонометрии). Основной чертеж дополняют рядом других чертежей, характеризующих и обосновывающих решение отдельных вопросов: схемами зонирования территории; распределения транспортных и людских потоков; трассировки коммуникаций; размещения объектов обслуживания.

На чертеж генерального плана реконструкции наносят существующие, проектируемые (реконструируемые) и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленения территории и принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных сетей и транспортных коммуникаций, планировочные отметки территории. Отдельно выделяют объекты, сети и транспортные коммуникации, входящие в пусковые комплексы.

Планирование территории промышленных узлов и площадок предприятий должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда работающих на предприятии, рационального и экономичного использования земельных участков и наибольшей эффективности капитальных вложений.

В генеральном плане следует учитывать и природные особенности района: температуру и преобладающее направление ветра.

Размещение производственных подразделений должно исключать возможность формирования и воздействия водных факторов.

По функциональному использованию площадку предприятия необходимо делить на зоны:

· предзаводскую (за пределами ограды предприятия);

· производственную;

· подсобную;

· складскую.

Предзаводская зона предприятия размещается со стороны основных подъездов и проходов, размеры ее принимают из расчета 0,8га при количестве работающих до 500 человек, 0,7га — при количестве работающих от 500 до 1000 человек, 0,5га — при количестве работающих от 1000 до 4000 человек.

В предзаводских зонах следует предусматривать открытые площадки для стоянки легковых автомобилей в соответствии со СНиП по планировке и застройке городов.

Проходные пункты следует располагать на расстоянии не более 1,5км друг от друга.

Расстояние от проходных до входов в санитарно-бытовые помещения цехов основного производственного корпуса не должно превышать 800м.

В генеральном плане расширяемого (или реконструируемого) предприятия следует предусмотреть:

организацию (при необходимости) санитарно-зашитной зоны;

увязку с планировкой и застройкой прилегающей зоны;

поочередное совершенствование функцио ноль ного зонирования и планировочного решения отдельных зон без остановки работы предприятия;

повышение эффективности использования территории;

объединение разрозненных производств;

повышение архитектурной выразительности застройки.

Производственные, вспомогательные и складские помещения следует объединять в одно или несколько зданий. На площадке предприятия здания и сооружения следует размещать так, чтобы продольные оси здания и световых фонарей были ориентированы к меридиану под углом 45—110о.

Допускается проектировать здания, образующие полузамкнутые дворы, когда это обусловлено технологическими схемами либо связано с реконструкцией.

Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладакжіему направлению ветров или с отклонениями не более 45°, при этом открытая сторона двора или здания должна быть равна не менее полусуммы высот до верха карниза противостоящих зданий, образующих двор, но не менее 15м.

Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы.

В мясной промышленности, как правило, замкнутая застройка не применяется.

Здания на территории предприятия следует размещать на расстоянии не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящего здания. Координационные оси противостоящих зданий на территории предприятия должны совпадать.

При разработке вертикальной многоуровневой планировки при размещении предприятия в сложных топографических условиях в проекте решают вопросы:

сохранения природного рельефа;

отвода атмосферных вод с кровель зданий и территории предприятия;

рассчитывают минимально возможный объем земляных работ;

при сложном рельефе предусматривают устройство лестниц, террас, подпорных стенок, скамей и т.д.

Сплошную вертикальную планировку площадок предприятий следует применять при плотности застройки более 25 %. При этом следует планировать наименьший объем земляных работ и минимальное перемещение грунта. Уклон поверхности площадки надлежит принимать в зависимости от типа грунта.

На площадке предприятия должна быть предусмотрена закрытая сеть дождевой канализации.

Уровень полов первого этажа должен быть не менее чем на 15см выше примыкающих участков. Отметка пола подвальных помещений должна быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5м.

Вертикальная планировка территории должна обеспечивать отвод атмосферных, талых вод и стоков от смывки площадок. Сточные воды с базы пред-убойного содержания скота и птицы не должны попадать на остал ьную территорию предприятия.

Транспортные магистрали следует проектировать в соответствии с разделом СНиП по проектированию промышленного и автомобильного транспорта.

Предприятия с площадками размером более 5га должны иметь не менее двух въездов. Ширина ворот для автомобилей должна быть не менее 4,5м, для железнодорожного транспорта - не менее 4,9м.

К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных машин: с одной стороны — при ширине здания до 18м, с двух сторон—при ширине более 18м, со всех сторон — более 100м.

Расстояние от края проезжей части до стен здания высотой до 12м должно быть не более 25м, при высоте от 12 до 28м — не более 8м, при высоте здания свыше 28м — не более 10м.

Ко всем противопожарным водоемам должны быть устроены сквозные проезды или тупиковые дороги с площадками размером не менее 12х12м для разворота автомобилей.

Расстояние от обочины автомобильной дороги до здания следует принимать: при отсутствии въезда в здание длиной до 20м — 1,5м, то же при длине здания более 20м — 3м, при наличии въезда в здание автомобилей и автопогрузчиков — 8м. Ширина дорог для электрокар 2,5—5м.

Расстояние от обочины дороги до стволов деревьев должно быть 2м, кустарников— 1,2м. Минимальная ширина пешеходной дорожки — 1,5м.

Расстояние от оси внутризаводских железнодорожных путей при ширине колеи 1520 (1524) мм до зданий и сооружений принимают: при отсутствии выходов из здания —3,3м; при наличии выходов — 6м; до деревьев — 5м; кустарников — 3,5м.

Строительные конструкции тоннелей, мостов, галерей и т.д. следует располагать на расстоянии не менее 0,5м от обочины дороги (от бортового камня). Тоннели, галереи, мосты должны быть смонтированы на высоте не ниже 5м от проезжей части.

Предприятия, очистные сооружения и системы очистки воздуха следует -размещать на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных.для сельского хозяйства.

Размещение предприятий не допускается:

в первом поясе санитарной зоны охраны источников водоснабжения;

в первой зоне округа санитарной охраны курортов;

в зеленых зонах городов;

в зонах заповедников и их охранных зон;

в зонах охраны памятников культуры;

в зонах активного карста, оползней, селевых потоков и пр.;

на участках, загрязненных органическими и другими отбросами;

в зонах возможного катастрофического затопления.

Промышленные предприятия надлежит размещать по отношению к жилой застройке с учетом ветров преобладающего направления (с подветренной' стороны).

На основании данных о господствующих ветрах за длительный промежуток времени (10—50 лет), составляют таблицу по форме:

 

 

 
Год Количество дней, в течение которых преобладали вегры румбов (н аира але и ни)
С ВС В ЮВ Ю ЮЗ   СЗ
                 
Итого дней (%)                

Примечание: С — северный; СВ — северовосточный; В — восточный; ЮВ — юго-восточный; Ю — южный; 3 — западный; ЮЗ — юго-западный.

Итоговое число дней каждого направления ветров выражают в процентах от общего количества ветреных дней за рассматриваемый период. Найденную величину (%) в определенном масштабе откладывают в соответствующем направлении от центра. Полученную схему называют розой ветров (см. рис. 2.2).

Большему значению вектора на розе ветров соответствует господствующее направление ветров.

Розу ветров располагают на генеральном плане (рис. 2.22) в левом верхнем углу листа. На рис. 2,22—2.26 приведены решения генеральных планов специализированных предприятий мясной промышленности.

Здания, сооружения, производственные установки, выделяющие пыль, дым, газ с неприятными запахами, а также производства, связанные с переработкой технического сырья, размещают с подветренной стороны.

Зону очистных сооружений не сле-


 

Рис. 2.22. Генеральный план желатинового завода мощностью 1200 т в год:

7 —главный производственный корпус; 2— административно-бытовой корпус; 3 — переходная галерея; 4— корпус первичной переработки кости; 5— транспортная галерея; 6— площадка для цистерн с кислотой; 7— насосная станция; #—канализационная станции; 9— станция повторного использовании воды; 10— резервуар для воды; 77 — площадка для разгрузки кости; 12—- котельная; 13— станции для известкового молока и кислот; 14 — подземные хранилища для мазута; 15 — трансформаторная подстанция; 16— пожарное депо; 17— гараж для автомашин; 18 —газорегул яторный пункт; 19 — корпус подсобных цехов; 20~ склад для аммиака и масел; 21 — пункт мойки и дезинфекции машин; 22 — грязеотстойник с б енз о уловите лем

дует располагать с наветренной стороны по отношению к другим постройкам.

Охладительные пруды, водоемы, отстойники сточных вод и т. п. следует размещать так, чтобы в случае аварии жидкость при растекании не угрожала затоплением предприятию или другим промышленным, жилым и общественным зданиям и сооружениям.

Для удаления производственных и фекальных сточных вод на предприятии устраивают канализационную сеть, присоединенную к городской канализации или к собственной системе очистных сооружений. Условия отведения сточных вод должны соответствовать требованиям «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» и в каждом конкретном случае согласовываться с территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Фекальная канализация должна быть отделена от производственной и иметь самостоятельный выпуск в коллектор.

Проектируемые здания должны иметь прямоугольную форму (рис. 2.23). Са-

нитарные разрывы между зданиями с естественным освещением (оконные проемы) должны быть равны расстоянию не менее наибольшей высоты до карниза противостоящих зданий. Ширину между крыльями здания (П-об-разная форма здания) устанавливают не менее полусуммы высот противостоящих зданий, но не менее 15 м. Строить здания с замкнутым двором (рис. 2.24) не рекомендуется.

Наименьшие расстояния между зданиями и сооружениями зависят от степени огнестойкости здания и категории производства. Наименьшим расстоянием между зданиями и сооружениями считается расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями при наличии выступающих конструкций. Допускается уменьшать пожарные разрывы между зданиями I, II и III степени огнестойкости с производствами категорий А, Б, В и Е, если предусмотрены стационарные автоматические системы пожаротушения.

При проектировании складов топлива, газгольдеров необходимо соблюдать регламентируемые разрывы.

Рис. 2.23. Генеральный, «лан клеєвого завода мощностью 1500 т в год:

/ — главный производственный корпус; 2—- административный корпус; J—центральная весовая; 4 — склад кости: J—отделение дробления кости; 6—транспортная галерея для сырья; 7—склад костной муки; 8— котельная; 9 — корпус подсобных цехов и материальный склад; 10— насосная станции; //— водонапорная башня; 12, /J —резервуары для питьевой и технической воды; 14— градирня; 15— склад бензина и кислоты; 16— котельная; 17— гараж; 18— грязеотстойник с бснзоуловителем; 19— канализационная станция; 20— аагонные весы грузоподъемностью 30т- 21 — зоны отдыха со спортивными площадками для рабочих

Рис. 2.24. Генеральный план типового мясокомбината (одноэтажный):

/— главный производственный корпус: А — мясожировой цех; Б — холодильник с машинным отделением и Іран форматорной подстанцией; В — мясоперерабатывающий цех; 2-~ административно-бытовой корпус; J— перехолні мостики; 4 — центральная весовая; S— корпус предубойного содержания скота; 6— корпус подсобных uext 7—площадка для материалов; S— котельная с тепловым пунктом; 9— конденсаторное отделение; 10— градира /7 —склад аммиака и масел; 12— санитарный блок; 13 — дезинфектор; 14— железнодорожные платформы; 15 -: томобильные платформы; 16 — весовая и загоны для скота; /7— пункт мойки и дезинфекции машин; 18— нефтеу) вктель и гризе уловитель; 19— площадка для наиша; 2й—водонапорная станция; 21 — пожарные резервуары:І воды; 22— канализационная станция; 23— песко- и жироловушка; 24— зоны отдыха со спортивными площадка

для рабочих

Пожарные депо надлежит располагать на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования. Пожарное депо, как правило, должно обслуживать группу предприятий (см. рис. 2.22, 2.25).

Радиусы обслуживания пожарным депо принимаются в зависимости от категории производства и площади застройки предприятий. При необходимости на предприятии предусматривают дополнительные пожарные посты, которые могут быть встроены в здания категорий В, Г и Д.

Выезды из пожарных постов и депо должны быть расположены так, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных потоков транспорта и пешеходов.

На территории предприятия должны быть предусмотрены противопожарные водоемы и система пожаро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: