РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО

ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Рязанский заочный институт (филиал)

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

ОСНОВЫРИТОРИКИ

 

Учебно-методическое пособие для студентов I-II курсов

специализаций: «Любительский театр» и «Режиссура театрализованных

представлений и праздников»

 

Рязань 2008

 

 

Автор-составитель: Сысоева Г.Н., заведующая кафедрой режиссуры, доцент

 

 

Рецензент:

 

В учебно-методическом пособии излагаются основы риторики. Оно предназначено для тех, кто начинает изучать ораторское искусство.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................................................4

 

Раздел I. Риторика как наука и учебный предмет............................................................................

 

Раздел II. Из истории риторики.........................................................................................................

1. Античные риторики............................................................................................................

2. Развитие теории красноречия в средние века

и в новое время...................................................................................................................

3. Ораторское искусство России...........................................................................................

 

Раздел III. Логика в ораторской речи................................................................................................

 

Раздел IV. Культура речи оратора.....................................................................................................

 

Раздел V. Оратор и аудитория...........................................................................................................

 

Раздел VI. Техника речи....................................................................................................................

 

Заключение.........................................................................................................................................

 

Упражнения........................................................................................................................................

 

Краткий словарь трудных слов.........................................................................................................

 

Рекомендуемая литература................................................................................................................

По проблемам риторики.......................................................................................................

Словари..................................................................................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дар слова – одна из важнейших способностей человека, которая возвышает его над миром всего живого и делает собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека: «Дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» А.П. Чехов1.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Слово является мощным орудием, которое позволяет влиять на разум и волю людей, просвещает их, формирует убеждения, мобилизует на конкретные действия.

С давних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти вопросы дает риторика – наука о законах «изобретения расположения и выражения мыслей в речи»2. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были настолько велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой.

Величайший мыслитель древности Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительного каждого данного предмета»3.

Именно эта проблема волновала и волнует ученых и ораторов всех времен, включая и наши дни. Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?

Найти ответы на эти вопросы не просто. Начинающему оратору не обойтись без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров слова, без серьезной практической работы над собой.

Вы хотите правильно и красиво говорить? Выходить побеждать в деловых переговорах? Вы хотите убедительно действовать словом на сцене и во время репетиций? Тогда это пособие для вас.

Раздел I

РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику, словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.

Если справедлива пословица «по одежке встречают, по уму провожают», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова - «одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы не верно судить о человеке только по его словам, но в то же время невозможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древнейших времен: «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).

Аристотель в своей «Риторике» писал, что все люди некоторым образом причастны риторике, «так на всем в известной мере приходится, как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять»1. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, актер, режиссер, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми: беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

Перед всяким человеком, которые готовятся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с речью: Для кого говорю? Что хочу им сказать? Зачем хочу им это сказать?

А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи: Как сказать правильно? Как сказать понятно? Как сказать интересно? Как сказать убедительно?

Помочь ему призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.

Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи.

В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации).

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но нам удобнее сейчас рассматривать их как синонимы.

Главным, центральным понятием риторики является оратор (от лат. orare – говорить) – человек, произносящий публичную речь. (Греческий синоним rhetor – ритор). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. audire – слышать).

Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, в котором ораторская речь возможна только при наличие обоих элементов: говорящего и слушающих. При этом следует подчеркнуть также, что термин «публичная речь» предполагает общественно значимое, социально обусловленное содержание выступления.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают нам разнообразие жанров ораторского искусства. На схеме 1 приведена одна из классификаций красноречия, так называемая жанрово-тематическая. Это самая распространенная и традиционная классификация. У каждого жанра своя специфика, он ориентирован на определенную ситуацию общения, и существуют довольно четкие каноны построения речей и произнесения в конкретных жанрах. Внутри жанров можно выделить виды речей. Например, в социально-политическом красноречии – политическая речь, политический доклад, агитационная речь, политический обзор, митинговая речь; в академическом – лекция (эпизодическая и цикловая), доклад на научной конференции, симпозиуме, научное сообщение; в социально-бытовом – юбилейная, поздравительная речь, застольная речь (тост), надгробное слово.

Классифицировать ораторские выступления можно и по другим критериям: намерения оратора, цели речи, стили красноречия и др. Например, с точки зрения намерений оратора можно выделить такие виды речей: информационные, декларативные, аргументированные, императивные; с точки зрения конкретной цели – разъясняющие, убеждающие, развлекающие, побуждающие и т. д. При этом, конечно, следует иметь в виду, что любое подобное разделение весьма условно и «чистых» видов и жанров практически не существует.

Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словом - «ораторское искусство». Что же все-таки это такое – наука или искусство? В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством. В наши дни она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова1: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Особенно близки ораторское искусство и литература, ораторское искусство и театр. Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А.Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме; общее между красноречием и поэзией находил Аристотель; актерскими приемами пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.

