Код компетенции | Индикаторы достижения | Критерии оценивания | |||
Неудовлет- ворительно | Удовлетво- рительно | Хорошо | Отлично | ||
ПК-1 | Знать - Основные исторические события, их даты, причины, ход и следствия, преобладающих оценок основных исторических событий в историографии, основную источниковую базу сведений о данных событиях. | Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. | Знает менее половины исторических событий, предусмотренных содержа тельной частью соответствующего модуля, допускает неточности в датировках, неуверенно излагает причины, ход и следствие исторических событий, путает факты; имеет весьма поверхностное представление об источниках и историографии событий. | Знает о большей части основных исторических событий, допускает отдельные неточности в датировках, связно излагает причины, ход и следствие исторических событий, называя при э том верные, но не многочисленные факты; имеет представление о большей части источников и об основных точках зрения, высказывавшихся в истории. | Знает обо всех исторических событиях, предусмотренных содержательной частью соответствующего модуля, не допускает ошибок в датировках, верно излагает причины, ход и следствие событий, приводя при этом многочисленные факты; обладает широкими знаниями в области историографии вопроса и хорошо описывает основную источниковую базу. |
Уметь - Использовать базовые знания по истории в исторических исследованиях в качестве аргумента, включать их в нововыстроенный нарратив, давать критическую оценку историческим данным, вес-ти дискуссию по теме собственного исторического исследования. | Не умеет использовать исторический материал для изложения суждений, анализа информации. | Слабо усматривает связь между известными историческими событиями и темой самостоятельного исследования, приводит ошибочную аргументацию, небогато иллюстрирует собственное исследование событиями, показывает слабую готовность к профессиональной дискуссии. | Усматривает связь между известными историческими событиями и темой самостоятельного исследования, приводит немногие аргументы, небогато иллюстрирует собственное исследование событиями, способен вести дискуссию на профессиональные темы. | Хорошо видит с вязь между известными историческими событиями и темой самостоятельного исследования, приводит убедительную аргументацию, щедро иллюстрирует собственное исследование событиями, способен к организации нарратива большого объема, умело ведет дискуссию на профессиональные темы. | |
Владеть - Способностью анализировать разнородные исторические факты, обобщать значи- тельное число исторических данных, владеть мастерством доказывать собственную точку зрения, приводя разнообразную аргументацию. | Не владеет исторической терминологией, не способен конструировать описательные и оценочные суждения. | Анализирует менее половины исторических событий, предусмотренных содержательной частью соответствующего модуля, обобщает небольшое число исторических данных, допуская при этом логические и факто логические ошибки, не стремится или не умеет доказывать свою точку зрения. | Анализирует более половины исторических событий, предусмотренных содержательной частью соответствующего модуля, не допуская значительных ошибок, обобщает исторические данные, стремится к доказательству собственной точки зрения, способен привести некоторое число аргументов в ее подтверждение. | Глубоко анализирует многообразные и разнородные исторические события, убедительно обобщает значительное число исторически х данных, стремится к доказательству собственной точки зрения, свободно находит большое число аргументов в ее подтверждение. |
Код компетенции | Индикаторы достижения | Критерии оценивания | |||
Неудовлет- ворительно | Удовлетво- рительно | Хорошо | Отлично | ||
ПК-5 | Знать – основные исторические события, основные формы политической организации общества, причины, обусловивших различные исторические типы политической организации общества | Не знает исторических событий, датировок, не имеет представления о политической организации общества. | Знает отдельные исторические события, путается в большей части датировок, имеет поверхностные представления о политической организации общества, слабо представляет причины, их обусловившие. | Знает о большей части основных исторических событий, допускает незначительные ошибки в датировке, имеет представления о различных типах политической организации общества, называет отдельные причины, их обусловившие | Знает приближенно максимальное число основных исторических событий, правильно их датирует, имеет развернутое представление о различных типах политической организации общества, хорошо представляет причины, их обусловившие. |
Уметь - различать частное и закономерное в историческом процессе, умеет отличать движущие силы от простых участников и рядовых фактов событий, умеет давать объективную оценку насилия и роли человеческой личности в истории | Не определяет частное и закономерное в истории, движущие силы с рядовыми участниками и фактами, не дает оценки насилия и роли отдельной личности, не называет вооруженные конфликты и исторические личности. | Путается при определении частного и закономерного в истории, смешивает движущие силы с рядовыми участниками и фактами, не дает объективной оценки насилия и роли отдельной личности, называя при этом отдельные вооруженные конфликты и исторических личностей. | Хорошо различает частное и закономерное в истории, грамотно определяет движущие силы исторических событий, дает объективную оценку насилия и роли отдельных героев истории. | Хорошо различает частное и закономерное в истории, грамотно определяет движущие силы исторических событий, не сбивается при встрече с рядовыми участниками и фактами и не пытается смешать и х с движущими силами, дает объективную оценку насилия и роли отдельных героев истории. | |
