Общее знакомство с темой.




Студент должен начать работу над курсовым сочинением с изучения соответствующей главы учебника и составления по ней подробного конспекта. После предварительного знакомства с темой, студент должен найти относящиеся к ней работы методологического и теоретического характера. Это могут быть основополагающие труды западноевропейских и отечественных философов и историков, которые позволят понять и правильно оценить исследуемые исторические явления.

Затем необходимо ознакомиться с источниками по избранной теме. После определения круга источников студент должен подобрать относящуюся к теме научную литературу, то есть изучить библиографию вопроса и составить картотеку. Для ее составления студент может воспользоваться специальным библиографическим указателями. Следует строго соблюдать правила библиографической работы: выписывание изданий на отдельных карточках, полнота библиографического описания, систематизация карточек, расположение их по алфавиту и т. д.

Проделав эту работу, студент может приступить к выработке чернового плана будущего сочинения. Работа не должна иметь более двух-трех глав, но эти главы должны быть очень подробно «развернуты» по пунктам, то есть студент составляет рабочий план курсового сочинения, которого он придерживается при его написании. План поможет логично изложить материал и уточнить в дальнейшем структуру и содержание работы.

 

Изучение источников и научной литературы.

При изучении источников и литературы студенту рекомендуется придерживаться хронологического принципа, то естьидти от более ранних материалов к более поздним. Это делается с той целью, чтобы выявить преемственность, зависимость и новизну в исследованиях тех или иных авторов.

В процессе изучения литературы и источников необходимо делать выписки того материала, который предполагается включить в работу. Выписки желательно выполнять на отдельных листах, каждый раз фиксируя фамилию и инициалы автора, название его работы, место, год издания и страницу. Это поможет в последующем без всякого затруднения оформить ссылки.

Вполне возможно, что в ходе изучения материала произойдет корректировка плана: отдельные вопросы могут оказаться упущенными, а некоторые будут нуждаться в новой формулировке.

Закончив изучение источников и литературы, студент может приступить к систематизации накопленного материала в соответствии с пунктами плана. Распределяя материал, он должен обратить внимание на степень обеспеченности каждого раздела плана источниками и литературой, сопоставить с конспектом основополагающей работы. Это анализ позволит ответить на следующие вопросы: весь ли материал источников был учтен авторами, обратившимися к этой теме; все ли проблемы ими были разрешены; в чем заключается актуальность собственного исследования студента.

Оформление курсовой работы.

Без преувеличения можно сказать, что этот последний этап работы является самым главным. Поэтому студент должен заранее продумать, сколько времени он должен оставить для оформления работы. Имеются расчеты, согласно которым для написания курсового сочинения требуется минимум полтора месяца. Следовательно, всю предварительную работу студент должен проделать в течение первого семестра для того, чтобы в феврале, после каникул, приступить к написанию сочинения. В начале апреля научному руководителю должен быть представлен полный черновой вариант работы, а затем доработан в соответствии со сделанными замечаниями.

Писать нужно обязательно с черновиком; написанную начерно часть стараться в тот же день переписать набело. Большую часть времени следует оставлять на переписку черновика, поскольку при переписке возникает необходимость в переработке, в сокращении или расширении текста. Писать, разумно членя текст на абзацы (3-5 на страницу). По мере написания необходимо сразу правильно оформлять научный аппарат. Все листы работы должны быть пронумерованы.

 

Структура работы.

Структура работы должна быть строго выдержана. Работа должна иметь введение, главы, раскрывающие содержание работы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (если в них имеется необходимость).

Пожалуй, наибольшие затруднения вызывает написание введения. Оно должно содержать следующие обязательные структурные элементы:

· постановку проблемы и определение научной и общественно-политической значимости темы

· обоснование хронологических рамок исследования

· характеристику использованных источников

· обзор использованной литературы (историографический обзор)

· определение методологической основы работы

· формулировку объекта и предмета исследования

· определение цели и задач работы

· обоснование структуры работы

 

Постановка проблемы и определение научной и общественно-политической значимости темы

Введение должно начинаться с постановки проблемы и определения ее научной и общественно-политической актуальности. Постановка проблемы состоит из ряда шагов: выделения центрального вопроса проблемы; фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; предположительного описания ожидаемого результата. Для того, чтобы правильно поставит проблему, необходимо выделить в проблеме подвопросы, которые позволят получить ответ на основной проблемный вопрос, определить последовательность решения подвопросов, ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, отграничить известное от неизвестного в избранной области изучения. Актуальность - обязательное требование к любой курсовой работе. Эта часть введения показывает, насколько правильно ее автор понимает и оценивает свою тему с точки зрения современности и социально-политической значимости.

Обоснование хронологических рамок исследования

Студент должен четко представлять, в каких хронологических рамках ему предстоит проводить свое исследование, чем обусловливаются верхняя и нижняя грань исследования и хорошо представлять себе общий ход исторического развития в рассматриваемый период.

Характеристика использованных источников.

Приступая к описанию использованных в работе источников по теме исследования, следует ознакомиться со специальной источниковедческой литературой, которая позволит правильно их охарактеризовать. Если в работе использовано несколько исторических источников, характеристика начинается с их систематизации, то есть следует определить основные и дополнительные источники, а затем перейти к конкретной характеристике каждого из них, применяя критический анализ. Прежде всего следует классифицировать источник, а затем перейти к положениям общего характера: времени жизни автора, условий формирования его политических взглядов, цели написания труда. Далее необходимо рассмотреть источники его информации - важно выявить, пользовался ли автор первичными источниками или брал сведения из вторых рук. Главная же задача состоит в том, чтобы определить, какую информацию, какой степени полноты и достоверности предоставляет тот или иной источник по различным аспектам проводимого исследования. Следует обратить внимание на возможную тенденциозность источников. В завершение характеристики источников делается заключение о степени их репрезентативности для темы исследования.

Историографический обзор

Вслед за характеристикой исторических источников студент должен дать характеристику использованной им для написания курсовой работы научной литературы. Это один из наиболее сложных для студента структурных элементов. Недопустимо просто перечислить имена ученых и названия написанных ими работ. Следует критически проработать каждое исследования и показать, насколько тема изучена западноевропейскими и отечественными антиковедами. Внутри указанных разделов историография вопроса излагается исходя из принадлежности автора к тем или иным научным направлениям, а также характера (общего, более узкого или специального) его труда. При написании историографического обзора можно применить и хронологический принцип. Историографический обзор завершается выводом о степени изученности исследуемой студентом темы.

Определение методологической основы работы

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы теоретического исследования и логико-теоретические методы, которые служат инструментом в выявлении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Важным моментом в работе над курсовым сочинением является также уточнение терминологии изучаемой проблемы. Для этого студенту можно рекомендовать составить картотеку применяемых терминов и понятий со ссылкой на источник (в данном случае, это будут словари и литература справочно-энциклопедического характера).

Формулировка объекта и предмета исследования

Обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета введения. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы.

Определение цели и задач работы

Конкретизация темы курсовой работы осуществляется также в процессе определения цели и задач исследования. Цель ставится для того, чтобы понимать, какого рода результат должен быть достигнут в ходе изучения проблемы. Цель разбивается на ряд задач (как правило, их число соответствует числу глав в работе), которые имеют, в отличие от цели более конкретный характер. Формулировки задач необходимо делать как можно тщательнее, так они, в конечном счете, приводят к правильным формулировкам названий глав.

Обоснование структуры работы

Введение заканчивается обоснованием структуры работы, которая определяется поставленными задачами.

 

 

Экзамены

Экзамены направлены на установление уровня развития способностей использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории и понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

 

Экзамены по дисциплине «История России до XX века», часть 1 «История России с древнейших времен до начала XVIII века» может проводиться в письменной или устной форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: