По рассказу В.П.Астафьева
"Далекая и близкая сказка"
Учитель: Фоблачева С.Н.
г. Урюпинск 2020 г.
Тема урока: Любовь к Родине
(План-конспект урока по повести В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»)
Цель урока:
- Знакомство с идейно-нравственным содержанием рассказа В.П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка».
Задачи урока:
- обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;
- развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;
- воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Методы - погружение в текст посредством прослушивания, чтения, выявления средств выразительности и их роли.
Технологии: технология развития критического мышления через прослушивание, чтение и письмо, здоровьесберегающая технология.
Оборудование: текст рассказа "Далекая и близкая сказка В.П.Астафьева, запись полонеза "Прощание с Родиной" Михала Клеофаса Огинского; видеозапись повести В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка», видео физминутки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемый результат:
- закрепление и осознание изученного материала по литературе, истории, музыке;
- устойчивый интерес к истории родины и других стран;
- интерес к предметам, к процессу обучения;
- умение характеризовать поступки героев.
Ход урока:
1. Мотивационный этап урока. Целеполагание.
а) вступительное слово учителя:
Учитель:
- Чувство родины – одно из главнейших чувств, оно делает жизнь человека осмысленной, наполненной особым содержанием. Многие соединяют свою жизнь и судьбу с судьбой родины на всю жизнь, отпущенную человеку.
Учитель:
- За последние годы произошли большие изменения. Люди очерствели душой, волна равнодушия захлестнула многих. Вот почему умирают деревни, забывают в этих деревнях больных стариков. Утрачивается связь с родной землей, со своими корнями, появляется равнодушие друг к другу, к своим близким, к своей земле, искореженной железом, отравленной химией, всеми забытой и поросшей бурьяном. И стоят заколоченными дома, осыпаются в заросших садах переспелые яблоки, засоряются колодцы, разоряются могилы прародителей. Мы ощущаем, как из нашей жизни исчезают добро, бескорыстие и милосердие. Все меньше остается доброты, любви, копится лишь опыт жестокости и бессердечия. Как раньше при нашем молчаливом согласии разрушались храмы, созданные руками наших предков-творцов, так и сейчас порой без всякой нужды и смысла сносятся исторические памятники. Что же с нами происходит? Мы так любим свою родину, но в то же время зачастую так безучастны к ней.
- Спасение памяти начинается с выздоровления собственной души. Ведь у каждого есть отчий дом, где учили жить по совести и чести. Родина всегда была спасительницей, она давала силы на исцеление и возрождение души. И как хочется порой бросить все и уехать туда, в родные места, подышать воздухом радости и детства!
б) постановка проблемного вопроса и темы урока:
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с повестью Виктора Петровича Астафьева “Далекая и близкая сказка”. В ней рассказывается о трагедии человека, которого лишили родины. Речь идет о человеке, родиной которого была Польша. Он никогда не видел своей родины, так как родился уже вне ее. Но мысль о родине согревала его, помогала преодолевать тяготы и невзгоды на чужбине. Связующей нитью с далекой родиной для нашего героя была музыка польского композитора Огинского, особенно – полонез Огинского “Прощание с родиной”. Эту вечную музыку наш герой воспроизводил на скрипке, своем любимом инструменте. (Звучит в записи полонез М.Огинского “ Прощание с родиной». https://youtu.be/qR3kUFr5F9c )
- Послушайте небольшое сообщение об Огинском: Огинский Михаил Андреевич (1765 – 1833) – граф, польский государственный деятель, композитор, скрипач. С 19 лет состоял на государственной службе, был депутатом четырехлетнего сейма. В 1793 – 1794гг. занимал должность государственного казначея. Участвовал в восстании под руководством Костюшко (1794г.). После подавления восстания был изгнан из Польши. Покидая родину, он написал свой знаменитый полонез “Прощание с родиной”.