Владеть - способностью к обобщенному видению мировой истории, способен опереться на известные философско-исторические концепции, способен критически анализировать предложенные концепции. | Не имеет представления о картине мировой истории, не называет и не способен оценить философско-исторические концепции. | Имеет поверхностное представление о картине мировой истории, называет, но не способен оценить философско-исторические концепции. | Имеет целостное представление картины мировой истории, способен опереться на одну философско- историческую концепцию и критически ее проанализировать или сопоставить несколько концепций. | Имеет целостное представление картины мировой истории, знает о нескольких философско-исторически х концепция х мировой истории, способен к критическому анализу каждой из них. |
Код компетенции | Индикаторы достижения | Критерии оценивания | |||
Неудовлет- ворительно | Удовлетво- рительно | Хорошо | Отлично | ||
ПК-6 | Знать - содержание основных исторических событий, основных оценок событий в историографии, исторических источников по избранной тематике. | Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. | Знает отдельные исторические события, путается в большей части датировок, неуверенно излагает ход событий, путается в историографических оценках. | Знает о большей части событий, предусмотренных соответствующим модулем, допускает незначительные ошибки в датировке, излагает основной ход событий, воспроизводи т некоторые оценки событий в историографии. | Знает о приближенном к максимуму числе событий, предусмотренных содержательной частью соответствующего модуля, безошибочно их датирует, излагает основной ход событий, воспроизводит несколько историографических оценок. |
Уметь - использовать базовые знания по истории в исторических исследованиях и при оценке актуальных проблем современности в качестве аргумента, включать их в новый нарратив, давать критическую оценку историческим данным, вести дискуссию по теме собственного исторического исследования. | Не усматривает связь между известными историческими событиями, темой самостоятельного исследования и актуальными проблемами современности, не приводит аргументацию, не иллюстрирует собственное исследование событиями, не показывает готовность к профессиональной дискуссии. | Слабо усматривает связь между известными историческими событиями, темой самостоятельного исследования и актуальными проблемами современности, приводит ошибочную аргументацию, небогато иллюстрирует собственное исследование событиями, показывает слабую готовность к профессиональной дискуссии. | Усматривает связь между известными историческими событиями, темой самостоятельного исследования и актуальными проблемами современности, приводит немногие аргументы, небогато иллюстрирует собственное исследование событиями, способен к самостоятельному синтезу нарратива небольшого объема, способен вести дискуссию на профессиональные темы. | Хорошо видит связь между известными историческими событиями и темой самостоятельного исследования, и актуальными проблемами современности, приводит убедительную аргументацию, щедро иллюстрирует собственное исследование событиями, способен к синтезу нарратива большого объема, умело ведет дискуссию на профессиональные темы. | |
Владеть - способностью критически анализировать базовую историческую информацию, вести дискуссию, обращаясь к различным оценкам исторических событий в историографии и оперируя базой источников. | Не пытается оценивать исторические события, не стремится вникнуть в их суть, не демонстрирует готовность к дискуссии | Неуверенно и наивно оценивает исторические события, не стремится вникнуть в их суть, не демонстрирует готовность к дискуссии, путается в существующих точках зрения | Способен к поверхностному анализу исторических событий, различает их основные элементы, не вникая глубоко в суть событий, демонстрирует готовность к дискуссии, опирается на отдельные точки зрения в историографии. | Способен к анализу исторических событий, различает их основные элементы, пытается вникнуть в суть событий, ведет дискуссию, опираясь на различные историографические оценки. |
Код компетенции | Индикаторы достижения | Критерии оценивания | |||
Неудовлет- ворительно | Удовлетво- рительно | Хорошо | Отлично | ||
ПК-7 | Знать - основные традиционные и инновационные подходы классической и современной историографии в контексте развития истории как академической науки. | Не может назвать историографические школы, включенные в программу соответствующих курсов, не называет признаки принадлежности к историографическим школам и не приводит примеры исследований, иллюстрирующих данные особенности. Не может при вести имена исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, назвать и разъяснить основные критерии, по которым исследователя относят к соответствующей историографической традиции. Не знает имена значимых исследователей, оказавших наибольшее влияние на изучение ключевых проблем отечественной и мировой истории. | Может назвать более половины историографических школ, включенных в программу соответствующих курсов, с незначительными ошибками называет основные признаки принадлежности к большинству историографических школ и приводит примеры исследований, иллюстрирующих данные особенности. Может при вести отдельные имена исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, назвать и разъяснить основные критерии, по которым исследователя относят к соответствующей историографической традиции. Знает отдельные имена наиболее значимых исследователей, оказавших наибольшее влияние на изучение ключевых проблем отечественной и мировой истории. | Может назвать подавляющее большинство историографических школ, включенных в программу соответствующих курсов, без существенных ошибок называет и раскрывает основные признаки принадлежности к большинству