Столярова А.А., Ефимова Д.А.
Юридическая защита жертв финансовых пирамид
в России: состояние проблемы и пути решения
В последнее время отмечается широкое распространение структур, которые действуют по принципу «финансовых пирамид». Данные организации препятствуют притоку денежных средств в экономику государства, их функционирование наносит существенный ущерб всему обществу, подрывая доверие граждан к легальным финансовым операциям и институтам [11]. Сегодня создание финансовых пирамид является одним из самых распространённых преступлений в сфере финансового рынка. Таким образом, вопрос о защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от мошеннической деятельности финансовых пирамид, представляет особую актуальность и требует поиска путей его решения.
Основные элементы механизма защиты жертв финансовых пирамид условно можно объединить в две группы: 1) государственные институты (законодательство, деятельность уполномоченных органов государственной власти); 2) институты гражданского общества (деятельность некоммерческих организаций, финансовое просвещение).
Основным инструментом государства является законодательство. Для того чтобы бороться с деятельностью финансовых пирамид, рассматривалась целесообразность создания новых разделов в действующем законодательстве, отмечалась необходимость более чёткого и точного определения понятия «финансовая пирамида» и т.п.
Сам термин стал использоваться в юридической науке с 1975 года, но законодательного определения понятие финансовой пирамиды не получило до настоящего времени. Ученые понимают под финансовой пирамидой определенный способ обращения, при котором денежные средства перераспределяются от нижестоящих участников к вышестоящим, то есть верхушка пирамиды всегда находится в выигрыше, а те граждане, которые находятся на основании пирамиды, потеряют почти все [9].
|
В отечественной практике финансовые пирамиды впервые появились в период разгосударствления банковско-финансового сектора. Уже в первой половине 90-х годов ХХ в. в России было создано около 1800 финансовых пирамид, среди которых выделились 11 крупнейших, привлекших более 25 млн. участников. В результате их деятельности был нанесен ущерб в размере более 40 трлн. рублей [5].
Во время дефолта в 1998 году из-за огромных долгов была предпринята попытка предупреждения совершения преступлений в данной сфере путём ужесточения наказания, предусмотренного ст. 148.3 Уголовного кодекса РСФСР. Но в период мирового финансового кризиса 2008 года началась вторая волна финансовых пирамид. В то время не проводился учёт данных преступлений, отсутствовали специальные юридические нормы, касающиеся ответственности за организацию и руководство деятельностью финансовых пирамид. Законодателем был сделан вывод, что проблема обостряется и требует решения.
Таким образом, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года появились нормы, с помощью которых можно было привлекать организаторов финансовых пирамид к уголовной ответственности: в правоприменительной практике за организацию финансовой пирамиды стали применяться нормы об ответственности за мошенничество [1].
Необходимо отметить, что в тот момент перед законодателем стояла еще одна проблема: нормы статьи «Мошенничество» не позволяли привлечь организаторов пирамид на той стадии, когда еще нет ущерба потерпевшим. Хотя, если исходить из диспозиции ч.1 ст.30 УК РФ, то приготовление к мошенничеству в крупном или особо крупном размере подлежит уголовному преследованию, тем более, участие в пирамидной схеме нередко осуществлялось открыто с указанием всех необходимых атрибутов, и выявление приготовления к данному преступлению, казалось, не составит труда, но данный правовой механизм почти не использовался правоохранительными органами до принятия Федерального закона от 30 марта 2016 года №78-ФЗ [6].
|
С развитием роли финансовой системы рост мошеннических посягательств начинает представлять угрозу национальной безопасности государства. Как отмечал О.Г. Карпович, «финансовое мошенничество является следствием недостатков в системе государственного регулирования и несовершенства современной правовой базы» [10].
В 2015 году был внесен, а затем одобрен Государственной Думой законопроект, который касался вопроса уголовной ответственности за управление и создание финансовой пирамиды, а именно ст.172.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории» устанавливала ответственность за организацию финансовых пирамид в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового [1]. Следует отметить, что уголовная ответственность по ст. 172.2 может наступать только за организацию деятельности по привлечению денежных средств или иного имущества соответствующим способом и, соответственно, не может наступать за осуществление такой деятельности. В этой связи возникает закономерный вопрос о содержании понятия организации деятельности по привлечению денежных средств или иного имущества, в частности, о том, может ли охватываться этим понятием деятельность по руководству уже организованной пирамидной схемы, или она подлежит только административно-правовому преследованию.
|
В свою очередь, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации также были внесены изменения: согласно ст.14.62 за создание финансовых пирамид предусматривалась административная ответственность в виде штрафов [2]. Аналогичная ответственность была предусмотрена Кодексом и за распространение информации, которая содержит в себе сведения, касающиеся привлекательности участия в соответствующей деятельности, а также за призыв к участию с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
По данным Генеральной прокуратуры России, количество общественно опасных деяний, совершённых в форме мошенничества в 2017 году, увеличилось на 6,6 % и составило 222 772 деяния [11]. Однако в настоящее время выявить мошенников достаточно трудно, так как для убедительности своей деятельности пирамиды используют различные схемы: поддельные документы и цифровые вкладки, привлекают новых лиц при помощи рекламы и даже обмана, используют финансово-хозяйственную деятельность для прикрытия своей преступной деятельности, даже предоставляют все необходимые документы в налоговые органы и заключают договоры с гражданами без сроков исполнения.
Характеризуя государственный механизм защиты прав жертв финансовых пирамид, следует отметить роль Банка России в пресечении деятельности подобных организаций. В 2014 году в структуре ЦБ РФ было создано Главное управления противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, в задачи которого входят: выявление организаций, обладающих признаками финансовых пирамид, анализ жалоб граждан, взаимодействие с правоохранительными органами, оказание консультационных услуг.
Банком России ведется обширная информационная работа, направленная на предотвращение передачи гражданами своих сбережений недобросовестным организациям. В частности ЦБ РФ сформулированы признаки, по которым можно определить мошенника (отсутствие официальной регистрации и лицензии; обещание минимальных рисков и небольшую плату за участие в фонде; обещание высокой доходности; отсутствие определения вида деятельности организации; отсутствие информации о финансовом положении организации; гарантирование доходности на рынке и др.) [3].
Кроме того, Банком России проведена классификация финансовых пирамид и выделены 5 их типов: 1) проекты, которые не скрывают, что они являются пирамидами (на сайтах данных организаций достаточно подробно и убедительно разъясняется механизм проектов; указывается, что они направлены на развитие российского и мирового интернет-пространства, строятся на началах сетевого маркетинга); 2) проекты, которые представляют себя как альтернативу ипотечному и потребительскому кредиту, рассчитаны на заёмщиков, которым ранее было отказано иной финансовой организацией; 3) микрофинансовые организации (не являются банками), ломбарды и кредитно-потребительские кооперативы (привлекают денежные средства граждан в виде займов, а также способны продавать векселя с целью выдать займы под большой процент); 4) пирамиды, которые предлагают услуги по рефинансированию кредиторской задолженности физических лиц перед банками и иными финансовыми организациями; 5) псевдопрофессиональные участники финансового рынка, которые оказывают услуги по организации торговли на рынке Форекс [3].
В настоящее время финансовые пирамиды активно функционируют в интернете и социальных сетях, так как это наиболее простой и доступный способ заинтересовать граждан (приглашение по почте, рассылка спама, различные рекламы, интернет-магазины и др.). Многие организации работают анонимно, в результате чего становится практически невозможным отследить денежные средства, вернуть их и привлечь к ответственности мошенников. Одним из пробелов действующего российского законодательства является отсутствие легального запрета на занятие данной деятельностью, хотя и предусмотрена юридическая ответственность за ее осуществление.
Ввиду активности финансовых мошенников и использования ими общедоступных способов привлечения денежных средств доверчивых граждан проблема финансовых пирамид сегодня широко обсуждается в прессе и в обществе. Так, заместитель министра финансов А.Моисеев выступил с инициативой запретить обмен криптовалюты на рубли, поскольку эти средства могут быть использованы для создания пирамид.
Как показывает практика, для эффективного противостояния финансовым пирамидам важно объединение усилий государства и гражданского общества. В настоящее время существует ряд общественных проектов, которые оказывают помощь жертвам финансовых пирамид.
1. Проект «За права заемщиков» - создан в 2013 г. при поддержке Президента России, предназначен длязашиты граждан, чьи права были нарушены кредитными, финансовыми, микрофинансовыми, страховыми организациями и кампаниями. Участники проекта ведут наблюдение за деятельностью финансовых и кредитных организаций, выявляют факты нарушений и информируют о них правоохранительные органы.
2. Союз защиты прав потребителей финансовых услуг (ФинПотребСоюз) - был создана силами граждан и коммерческих структур. Основные цели организации:защита прав и законных интересов потребителей в сфере финансовых услуг (в частности, защита прав дольщиков, защита интересов заёмщиков); содействие созданию справедливого и цивилизованного потребительского финансового рынка в интересах российских граждан-потребителей, акционеров и частных инвесторов; пропаганда финансовой грамотности и знаний среди широких слоев населения.
3. Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) - основана в 1992 году, сегодня объединяет 36 ведущих общественных организаций потребителей в странах СНГ. Одно из основных направлений деятельности КонфОП - продвижение законодательных инициатив, направленных защиту прав потребителей финансовых услуг. Сегодня КонфОП активно занимается защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг, реализуя проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Таким образом, объединение усилий государственных органов власти и общественных организаций позволяет создать действенный механизм защиты прав и законных интересов граждан в сфере финансовой деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что основное превентивное значение в сфере защиты жертв финансовых пирамид имеет финансовое просвещение, которому уделяют значительное внимание как уполномоченные органы государства, так и организации гражданского общества.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/