О стратегии развития детских школ искусств




РЕЗОЛЮЦИЯ

Межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках Фестиваля-форума ДШИ УрФО с 4 по 6 июня 2019 года

6 июня 2019 г. г. Екатеринбург

О стратегии развития детских школ искусств

Одной из приоритетных задач государственной культурной политики сегодня является сохранение и развитие уникальной системы отечественного художественного образования, сформированной многими поколениями деятелей искусств, мастерство и талант которых постоянно пополняют золотой фонд Российской культуры.

Исторически сложившийся и постоянно развивающийся институт российского образования в области искусств практически не имеет аналогов в мире. В основе трехуровневой системы «школа – училище – творческий вуз» лежит, с одной стороны, подготовка профессиональных кадров посредством преемственности в реализации образовательных программ разного уровня на протяжении многих лет, с другой – формирование культурно образованной части населения – зрителей театров, слушателей концертных залов, посетителей музеев и т.д., людей, способных к творческом труду, готовых к стремительно меняющимся реалиям современного мира.

Отличительной особенностью функционирования первой ступени отечественной системы художественного образования – детских школ искусств – является приобщение детей к различным видам искусства посредством многолетнего, упорядоченного, системно организуемого образовательного процесса. Именно такой многолетний совместный труд преподавателя и ученика отличает деятельность детских школ искусств от других учреждений для детей досуговой направленности – кружков, секций, студий, домов творчества и др.

В документах стратегического планирования Российской Федерации особая роль отводится воспитанию образованных и творчески мыслящих граждан, активно участвующих в формировании Российского государства как мировой державы, достигшей успехов во всех областях деятельности. Первым звеном в трехуровневой системе художественного образования являются детские школы искусств (далее - ДШИ), где 1,6 млн. детей обучаются разным видам искусства.

Задачи воспитания молодого поколения в учреждениях для детей и молодежи, к которым относятся и ДШИ, ставятся в целом ряде стратегических документов, в том числе:

- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683),

- в Основах государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808),

- в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р) и др.

24 января 2018 г. Минкультуры России утвержден План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы.Документнаправлен для использования всем региональным органам управлении культурой и предполагает решение таких задач, как:

- развитие сети ДШИ посредством методического и творческого взаимодействия с колледжами, училищами и вузами отрасли культуры;

- увеличение количества мест для обучения одаренных детей по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств;

- модернизация материально-технической базы ДШИ;

- формирование новых принципов финансового обеспечения деятельности ДШИ, в том числе посредством выделения средств со стороны субъектов Российской Федерации муниципальным ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств[1];

- повышение кадрового потенциала работников ДШИ.

Участники Фестиваля-форума, заслушав и обсудив доклады, изучив опыт детских школ искусств Уральского федерального округа, проведя дискуссии, обсуждения, круглые столы, пришли к следующим выводам:

1. Считать работу по сохранению и развитию ДШИ одним из приоритетных направлений в деятельности Минкультуры России, органов управления культурой субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

2. Определить историческую и социально-культурную значимость ДШИ как фактора сохранения и развития территории, социальной стабильности, интеграции образования и культуры, начальной ступени профессионального образования, основы формирования культурного потенциала нации.

3. В рамках проведенных мероприятий в числе наиболее острых проблем, отрицательно сказывающихся сегодня на всей системе художественного образования, были отмечены следующие:

- недооценка значимости и высокого потенциала системы ДШИ со стороны их учредителей, а также отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации вертикали взаимодействия по вопросам функционирования ДШИ между региональными органами управления культурой и муниципальными образованиями;

- проблемы правового обеспечения ДШИ, отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих особый статус ДШИ, ее принципиальное отличие от других видов учреждений дополнительного образования;

- развитие сети ДШИ, обеспечение увеличения охвата детского населения работой ДШИ невозможно без строительства новых школ искусств и новых зданий для действующих школ искусств;

- непрозрачность финансирования ДШИ, связанная, в том числе, с неработающей системой подушевого финансирования «человеко-час»;

- привлечение ДШИ к эксперименту по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО);

- отсутствие у Минкультуры России контрольно-надзорных функций в отношении ДШИ;

- проведение аттестации педагогических работников ДШИ без учета специфики образовательного процесса, на основе процедуры, разработанной в нарушение прав педагогических работников.

4. Для дальнейшего развития ДШИ участники Фестиваля-форума вносят следующие предложения:

в адрес Министерства культуры Российской Федерации:

- провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы ДШИ с учетом специфики ее деятельности и предполагающую внесение изменений и дополнений, в том числе, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- провести работу по разработке Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в ДШИ, а также методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников ДШИ;

- принять меры по исключению ДШИ из эксперимента по внедрению ПФДО и дальнейшего его применения в ДШИ как одного из видов бюджетного финансирования;

- уточнить показатели и внести изменения в «дорожную карту» в части процента охвата детей от 5 до 18 лет работой ДШИ, процента охвата детей от 7 до 15 лет, обучающихся по предпрофессиональным программам, достижение показателя 80-100 процентов обучающихся в ДШИ по предпрофессиональным программам за счет бюджетных средств, в связи с показателями официальной статистики (количество детей в Российской Федерации указанных возрастных периодов), значительно превышающими материально-технические и кадровые возможности ДШИ;

- обеспечить ежегодное проведение Общероссийских конкурсов Минкультуры России «50 лучших детских школ искусств», «Лучший преподаватель детской школы искусств», «Молодые дарования России» с целью выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, а также лучших практик работы с одаренными детьми;

- провести работу по разработке Порядка организации деятельности региональной методической службы отрасли культуры;

- поручить Федеральному ресурсному методическому центру развития образования в сфере культуры и искусства проведение на регулярной основе online совещаний, семинаров для представителей региональных и муниципальных органов власти по вопросам обеспечения деятельности ДШИ;

в адрес органов управления культурой субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

- принять меры по сохранению сети детских школ искусств, недопущению изменения их ведомственной принадлежности, сокращения сети за счет объединения ДШИ;

- утвердить на региональном уровне план по передаче ДШИ в ведение органов управления культурой субъектов Российской Федерации;

- не допускать перераспределение бюджетных средств, предусмотренных государственным и муниципальным ДШИ, при осуществлении бюджетного финансирования НКО, участвующих в эксперименте по персонифицированному финансированию дополнительного образования;

- создавать условия для реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных программ как приоритетных для ДШИ, решать вопросы полноты и достаточности их финансирования;

- формировать региональные программы, обеспечивающие целевое обучение студентов в учреждениях высшего образования отрасли культуры;

- разработать региональные программы поддержки молодых специалистов, способствующие притоку молодых кадров в ДШИ;

в адрес профессиональных образовательных учреждений и учреждений высшего образования отрасли культуры:

- формировать образовательные программы среднего профессионального и высшего образования с учетом видов деятельности, связанных с подготовкой будущих преподавателей ДШИ;

- организовать эффективное взаимодействие с детскими школами искусств по вопросам обучения студентов, в том числе целевого, учитывающего потребности ДШИ в современных педагогических кадрах;

- обеспечить создание баз педагогической практики студентов колледжей, училищ и вузов искусств в ДШИ;

- принять меры по созданию в колледжах, училищах и вузах искусств научно-педагогических сообществ, структурных подразделений, деятельность которых будет направлена на исследование, анализ, обобщение, прогнозирование стратегического развития ДШИ, создание научного фундамента для укрепления позиций ДШИ в системе отечественного образования.

 


[1] Предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: