Крестьяне и холопы по Соборному Уложению 1649 г.




 

Зависимость Крестьяне Холопы
Правовая    
Имущественная    
Поземельная    

 

При заполнении таблицы необходимо не только привести выдержки или раскрыть смысл, но и указать номера статей и глав.

Прежде чем приступить к анализу третьего вопроса, необходимо кратко рассказать историю возникновения «белых слобод», кому они принадлежали, и к каким последствиям их появление привело. Остановившись на причинах и процедуре ликвидации «белых слобод», перейти к характеристике процесса прикрепления к посадскому тяглу торгово-промышленного населения; сыска беглых; формирования населения (в том числе и за счет не посадского) на основе принадлежности их к посаду, родству, роду занятий и т.п. (ст. 1-3, 7-9, 13, 18-33, 35, 37, 38).

Далее необходимо сосредоточить внимание на проблеме формирования территории посада (ст. 1, 5-7, 9, 10, 15-17, 36, 37, 39, 40). Завершить ответ на вопрос характеристикой правового положения посадского населения и населения городов в целом. Следует выделить структуру городского населения, сравнить положение отдельных его категорий, соотнести эти материалы с материалами о положении крестьян и холопов (ст. 4, 11, 12, 34, 35, 36).

В ходе подготовки к ответу на четвертый вопрос можно свести материал в таблицу (с указанием глав и статей по тому или иному пункту):

 

Землевладение светских феодалов по законодательству

Середины XVII в.

 

Права Вотчина Поместье
Пожалование    
Права по отношению к крестьянам в области: а) судебной зависимости б) имущественной зависимости в) личной зависимости    
Наследование    
Отчуждение: а) конфискация б) обмен в) заклад г) покупка    

 

 

При ответе на вопрос нужно вспомнить, когда появляются основные формы феодального землевладения, какая тенденция в их развитии наблюдалась в XV – начале XVII вв. и с чем это было связано. Затем на основе статей Соборного Уложения показать состояние этих форм землевладения в середине XVII в., виды, условия и регламентацию земельных пожалований, защиты и расширения прав феодалов на землю по отношению к крестьянам. В центре ответа должен быть анализ следующих материалов Соборного Уложения: глава XVI, ст. 1, 14, 24-28, 35, 36, 39-44, 46, 48, 51, 60, 61, 63-68; глава XVII, ст. 1, 2, 9, 16-26, 37, 41-53.

Продолжая рассказ, установите и покажите (в сравнении) принципы наследования и другие права феодалов в распоряжении землями (глава XVI, ст. 10, 12, 13, 15, 17, 20-24, 30-34, 37, 54-57, 62; глава XVII, ст. 1-8, 10, 12-15, 43, 44). Четко определите, в каком случае производилась конфискация земельного владения, разрешались ли обмены, заклад или покупка владений (глава XVI, ст. 2-7, 23, 43, 49, 50, 54; глава XVII, ст. 2, 5, 6-8, 11, 27-36, 38, 42, 43, 54).

В заключение подумайте: с чем было связано усиление регламентации практически всех сторон феодального землевладения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какая взаимосвязь между событиями московского восстания 1648 года и последующим созданием Соборного уложения?

2. Каковы источники Соборного уложения 1649 года?

3. Что представляла собой царская власть по Соборному уложению 1649 года?

4. Как был организован сыск беглых крестьян по Соборному уложению 1649 года?

5. Чем было вызвано усиление ответственности за прием и держание беглых крестьян в середине XVII в.?

6. Какие статьи характеризуют процесс сближения положения крестьян и холопов?

7. Охарактеризуйте территорию посада и его население.

8. В чем состояла разница между правовым положением служилых людей «по прибору» и посадского населения?

9. Что представляла собой русская армия по Соборному уложению 1649 года?

10. Какие правовые различия существовали между вотчинной и поместьем в процессе их наследования и отчуждения?

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте главу II Соборного уложения. Какое наказание было предусмотрено за государственную измену для виновного и его родственников? От чего зависела степень наказания?

2. Прочитайте главу III Соборного уложения. Подумайте, чем были вызваны столь жесткие ограничения на использование оружия в Государевом дворе и суровое наказание за учиненные здесь драки и нанесенные увечья?

3. Найдите, какое наказание предусматривало Соборное уложение 1649 года за изготовление фальшивых денег. Как вы думаете, почему фальшивомонетчиков наказывали столь жестоко?

4. Прочитайте главу XXII Соборного уложения. Подумайте, почему за указанные в ней преступления предусматривалась смертная казнь. Обратите внимания на смягчающие вину обстоятельства и различие положений мужчины и женщины.

