Шасси
Шасси включает в себя:
Трансмиссия – это агрегаты передающие крутящий момент от двигателя к колесам.
Функции трансмиссии:
- изменение крутящего момента по величине и направлению.
- отключение двигателя от колес.
Трансмиссия состоит: сцепление, КПП, задний мост, передний мост (не всегда).
Сцепление
Сцепление служит для
Виды сцепления: 1) однодисковые, двухдисковые, многодисковые. 2) сухое и мокрое.
Мокрое многодисковое сцепление используется для передачи МАЛОГО крутящего момента.
Сцепление МТЗ-80
Основные элементы: маховик, ведомый диск, нажимной диск, корзина сцепления, выжимной подшипник.
Ведомый диск состоит:
Для быстрой остановки вала он снабжен тормозком.
Корзина имеет 3 отжимных рычага, которые регулируются винтами.
Двухдисковое сцепление
Отличается от однодискового тем, что оно имеет дополнительный ведомый и промежуточный диск.
Механизм выключения
Может быть: механическим, гидравлическим, пневматическим.
Привод сцепления МТЗ: педаль, тяга, вилка, усилитель.
Свободный ход педали: 3-4 см.
ВОМ
Вал отбора мощности. Предназначен для передачи крутящего момента навесным или прицепным машинам.
ВОМ МТЗ вращается от корзины сцепления.
ВОМ ЮМЗ вращается от дополнительного ведомого диска.
Понижающий редуктор
Смонтирован в корпусе сцепления. Имеет 2 режима: прямой и пониженный. Включается отдельным рычагом.
КПП
Назначение КПП. Позволяет изменять скорость вращения вала.
Виды КПП:
По способу соединения шестерен:
- постоянного зацепления
- с подвижными шестернями.
КПП МТЗ-80
КПП состоит из первичного вала, промежуточного и вторичного валов, механизма переключения.
|
Подшипники вторичного вала – конические, регулируются с помощью прокладок.
На вторичном валу установлены 2 ведомые шестерни выбора диапазонов (повышенный и пониженный).
Промежуточный вал выполнен пустотелым. Внутри него проходит ВОМ. На промежуточном валу находится каретка выбора диапазонов.
На шлицах первичного вала установлены 2 каретки. Движением вперед 1 каретки включается 5/8 передача, назад 4/7 передача.
Задняя каретка имеет 3 положения: переднее – 3/6 передача, заднее – 9 передача, среднее – вращение передается на вал заднего хода.
На валу заднего хода имеется подвижная шестерня. Движением вперед она включает 1/2 передачи, а назад – 1/2 задние передачи.
Механизм переключения передач
Состоит: 3 штока, вилки кареток, фиксаторы штоков
Блокировка запуска двигателя происходит при включенных передачах. В крышке КПП имеется подвижная рамка, которая замыкает электроцепь стартера или магнето на массу при включении передач.
КПП МТЗ-1221
КПП имеет 4 передачи и 4 диапазона.
Основные передачи и диапазоны снабжены синхронизаторами.
Синхронизатор – это муфта, позволяющая синхронизировать скорости вращения промежуточного и первичного вала для безударного включения передачи во время движения.
Раздаточная КП
РКП служит для
РКП МТЗ 82 предназначена для
РКП представляет из себя
РКП состоит: вал, на котором установлена внутренняя обойма муфты свободного хода, а также шестерня блокировки. Наружная обойма муфты соединена с шестерней КПП.
РКП имеет 2 режима: автоматический и принудительный.
Работа автоматического режима: При пробуксовывании задних колес - передние замедляются, муфта свободного хода блокируется и начинает передавать крутящий момент передним колесам.
|
Карданная передача
Состоит: 2 карданных вала и промежуточная опора.
Крестовина карданного вала: 2 вилки, крестовина, игольчатые подшипники.
Ведущие мосты
Главная передача –
Главная передача состоит из ведущей и ведомой конических шестерен.
Ведущая шестерня выполнена совместно с хвостовиком. В корпусе ведомой шестерни находится дифференциал.
Дифференциал – позволяет колесам крутиться с разными скоростями при повороте трактора.
Он состоит: корпус, 2 полуосевые шестерни, 4 сателлита расположенных на крестовине.
Принцип работы: когда трактор едет прямо, колеса крутятся с одинаковой скоростью, сателлиты не вращаются.
Задний мост МТЗ 80
В заднем мосту находится: главная передача, дифференциал, конечные передачи, тормоза, блокировка дифференциала, редуктор ВОМ.
Конечные передачи расположены по обеим сторонам заднего моста. Каждая передача состоит из пары цилиндрических шестерен. Ведомая шестерня соединена с валом колеса.
Механизм блокировки дифференциала – необходим для устранения буксования одного из колес путем соединения одной из полуосевых шестерен с корпусом дифференциала.
Механизм имеет 2 режима работы: автоматическая блокировка и принудительная.
Устройство дифференциала: ведущие и ведомые диски, муфта блокировки, блокировочный вал, который соединен с корпусом дифференциала, диафрагма.
Принцип работы: в режиме блокировки, диафрагма под давлением масла прижимает ведущие и ведомые диски, соединяя, таким образом, вал блокировки и ведущую шестерню конечной передачи. Корпус дифференциала и ведущая шестерня конечной передачи начинают вращаться как единое целое, так как сателлиты не могут вращаться.
|
Передний мост мтз-82
Он состоит
Главная передача (2 конические шестерни). Ведущая шестерня изготовлена совместно с валом, вращается в 2 конических подшипниках, которые регулируются гайкой хвостовика. Зацепление ведущей и ведомой шестерни регулируется с помощью прокладок.
Дифференциал конический самоблокирующийся с плавающей крестовиной. Блокировка диф-а осуществляется за счет смещения сателлитов на своей оси во время буксования одного из колес.
Конечная передача представляет из себя колесный редуктор.
Колесный редуктор состоит из двух пар конических шестерен: верхней и нижней.
Колесный редуктор МТЗ 1221 предоставляет из себя планетарный механизм.
Ведущий мост гусеничного трактора
Он состоит:
Мост разделен на 3 отсека. В средней части
Главная передача включает в себя пару конических шестерен. Ведомая шестерня соединена с корпусом планетарного механизма. Зазор между шестернями регулируют с помощью прокладок.
Планетарный редуктор.
Планетарный механизм поворота
Для того чтобы замедлить одну из гусениц необходимо освободить солнечную шестерню.
Для полной остановки гусеницы необходимо остановить вал конечной передачи и соответственно водило.
Рычаг в салоне трактора замедляет одну из гусениц.
А педаль тормоза полностью ее останавливает.
Шкивы механизма управления растормаживаются или останавливаются с помощью тормозных лент.
Зазор между шкивом и лентами = 1,5-2 мм. Регулируется регулировочными гайками.
Лента шкива солнечной шестерни имеет стяжную пружину.
Механизм управления: рычаги, педали и тяги.
Конечные передачи
Ходовая часть колесного трактора
Буксование для трактора с колесной формулой 4х4 допускается 15%.
Дорожный просвет (клиренс) – расстояние от земли до нижней точки трактора.
Агротехнический просвет – (в учебнике с 158)
Ходовая часть состоит: остов, подвеска, движитель.
Остов бывает: рамный, полурамный, безрамный.
Углы установки передних колес
1. Угол развала – отклонение колеса от вертикали. Нужен для снижения нагрузки на подшипники и улучшении управляемости.
2. Угол поперечного наклона шкворня.
3. Угол продольного наклона шкворня (кастер) - повышает устойчивость прямолинейного движения.
Схождение разница между расстоянием шин сзади и спереди. МТЗ (8-10 мм).
Передний мост МТЗ-80 состоит: трубчатый кожух, ось качения, поворотные кулаки, поворотные цапфы, ступицы колес.
Ступица вращается на 2-х конических подшипниках, регулируемых гайкой.
Подвеска ДТ-75
Ведущая звездочка. Имеет 13 зубьев. Шаг звездочки в 2 раза меньше шага гусеницы.
Поддерживающие ролики. Выполнены в виде пустотелой чугунной отливки с резиновыми бандажами. Ролики смазываются маслом, которое заливается через отверстия в крышках.
Натяжной механизм. Служит для натяжения цепи. Бывает механическим и гидравлическим.
В него входят: направляющее колесо, коленчатая ось, амортизатор и стяжной винт.
Натяжение цепи регулируют гайкой, смещая натяжное колесо в ту или иную сторону.
В гидравлическом механизме, регулировка производится путем нагнетания масла в цилиндр натяжителя.
Колесо вращается в конических подшипниках и смазывается маслом, заправляемым через отверстие в крышке.
Подвеска
Представляет из себя 4 балансирные каретки.
Каретка состоит: внутренний и внешний балансиры, пружина, катки. Внутренние части трущихся поверхностей смазываются маслом, которое заливается через отверстия в крышках. Масло в осях катков заливается до тех пор, пока не выдавится старое масло.
Рулевое управление
Виды:
1) Механический без усилителя
2) Механический с усилителем
3) Гидравлическое рулевое
Рулевое МТЗ-82
Состоит из рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм – червячный с гидроусилителем.
Устройство: вал с червяком, распределитель, два сектора (основной и дополнительный), рейка, поршень с гидроцилиндром, вал сошки, сошка, датчик блокировки дифференциала.
Принцип работы:
Пока руль не повернут, масло из насоса сливается обратно в гидробак, не изменяя положение поршня. При повороте руля смещается золотник в распределителе и отправляет масло в гидроцилиндр, где оно давит на поршень, который давит на рейку и помогает повернуть вал сошки.
Рулевой привод: сошка, 2 рулевые тяги, рулевые шарниры, поворотные рычаги.
Рулевое ЛТЗ-55
Рулевой механизм типа винт-гайка.
Устройство:
Принцип работы: При повороте руля, винт перемещает поршень-гайку и золотники. Масло, через золотник, поступает в одну полость и давит на поршень, из другой полости масло сливается обратно в гидробак. Поршень-гайка поворачивает сектор и вал сошки.
Гидрообъемное рулевое
Тормозные механизмы трактора и прицепа
Тормозные механизмы бывают: дисковые, барабанные, ленточные.
Тормозной привод бывает: механический, гидравлический, пневматический.
Тормозная система МТЗ-80
Состоит из: рабочей и стояночной тормозной системы.
Тормозной механизм МТЗ – дискового типа. Состоит из металлический и фрикционных дисков. Фрикционные диски соединены с валом ведущей шестерни конечной передачи.
При нажатии на педаль тормоза, металлические диски смещаются, шарики выходят из посадочных мест и расталкивают диски, прижимая их, таким образом, к фрикционным дискам.
Ручной тормоз работает по тому же принципу, но на диски воздействует через рычаг.
Тормозная система прицепа
Привод – пневматический, тормозные механизмы – барабанные.
Устройство: Компрессор, регулятор давления, воздушный баллон, тормозной кран, разобщительный кран, тормозная камера, тормозной механизм.
Компрессор: состоит из поршня и 2-х клапанов (впускной и выпускной).
Навеска трактора
Навеска состоит: нижняя и верхняя ось, центральная тяга, подъемные рычаги, продольные тяги.
Механизм навески может быть выполнен по 2-х точечной схеме или 3-х точечной.
Гидропривод
Принцип работы: насос создает давление, масло подходит к распределителю, в котором направляется либо к гидроцилиндру, либо сливается в бак.
Маслопроводы бывают низкого и высокого давления. Также используются гибкие маслопроводы.
Запорное устройство представляет из себя 2 типа муфт: резьбовые и разрывные.
Бак. Служит для резервуара с маслом.
В состав входит: фильтр, мерная линейка, заливная горловина.
Гидронасос. Как правило используются шестеренчатые насосы. Для МТЗ – насос НШ (Л или П).
Устройство насоса.
Насос состоит:
Гидроцилиндры.
На тракторах как правило штатно установлен 1 основной гидроцилиндр.
Устройство: цилиндр, поршень, уплотнительные кольца, предохранительный клапан, входное и выходное отверстие, шток с креплениями.
Распределитель
Режимы работы:
1) Подъем. Масло проходит сквозь перепускной клапан, через кольцевую проточку золотника и подходит к полости гидроцилиндра. Из другой полости масло сливается через золотник обратно в гидробак.
2) Опускание (Так же как и поднимание, но масло нагнетается в другую полость гидроцилиндра).
3) Нейтральное. Фиксируется положение поршня в гидроцилиндре в одном положении. Масло из насоса сливается обратно в гидробак, не заходя к золотникам.
4) Плавающий. Масло так же сливается сразу в бак, но при этом поршень гидроцилиндра не зафиксирован в одном положении. Масло может свободно перетекать из одной полости в другую.
Фиксирующее устройство – входит в состав золотников. Состоит из шариков. Фиксирует золотники в рабочих положениях.
Механизм возврата – возвращает золотник в положение «Нейтраль» после окончания подъема или опускания.
Если механизм возврата не сработал, открывается предохранительный клапана (13-14 Атм).
Догружатели ведущих колес
Механический догружатель – кронштейн крепления центральной тяги с возможностью изменения угла наклона. Чем круче угол наклона центральной тяги, тем больше вес плуга переходит на задние колеса трактора.
Гидравлический догружатель устанавливается дополнительно к гидросистеме. Принцип его работы заключается в создании дополнительного давления в гидроцилиндре, и разгрузке опорного колеса плуга.
Силовой (позиционный) регулятор.
Служит для регулировки глубины обработки почвы.
Позиционный способ – удерживает орудие в заданном положении относительно рамы трактора.
Силовое регулирование – автоматически поддерживает заданную глубину обработки почвы, в зависимости от силы сопротивления почвы.
ВОМ (Вал отбора мощности)
АКБ
АКБ – предназначена для питания электрооборудования, когда трактор заглушен.
Характеристики АКБ:
- Напряжение – 12 или 24 v
- Сила тока в амперах
- Емкость в ампер-часах
- плотность электролита 1,25-1,27 г/см3
электролит – вода + серная кислота
Приготовление электролита:
1) Налить воды
2) Медленно наливать кислоту, измеряя периодически плотность ареометром.
Устройство
АКБ состоит из аккумуляторов соединенных последовательно.
Аккумулятор имеет напряжение 2V.
Аккумулятор состоит из двух полублоков.
Один полублок – положительно заряженные пластины, другой – отрицательно заряженные.
Между пластинами находится сепаратор.
Проверка напряжения АКБ происходит нагрузочной вилкой.
Виды АКБ: свинцовые, литий-ионные, гелевые (вместо электролита – гель).
Генератор
Предназначен для – питания электричеством и зарядки АКБ при заведенном двигателе.
Генератор состоит из:
1) Ротор – электромагнит, вращение которого вызывает появление эл. Тока в статоре.
2) Статор – кольцо с катушками, число которых кратно 3. В статоре вырабатывается эл. ток, который далее направляется в выпрямительный блок (диодный мост)
3) Диодный мост – выпрямляет переменный ток.
4) Регулятор напряжения – ограничивает напряжение генератора 14,5 V.
Ротор состоит из: вал, катушка, клювообразные магнитопроводы, контактные кольца.
Статор состоит из катушек, соединенных звездой.
Диодный мост – состоит из 6 или 9 диодов.
Регулятор напряжения – совмещен с щеточным узлом.
Система зажигания
Система зажигания используется для воспламенения топливной смеси в пусковых двигателях.
Для создания устойчивой искры на свече, нужно напряжение от 10000 вольт.
Для создания такого напряжение используют магнето.
Магнето состоит из: ротор (постоянный магнит), обмотка низкого напряжения, обмотка высокого напряжения, контакты прерывателя.
Принцип работы: при вращении ротора в обмотке низкого напряжения появляется ток (250 В). В момент наивысшего напряжения, ток прерывается благодаря контактам прерывателя. Цепь низкого напряжения прерывается, ток исчезает, но появляется в обмотке высокого напряжения, в виде импульса в 20000 Вольт. Этот импульс по высоковольтному проводу идет к свече, и дает искру.
Абрис – угол поворота ротора, при котором в обмотке низкого напряжения появляется наибольший ток.
Сельхозмашины
Машины для основной обработки почвы
Классификация плугов
Классификация
По назначению:
- общего назначения;
- специальные;
По числу корпусов:
Одно-, двух-,….
По способу соединения с трактором:
- прицепные;
- полунавесные;
- навесные.
Агротехнические требования:
- равномерно вспахивать почву (отклонение глубины не более 2 см).
- полностью оборачивать, крошить и укладывать пласт без огрехов и пустот.
- заделывать удобрения и пожнившие остатки на глубину 12-15 см.
- выравнивать поверхность пашни (высота гребней не более 5 см)
Основные элементы плуга:
Корпус, предплужник, нож, рама, опорное колесо, механизм регулировки.
Корпуса бывают: отвальные, безотвальные, вырезные, с почвоуглубителем, с выдвижным долотом, комбинированные.
Отвальный корпус используют для обработки почвы с оборотом и рыхлением пласта. Он состоит:
Вырезной корпус: применяют для вспашки подзолистых почв с небольшим пахотным горизонтом. В таком корпусе через вырез между отвалом и лемехом проходит разрыхленный пахотный слой без выноса на поверхность.
Корпус с почвоуглубителем используют для углубления подпахотного слоя на 6-15 см. Разрыхленный слой становится влаго- и воздухопроницаемым.
Корпус с выдвижным долотом применяют для вспашки твердых глинистых и суглинистых почв, засоренных камнями.
Дисковый корпус предназначен для обработки переувлажненных тяжелых почв на глубину до 30 см.
Лемех предназначен для подрезания пласта почвы и направления его на отвал. Лемехи бывают трапециевидные и долотообразные.
Тыльная сторона лемеха упрочнена твердым сплавом, что позволяет лемеху самозатачиваться.
Отвал – переворачивает пласт.
Отвалы бывают: цилиндрические и культурные (для старопахотных почв), винтовые и полувинтовые (на целинных почвах).
Полевая доска повышает устойчивость плуга, направляет его в борозде, предупреждает осыпание стенки борозды.
Предплужник – небольшой корпус культиваторного типа. Он подрезает верхний слой почвы на глубину до 12см.
Ножи используют для разрезания пласта и получения ровного обреза борозды. Ножи бывают дисковые и черенковые.
ПЛН -5 -35
ПЛН – плуг навесной
5 – число корпусов
35 – ширина 1 корпуса