В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь риторики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единстве.

«Красноречие – дитя знаний», - говорили древние. Цицерон полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом (ingenium), навыком (usus) и знаниями (doktrina), причем важнее всего наука, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.

Развитие этой мысли мы находим в работах М.В. Ломоносова. Он определяет красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»; тут же он указывает: «К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». При этом «наука» состоит в познании «нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию» (собственно риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо выделяет историю и этику1.

Эти требования и сегодня не утратили актуальности; мы лишь пополняем этот перечень необходимых оратору наук, исходя из современных представлений о месте риторики в системе духовных ценностей.

Чтобы нагляднее представить, какие же «другие науки» нужны, чтобы стать красноречивым, обратимся к двум схемам поэтапной работы оратора над речью.

В классических риториках обязанностью оратора было: 1. найти, что сказать; 2. найденное расположить по порядку; 3. придать ему подходящую словесную форму; 4. утвердить все это в памяти; 5. произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики. (см. схему 2).

Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит: расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, опровергнуть мнение противника, в заключительной части беседы закрепить свою победу.

В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления выглядят следующим образом (схема 3)2. В сущности, это конкретизация классической модели с добавлением методически важной посткоммуникативной фазы.

У начинающих ораторов, а также у тех, кто сам пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.

Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проведенными на практике методическими правилами, применяет широкий диапазон умений и навыков.

На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса (основной мысли), обеспечения доказательности и аргументированности речи. Логический аспект речи этим не исчерпывается; категории и правила этой науки понадобятся и во время выступления, особенно если в ходе его завяжется спор, и на этапе подведения итого выступления, анализа ошибок и промахов, допущенных во время речи. Логическая культура оратора – важнейший элемент его речевого мастерства.

Другой существенный аспект – языковая культура оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность и выразительность выступления. Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура оратора проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста. Чем глубже и обширнее знания оратора в области общего языкознания и его конкретных разделов, тем выше культура его речи.

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечивающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления.

В момент выступления, когда только формируется замысел речи и на других этапах подготовки выступления, и особенно в ходе репетиции будущей речи оратор ориентируется на определенную аудиторию, создает ее мысленный образ. В первую же минуту выступления этот образ «оживает», наполняется конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт, начинается поединок мотивов, установок, ценностей, волевых качеств и намерений, эмоций. Чтобы победить в этом состязании и достичь всех трех целей, которые ставили перед оратором еще в древности («убедить, усладить, увлечь аудиторию»), оратор должен хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогики, владеть методикой публичного выступления. Иными словами, оратор должен обладать высокой психолого-педагогической культурой.

Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, а также пути выхода из непредвиденных ситуаций, которые возникают в ходе общения с аудиторией, определяются не только знанием психологии, но и владением этикой ораторского труда, коммуникативной культурой.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство и др. Изучение и применение этих наук, их законов в публичной речи являются важной задачей оратора, обеспечивающей необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются: 1. логическая культура,

2. языковая культура,

3. психолого-педагогическая культура,

4. культура общения,

5. техника речи.

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего фи­лософские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство (перечень этот далеко не полон). Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора и обеспечивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются:

логическая культура,

языковая культура,

психолого-педагогическая культура,

культура общения,

техника речи. Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искус­ство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Называя риторику по-иному, ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные, врожденный дар не играют здесь той определяющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств, по­стоянные упражнения и реальная ораторская практика.

Один из теоретиков красноречия русский государственный дея­тель и ученый XVII в. М. М. Сперанский так определял задачу ри­торики: «...обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать,...каким образом сии драгоценные камни... очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой»[1].

 

 

Вопросы и задания

 

1. Что такое риторика? Это наука или искусство? Для кого она предназначена?

2. Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Искусство ре­чи — как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии»? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Данные каких наук использует риторика?

4. Назовите основные жанры ораторского искусства и попытайтесь определить, в чем их отличие друг от друга.

5. Каковы основные этапы работы оратора над речью?

6. Из чего слагается мастерство оратора?

7. Подготовьте трехминутную речь на тему: «Зачем нужна риторика?»

 

Раздел II

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

 

Риторика, ораторское искусство, — одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимала большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемст­венность традиций, взаимовлияние культур, историчность, учет на­циональных особенностей и одновременно — общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В этом смысле термин «искусство» применительно к ораторству как нельзя более уместен.

 

 


1 Об ораторском искусстве – М., 1973. - С. 15.

2 Античные риторики – М., 1978. - С. 28.

3 Там же. С. 19.

1 Античные риторики. - С. 15.

1 Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1978. - С. 75.

1 Об ораторском искусстве. - С. 71-72.

2 Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989. - С. 28.

[1] Об ораторском искусстве. – С.82



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: