Контроль над лицами, освобожденными от наказания.




 

Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно - правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В специальной литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права. Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Уголовным кодексом РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно - досрочно, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - "уполномоченным на то специализированным государственным органом". Точное название последнего, видимо, будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации". Таким органом могут стать уголовно - исполнительные инспекции.

Применяя условно - досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор является принудительной мерой и применяется в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания. Надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

В случае нарушения правил административного надзора поднадзорные могут привлекаться к административной ответственности по ст. 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с взысканием штрафа от 10 до 50% минимального размера месячной оплаты труда.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п. 3.3.7 Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 июля 1992 года, участковый инспектор обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока вследствие прежде всего большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят административные штрафы и спокойно нарушают правила административного надзора (ведь штрафы несущественные). В перспективе планируется заменить его иными формами социально - правового контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.


Заключение

 

Условия жизни человека постоянно меняются и он постоянно должен адаптироваться к тем или иным условиям: устройство на новую работу, окончание учебного заведения, свадьба и т. д. – все это происходит в нормальных условиях, вне изоляции от общества. Человеку же, который осужден к изоляции от общества приходится адаптироваться к новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе, условиям ИТУ. После освобождения от наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий ИТУ, условиям свободы. При этом он сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно нужно обратить внимание на решение прежде всего проблем социального характера. Таких как трудоустройство, обеспечение жильем, установление нормальных отношений с семьей, с трудовым коллективом – с микросредой и пр. Начинать социальную адаптацию нужно еще в стенах ИТУ, по примеру Запада. И такая работа ведется созданными центрами социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных от наказания, но такие учреждения есть не во всех городах, а в тех, которых есть их очень мало.

Условия освобождения от наказания способствуют социальной адаптации, но эти условия существуют только на бумаге, а на деле осуществляются в очень небольшом объеме. Это связано как с администрацией ИТУ, так и с самими заключенными. По сути надо пересматривать всю уголовно-исполнительную систему, переподготавливать кадры ИТУ, принимать новые законы, и изменять общественное сознание, направляя его в позитивную сторону.


Список использованных источников:

 

1. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

2. Зборовский Г. Е. Общая социология.

3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации.// под ред. Скуратова Ю. И.

4. Словарь по социальной работе.

5. Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1992.

6. Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков 1990.

7. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. Под ред. А. И. Рарога.

 

Электронные издания:

 

1. Информационное приложение “Бывшие зеки” (список организаций помогающим в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге) https://www.spb.ru/ptchela/i_org_r3.html

2. Комментарий к УИК РФ. https://rus-code.virtualave.net/

3. Фещук А. Зарубежное законодательство о предоставлении отпусков осужденным. https://gw.rile.ryazan.ru/index

 


[1] Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

[2] Словарь по социальной работе.

[3] Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

5 Словарь по социальной работе.

[4] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: