Особенность монополии – способность удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменяются издержки. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Логично было бы предположить, что он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так. Ведь увеличение масштабов сопровождается для монополиста изменением величины спроса и предельного дохода, а не только изменением издержек. Он будет наращивать масштаб только до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR = LMC, где LMC – долгосрочные предельные издержки. В результате в долгосрочном периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем оптимальный выпуск. Это зависит, в частности, от соотношения между функцией спроса и функцией долгосрочных средних издержек.
рис. 3. Определение масштаба производства монополиста в долгосрочном периоде
Q1 – оптимальный масштаб
Qe – максимизирующий прибыль масштаб монополиста
Таким образом, в долгосрочном периоде монополия максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукта, при котором долгосрочный предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC)
- Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
Ценовая дискриминация – это монопольная практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами и данный товар нельзя перепродать. Монополист всегда устанавливает на сегменте с более эластичным спросом цену ниже, чем на сегменте с менее эластичным спросом.
|
Табл. 2. Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация I степени (совершенная дискриминация) | Производитель устанавливает цену на каждую единицу блага в соответствии с ценой спроса на последнюю. |
Ценовая дискриминация II степени (по объему покупки) | Цены блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки (может происходить в скрытом виде, в форме накидки к цене или скидки к ней) |
Ценовая дискриминация III степени (на сегментированных рынках) | Установление разных цен для разных категорий покупателей – студентов, пенсионеров, детей и др. |
- Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия
Негативные последствия монополии:
- Завышение цены.
Монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей – как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от покупки из-за высокой цены.
- Занижение объема выпуска.
Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
- Неэффективное использование привлеченных ресурсов
- Завышение прибыли.
Монополист получает экономически не обоснованную прибыль за счет ущерба, который наносится монополией благосостоянию потребителей.
- Консерватизм в управлении и торможение внедрения достижений НТП
Снижаются стимулы к развитию производства, внедрению технических новинок, совершенствованию качества.
|
Для характеристики негативных последствий монополизма используют такие понятия как социальная цена монополии, Х-неэффективность и др.
Социальная цена монополии – это чистые потери благосостояния общества, которые обусловлены монопольной властью.
Государственные антимонопольные инструменты: прямого и косвенного воздействия на монополию. К первым относятся законодательные меры, методы запрета, угрозы применения различных санкций и налогообложение прибыли монополиста, ко вторым – установление предельных цен, предельно допустимой нормы прибыли и др.
Издержки закрытой монополии могут быть очень высокими. Т.е. монополиям присуща так называемая «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» называют отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии.
Положительная роль монополий: только крупные предприятия располагают финансовыми возможностями для модернизации и развития производства, финансирования НИОКР, инноваций в управлении и др.
Доцент, к.э.н.,Рымкевич В.В.