историографических школ, приводит примеры исследований, иллюстрирующих данные особенности. Может при вести имена исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, назвать и разъяснить критерии, по которым исследователя относят к соответствующей историографической традиции. Знает имена и важнейшие особенности концепций наиболее значимых исследователей, оказавших влияние на изучение ключевых проблем отечественной и мировой истории. | Уверенно называет историографические школы, включенные в программу соответствующих курсов, без ошибок перечисляет и раскрывает основные признаки принадлежности к различным историографическим школам, анализирует содержание исследований, иллюстрирующих данные особенности. Приводит имена значительного круга исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, знает различные историографические особенности наиболее значимых исследований в различных областях отечественной и мировой истории. |
Уметь - использовать базовую историческую информацию в историографических исследованиях и при оценке актуальных проблем изучения истории в качестве аргументов, способен синтезировать из нее новый нарратив. | Не привлекает историографические наблюдения при анализе исторической информации, не может использовать труды историков в качестве опоры для аргументации отдельных положений в историческом исследовании. Испытывает сложности с установлением взаимосвязей между различными историографическими школами и при характеристике различий в оценках актуальных проблем исторического исследования. | Привлекает историографические наблюдения при анализе исторической информации, может использовать труды историков в качестве опоры для аргументации отдельных положений в историческом исследовании. Испытывает незначительные сложности с установлением взаимосвязей между различными историографическими школами и при характеристике различий в оценках актуальных проблем исторического исследования. | При анализе исторической информации регулярно использует результаты, полученные при работе с историографией, привлекает труды историков в качестве опоры для аргументации основных положений в историческом исследовании. Способен установить и разъяснить взаимосвязь между различными историографическими школами, дает развернутую характеристику различий основных историографических школ в оценках актуальных проблем исторического исследования. Способен сформулировать собственную позицию в ходе актуальной историографической дискуссии. | При анализе исторической информации регулярно использует результаты, полученные при самостоятельной систематической работе с историографией, привлекает труды историков в качестве опоры для аргументации основных положений в историческом исследовании. Дает целостную и систематическую характеристику особенностей позиций представите лей различных историографических школ по актуальным проблемам исторического исследования, способен подвести итоги историографических дискуссий и разъяснить собственную позицию по диску тируемым проблемам. | |
Владеть - способностью анализировать основные теории социогуманитарного цикла, на которых выстроены ведущие концепции важнейших историографических направлений и школ. | Не может историографические школы, включенных в программу соответствующих курсов, не называет основные признаки принадлежности к большинству историографических школ и не приводит примеры исследований, иллюстрирующих данные особенности. Не может при вести отдельные имена исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, назвать и разъяснить основные критерии, по которым исследователя относят к соответствующей историографической традиции. Не знает отдельные имена наиболее значимых исследователей, оказавших наибольшее влияние на изучение ключевых проблем отечественной и мировой истории. | Может назвать более половины историографических школ, включенных в программу соответствующих курсов, с незначительными ошибками называет основные признаки принадлежности к большинству историографических школ и приводит примеры исследований, иллюстрирующих данные особенности. Может при вести отдельные имена исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, назвать и разъяснить основные критерии, по которым исследователя относят к соответствующей историографической традиции. Знает отдельные имена наиболее значимых исследователей, оказавших наибольшее влияние на изучение ключевых проблем отечественной и мировой истории. | Может назвать подавляющее большинство историографических школ, включенных в программу соответствующих курсов, без существенных ошибок называет и раскрывает основные признаки принадлежности к большинству историографических школ, приводит примеры исследований, иллюстрирующих данные особенности. Может привести имена исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, назвать и разъяснить критерии, по которым исследователя относят к соответствующей историографической традиции. Знает имена и важнейшие особенности концепций наиболее значимых исследователей, оказавших влияние на изучение ключевых проблем отечественной и мировой истории. | Уверенно называет историографические школы, включенные в программу соответствующих курсов, без ошибок перечисляет и раскрывает основные признаки принадлежности к различным историографическим школам, анализирует содержание исследований, иллюстрирующих данные особенности. Приводит имена значительного круга исследователей, принадлежащих к соответствующим школам, знает различные историографические особенности наиболее значимых исследований в различных областях отечественной и мировой истории. |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Контрольные работы
Контрольная работа студента направлена на формирование способностей использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории и понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.