5. Прочитайте главу «О корчмах» (XXV) Соборного Уложения. Чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость выделения вопросов, касающихся данной сферы, в отдельную главу и столь детальной ее проработки?

 

 

Понятия по курсу «История России до XX века (часть 1) »

БАСКАК - (тюрк.), чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татарского ига. На Руси Баскаки появились в середине XIII в., но уже в начале XIV в. ханы были вынуждены сбор дани на Руси передать в руки русских князей.

БОЯРСКАЯ ДУМА - высший совет при князе (с 1547 - при царе) в Русском государстве X - начале XVIII вв.; состояла из представителей феодальной аристократии. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т.д. В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати): иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Боярская дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI в. в следствии наделения землей княжих мужей и их приравнивания к земским боярам боярская дума состояла только из бояр.

ВОТЧИНА - 1) комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. 2) Вид феодальной земельной собственности в России. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к X в. XI-XII вв. датируются известия о боярских и монастырских вотчинах.

ГОСУДАРСТВО - политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения. С политологической точки зрения государство есть организованная часть общества, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию.

ДИНАСТИЯ - (от греч. dynasteia - власть, господство), в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования (например, Романовы в России, Габсбурги в Австро-Венгрии, Валуа и Бурбоны во Франции и др.).

ИЗБРАННАЯ РАДА - круг приближенных царя Ивана IV Васильевича Грозного, фактически бывший неофициальным правительством в конце 40-50-х гг. XVI в. Руководящее положение в Избранной Раде занимали думный дворянин А. Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, думный дьяк И. М. Висковатый, князь А. М. Курбский и др. Избранная Рада обсуждала планы государственных реформ и внешней политики и руководила их осуществлением. От Избранной Рады зависели назначение военачальников и руководящих лиц центрального и местного аппарата управления, решения по многим судебным и местническим делам. Важное значение приобрел возглавляемый Адашевым Челобитный приказ, направлявший деятельность других учреждений. Серьезные изменения во внешней, а также во внутренней политике Ивана IV Васильевича привели к падению Избранной Рады в 1560 г.

ИНТЕРВЕНЦИЯ - (позднелат. interventio - вмешательство, от лат. intervenio - прихожу, вмешиваюсь), в международном праве вмешательство одного государства во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами.

ИСТОРИОГРАФИЯ - 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например, историография Смутного времени), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография). 2) Научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно научное познание истории развития общества.

КОРМЛЕНИЕ - способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и др. служилых людей. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV-XV вв. По земской реформе 1555-56 кормление было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

МЕСТНИЧЕСТВО - система феодальной иерархии в Русском государстве в XV-XVII вв. Название «местничество» произошло от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом. Тот из феодалов, который считал свое происхождение более древним, благородным и знатным либо личные свои заслуги значительными, занимал место ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. В силу местничества люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям из знатных фамилий, не обладавшим личными достоинствами. Интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, также вынуждали отменить местничество, которое и было ликвидировано решением земского собора 1682 г.

ОПРИЧНИНА, опришнина - (от древнерусского опричный - особый; в XIV-XV вв. опришниной называли особое владение, выделенное членам великокняжеской династии), 1) название государева удела в 1565-1572 гг. (его территорий, войска, учреждений). 2) Наименование внутренней политики правительства Ивана IV Васильевича Грозного в те же годы.

«ОТХОЖИЕ» ВОЛОСТИ – волости, вышедшие из-под власти воевод в XVII в., получившие жалованные грамоты, по которым воеводы лишались права сбора налогов с местного населения и не могли их судить.

ПАС – знак, клеймо, тавро, метка, печать, подпись, цифра, буква и т.п. В традиционном быту пас – знак собственности ставили с помощью зарубок, нарезок или начертаний углем, мелом, дегтем на самых различных объектах семейной и личной собственности: амбарах, лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на бревнах, жердях, поленницах дров; на мешках с зерном, на счетных бирках и т.п. Особыми пасами отмечали земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный пас ставили в качестве подписи на различные документы – счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции.

С распространением грамотности пасы собственности были вытеснены инициалами и личными подписями, но в некоторых случаях они используются до настоящего времени.

ПОГОСТ - административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока -погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница). В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населенных пунктов (аналог современных сельских поселений,

муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населенные пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц.

ПОЛЮДЬЕ - ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в Х-ХШ вв. с целью кормления и сбора податей. По словам Константина Багрянородного, объезд людей производился в ноябре -апреле. По-видимому, князья во время полюдья останавливались в погостах -административно-хозяйственных центрах земель, где они кормились, а также производили суд над подданными.

ПОМЕСТЬЕ - 1) в широком значении - комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав на феодально-зависимых крестьян; в более узком, специальном значении - крупное или среднее феодальное хозяйство, в котором большую часть всей земельной площади составлял домен, обрабатывавшийся барщинным трудом крепостных крестьян. 2) Вид феодального землевладения в России конце XV - начале XVIII вв. Термин «поместье» возник как название земельного участка, предоставлявшегося дворянам за военную службу, первоначально без права наследования и продажи. В XVI-XVII вв. шло сближение поместья с вотчиной, установилось наследственное владение поместья. С изданием в 1714 г. Указа о единонаследии произошло слияние поместий с вотчинами в единый вид земельной собственности дворян - имения. В XVIII - начале XX вв. термин «поместье» употреблялся как синоним слова «имение».

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово-ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «посадские люди» («посажане») происходит от слова посад и встречается в источниках с 40-х гг. XV в. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России X-XVIII вв. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни.

РАСКОЛ - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. Поводом для возникновения раскола, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 г. начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного расколом.

РЕГЕНСТВО - в монархических государствах временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха. Условия установления регентства и порядок его осуществления регулируются нормами конституций или органических законов либо особыми законами, принимаемыми парламентом в начале каждого царствования. Регент (коллегиальный или единоличный) осуществляет всю полноту власти за недееспособного или отсутствующего монарха, он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период осуществления регентских полномочий.

РЕФОРМА - (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

СЛОБОДА - тип сельского поселения феодального периода. Образовывалась на основе жалованной грамоты, выданной правительством основателю с правом «копить слободу», созывать на поселение беглых крестьян. Первопоселенцы слободы на несколько лет освобождались от феодальных повинностей, чтобы закрепились на месте и создали свое хозяйство. Слободы могли быть не земледельческими, а промысловыми поселениями. В Коми крае слободы были редкими. По окончании льготного срока слобода переходила в категорию погоста, и ее жители облагались налогами и повинностями на общих основаниях.

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ - общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве XV-XVII вв. Большинство служилых людей состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым людям относилась и боярско-княжеская феодальная знать. Служилые люди делились на несколько групп. Высшую из них составляли думные чины; бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки, -должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Ниже этой группы находились путные бояре - бояре, стоявшие во главе путей - отдельных отраслей в дворцовом хозяйстве (конюший, ловчий, стольничий, чашничий и др.). К следующей группе относились чины московские - дворяне, несшие службу при дворе великих московских князей и царей и в приказах. Последней группой служилых людей - дворян были чины уездные, состоявшие из дворян городовых (провинциальных дворян) и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Все эти категории назывались служилыми людьми по отечеству, т.к. их служба, как правило, переходила от отца к сыну. Кроме этого, были служилые люди «по прибору», которых набирали из людей разных сословий (пушкари, стрельцы и пр.). Служилые люди «по прибору» не были феодальными собственниками, а получали денежное и хлебное жалованье и лишь иногда земельные наделы. Термин «служилые люди» исчез в начале XVIII в. в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии.

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI- начале XVII в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории Росс ш.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви (см. Раскол) происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении «крестного знамения» и др.).

ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки сохранились во всех религиях. С возможными пережитками тотемизма были связаны некоторые суеверия, предубеждения к отдельным видам пищи (мясо медведя, зайца и др.), особое отношение к ряду животных и фольклорные сюжеты на эту тему.

УРОК - фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Введение уроков являлось частью административной реформы, проведенной княгиней Ольгой в X веке, когда она разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки, а по «Русской правде» кроме того и штраф, возмещение ущерба потерпевшему либо его семье.

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ - процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси - с XII по XV в. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.). В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. - 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV в., когда

большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.

ЭРА - (от лат. аега - отдельное число, исходная цифра), 1) в хронологии - начальный момент системы летосчисления, отмеченный некоторым действительным или легендарным событием, а также и сама система летосчисления. 2) Крупный исторический период, коренным образом отличающийся от предшествующего.

ЭТНОГЕНЕЗ - (от греч. ethnos - племя, народ и...генез), процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Этногенез - начальный этап этнической истории: по завершении этногенеза может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

ЯЗЫЧЕСТВО - (от церк.-слав. языцы - народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий в литературе христианских народов. Боги язычества олицетворяли стихии природы. Суть языческих культов - магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны.

ЯРЛЫК - письменные документы, исходившие от монголо-татарских ханов. Ханскими ярлыками называлась дипломатическая документация, а также документы внутригосударственного управления в Золотой Орде и в возникших после ее распада Крымском, Казанском и Астраханском ханствах. В период монголо-татарского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое или удельное княжение (их тексты до нас не дошли). Сохранился комплект ханских ярлыков русским митрополитам, по которым владения русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: