Тема 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тесты и задачи
1. Параллельный сдвиг линии бюджетного ограничения вправо связан с:
а) ростом дохода;
б) падением дохода;
в) увеличением полезности;
г) ростом спроса.
2. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200, 300, 400, 500;
б) 200, 450, 750, 1100;
в) 200, 400, 1600, 9600;
г) 200, 180, 150, 110.
3. Какой ряд значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 10, 18, 25, 31;
б) 10, 18, 28, 38;
в) 10, 18, 24, 30;
г) 10, 18, 22, 34.
4. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 тыс. рублей. Цена товара А равна 1 тыс. рублей, а цена товара В – 0,5 тыс. рублей. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?
а) 8А и 1В;
б) 7А и 1В;
в) 6А и 6В;
г) 5А и 6В.
5. Утверждение, которое говорит о том, что полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров – это закон:
а) спроса;
б) полезности;
в) убывающей предельной полезности;
г) рынка.
6. Потребительское равновесие на карте кривых безразличия – это:
а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;
б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;
в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;
г) любая точка, расположенная на бюджетной линии.
7. Какое из следующих утверждений является неверным?
а) каждая точка кривой безразличия означает комбинацию товаров;
б) каждая точка кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;
в) все точки кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности;
г) все точки бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности.
|
8. Способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей – это:
а) необходимость;
б) желание;
в) полезность;
г) спрос.
9. Полезность каждой дополнительной единицы потребленного блага – это:
а) предельная полезность;
б) предельные издержки;
в) предельный доход;
г) предельная производительность.
10. Кривая, которая показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя,– это:
а) линия бюджетного ограничения;
б) кривая безразличия;
в) изокоста;
г) кривая средних издержек.
11. Кривая, показывающая, какие потребительские наборы можно приобрести при данном бюджете потребителя, – это:
а) кривая безразличия;
б) линия бюджетного ограничения;
в) кривая «цена-потребление»;
г) изокванта.
Ответы: 1. а); 2. г); 3. а); 4. г); 5. в); 6. в); 7. г); 8. в); 9. а); 10. б); 11. б).
Задача. Потребитель, располагающий доходом в 9 ден. единиц, делает выбор между двумя товарами А и Б, цены на которые соответственно 2 и 1 ден. единиц. Определите, сколько единиц каждого товара ему следует купить, чтобы максимизировать полезность. Предельная полезность товаров приведена в таблице.
Количество товара А | Предельная полезность товара А | Количество товара Б | Предельная полезность товара Б |
Решение. Согласно правилу максимизации полезности, потребитель максимизирует свою полезность, когда отношение предельных полезностей товаров в потребительском наборе будет равно отношению их цен:
|
Так как цены на товар А и товар Б известны из условия задачи, то получаем:
Таким образом, потребитель, расходуя весь свой доход в размере 9 ден. единиц, будет максимизировать полезность при покупке таких товаров, отношение предельных полезностей которых будет равно 2. Исходя из таблицы, такой единственно возможный вариант набора двух товаров наблюдается при покупке 2 ед. товара А и 5 ед. товара Б.
Тема 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ
Тесты и задачи
1. Признак, который не относится к совершенной конкуренции:
а) множество продавцов и покупателей продукта;
б) фирма самостоятельно устанавливает цены;
в) однородность продукции;
г) свободный вход и выход других фирм на рынок данного продукта.
2. На рынке совершенной конкуренции количество продавцов:
а) один;
б) несколько;
в) большое;
г) все ответы верны.
3. Доля продаж каждой конкурентной фирмы в отраслевом объеме продаж составляет:
а) более 1 %;
б) менее 1 %;
в) 100 %;
г) колеблется в значительных пределах.
4. Фирма в условиях совершенной конкуренции:
а) самостоятельно устанавливает цены;
б) принимает цену, заданную рынком;
в) цены устанавливают государственные органы;
г) ориентируется на цены фирмы-лидера.
5. Наиболее близко соответствует условиям совершенной конкуренции один из следующих рынков:
а) акций и облигаций фирм;
б) телефонная связь;
в) автомобилей;
г) бензина.
6. Кривая спроса на продукцию фирмы-совершенного конкурента:
а) имеет отрицательный наклон;
|
б) имеет положительный наклон;
в) вертикальная линия при данном объеме предложения;
г) горизонтальная линия при заданном уровне цены.
7. Для фирмы-совершенного конкурента:
а) цена продукта равна предельному доходу;
б) цена продукта больше предельного дохода;
в) цена продукта меньше предельного дохода;
г) нет устойчивой зависимости.
8. Кривая предельного дохода конкурентной фирмы:
а) имеет отрицательный наклон;
б) совпадает с кривой спроса фирмы;
в) имеет положительный наклон;
г) зависит от финансового состояния фирмы.
9. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде получает максимальную прибыль при:
а) максимальном валовом доходе;
б) равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) при минимальных средних издержках;
г) минимальных валовых издержках.
10. Если конкурентная фирма работает с убытком в коротком периоде, то величина убытков должна быть:
а) меньше величины постоянных издержек;
б) больше величины постоянных издержек;
в) равна величине переменных издержек;
г) верного ответа нет.
11. Конкурентная фирма должна остановить производство, если:
а) общий доход меньше совокупных издержек;
б) цена продукта ниже средних общих издержек;
в) цена продукта ниже средних переменных издержек;
г) верного ответа нет.
12. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде:
а) совпадает с кривой предельного дохода;
б) совпадает с восходящим отрезком кривой предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек;
в) совпадает с восходящим отрезком кривой средних издержек;
г) линия цены товара.
13. Конкурентная фирма в долгосрочном равновесии получает:
а) положительную экономическую прибыль;
б) убытки;
в) нулевую экономическую прибыль;
г) предельную прибыль.
14. В долгосрочном периоде конкурентная фирма выбирает объем выпуска продукции, при котором цена равна:
а) только предельным издержкам;
б) только минимальным средним издержкам;
в) только предельному доходу;
г) предельным издержкам, минимальным средним издержкам и предельному доходу.
Ответы: 1. б); 2. в); 3. б); 4. б); 5. а); 6. г); 7. а); 8. б); 9. б); 10. а); 11. в); 12. б); 13. в); 14. г).
Задача. Имеются следующие данные о фирме, действующей в условиях совершенной конкуренции при достижении минимального уровня средних переменных издержек:
P | q | TR | TC | FC | VC | AVCmin | AC | MC | Прибыль |
3,0 | 3,50 |
Необходимо рассчитать недостающие показатели и сделать выводы об изменении объема выпуска в перспективе.
Решение: 1) TC = FC + VC = 6000 + 8000 = 14000; 2) q = TC: AC = = 14000: 3,50 = 4000; 3) TR = P × q = 3,0 × 4000 = 12000; 4) AVCmin = = VC: q = 8000: 4000 = 2,0; 5) убытки фирмы равны TC – TR = 14000 – – 12000 = 2000; 6) фирма производит данный объем при AVCmin, следовательно, MC = AVCmin = 2,0; 7) фирма работает с убытками, которые меньше величины постоянных издержек. Она должна расширить объем производства, учитывая равенство MC = MR(P), что позволит минимизировать убытки.