Самовнушение-Самоубеждение




Ботова Анна

Группа 3–03

ППДТ

Самовнушение-Самоубеждение

Самовнушение-самоубеждение — важнейшие способы саморегуляции и методы самовоспитания, равно как в воспитании — внушение- убеждение (см. гл. 5). Взаимосвязь воспитания и самовоспитания особенно выразительна именно в этих главных методах.

Самовнушение-самоубеждение — в некотором роде универсальный механизм психической деятельности человека. Несмотря на то что самовнушение и самоубеждение всегда сопровождают друг друга, разбирать их целесообразно каждый в отдельности, приняв заранее, что такое деление условно. Дело в том, что самовнушение базируется в основном на наглядно-действенном и конкретно-образном мышлении, а самоубеждение — на отвлеченном, абстрактном мышлении. Эти виды мышления в деятельности взрослого человека могут быть выделены лишь условно, чаще всего имеют место их сложные сочетания.

В качестве инструмента и в самовнушении, и в самоубеждении используется слово. Но при самовнушении важным является понимание только содержания слова, смысла фраз без их аргументации (почему именно они, а не другие; зачем они и пр.), человек пользуется смыслом определенного слова, не требуя доказательств. В самоубеждении же важно все определить, объяснить, аргументировать.

Задача самовнушения — побудить себя что-либо сделать или не сделать, переживать или не переживать. Задача самоубеждения — логически обосновать, уяснить, полностью согласиться именно с таким, а не иным характером действий, мыслей, переживаний. Вполне возможно, что, например, внушение «Дайте руку!» будет реализовано без достаточного обоснования того, зачем, собственно, это надо делать. Внушение только побудит к действию. Если же внушение дать руку означает пойти на примирение, которое вовсе нежелательно, вполне возможно, что действия и не последует. Оно будет заторможено в самом начале критической оценкой ситуации. Для того чтобы последовало полностью осознанное протягивание руки, человеку надо понять необходимость и желательность примирения. Тогда самоприказ «Дай руку!» будет итогом процесса самоубеждения.

Самовнушение либо воспринимается человеком как обязательность, как не поддающийся сомнению факт, как нечто само собой разумеющееся, либо нередко неосознанно реализуется прямо в действии. Для самовнушения важнее сам факт исполнения. У самоубеждения центральная задача более сложная: что-то разъяснить самому себе, обосновать, в чем-то убедиться и уже на основе этого соответствующим образом действовать и переживать.

Самовнушение — это наставление, приказ, требование, просьба. Самоубеждение — это доказательство, логический итог цепи рассуждений. Если в самовнушении огромное значение имеет эмоциональное его оформление, то в самоубеждении это не столь существенно. Самовнушение действует прямо на эмоциональную сферу, самоубеждение — вначале на разум, на интеллект, а затем уже «на сердце». В ходе самоубеждения уместны внутренние дискуссии, споры, возможны и конфликты с самим собой, особенно в начальной стадии, а в ходе самовнушения таким дискуссиям, конфликтам нет места.В самовнушении вера в себя, в способ и целесообразность действий должна быть непоколебимой с самого начала, и совершенно неважно, что эта вера может быть слепая. Для самоубеждения же тем лучше, чем более осмыслена и обоснована эта уверенность, причем наибольшая она в конце рассуждений и является как бы итогом самоубеждения. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение тем отличается от убеждения, что входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику. Самоубеждение осуществляется при высокоактивном состоянии коры головного мозга. Самовнушение же эффективней, когда кора несколько заторможена, тонус ее снижен.

Самовнушение — один из интереснейших и загадочных феноменов психики человека. Его значение трудно измерить. От самовнушения зависит во многом начало любого дела, так же как и успешность отдельных этапов достижения цели. Тем более важны эти этапы деятельности, требующие максимальной собранности, отдачи, творчества, какой и является деятельность спортивная. Они определяют и различный характер общения с различными людьми и особенности общения с одним и тем же человеком в различных ситуациях. Самовнушение может спровоцировать болезнь либо, наоборот, стать хорошим лекарством. Более того, самовнушением человек может убить себя.Такого рода факты неоднократно описаны. Самовнушение может оказать влияние на регуляторные механизмы любого уровня управления организмом вплоть до клеточного. И конечно же, самовнушение — это мощный рычаг управления своими психическими состояниями.

Процесс самовнушения осуществляется путем многократного (реже одно- или двукратного) повторения слов или определенных словесных формулировок. При целенаправленном самовнушении они должны быть заранее подготовлены и четко сформулированы. Как было показано выше, самовнушениям можно заранее обучить в сеансах гетеротренинга. Это своеобразные модели будущего состояния, которые в ходе повторений «вводятся» в подсознательный уровень управления. Модели должны быть предельно четкими, простыми и ясными, максимально разгружающими сознание (исключение борьбы мотивов, выбора, принятия решения и пр.). Они не должны содержать отрицаний и должны быть реально выполнимыми в конкретной ситуации.

Скажем, самоприказ «Не волнуйся!» вызовет обратную реакцию, так как глагол активнее, чем отрицательная частица. Не принесет пользы и упрек: «Ты что раскис? Возьми себя в руки!», так как полностью «взять себя в руки», например, в предсоревновательной ситуации все равно не удастся, и это будет только усиливать возбуждение (безусловно, подобные замечания будут неуместны и со стороны окружающих, что отмечалось выше, в рекомендациях).В тот самый период, когда спортсмен не может не волноваться, он, стремясь успокоиться, спешит отдавать себе приказ за приказом и... добивается обратного результата. Еще хуже обстоит дело, если он начинает внутренне все сильней и сильней ругать себя за неспособность справиться со своим волнением.

Неудовлетворенность собой всегда усугубляет нарушенный оптимум эмоционального возбуждения и невротическую реакцию на ситуацию.Словесные формулировки могут быть самыми разнообразными, выбор их всегда ситуативен и индивидуально своеобразен. Другое дело, что спортсмену надо предоставить набор самовнушений, разработанных сообразно ситуациям, из которого он и сделает выбор. Поскольку самовнушения действенней при снижении тонуса коры головного мозга, их лучше всего осуществлять в полусонном состоянии, перед засыпанием и после пробуждения либо в состоянии релаксации. (Это вовсе не значит, что самовнушения недейственны в состоянии бодрствования, они реализуются приторможенными участками коры.) Этим приемом можно формировать установки на предстоящий день. Сен-Симон велел своему слуге будить его словами: «Вставайте, граф. Вас ждут великие дела». Поднимался философ, повторяя про себя эту фразу. (Как только спортсмен перестает просыпаться с мыслью о больших достижениях, вряд ли он их достигнет.)В некоторых обстоятельствах надо учитывать возможность проявления подсознательного негативизма по отношению к используемым формулировкам. Скажем, спортсмен укладывается в постель, понимая, что результат его завтрашней деятельности зависит от того, как он отдохнет ночью. Находясь еще в бодром состоянии, он усиленно внушает себе: «Спать... спать... спать...» И чем больше он старается, чем более он этого желает, тем дальше от него уходит сон.

Подсознание не любит столь грубого вмешательства в свои автоматизмы. Как было описано выше, одна из психологических рекомендаций в борьбе с бессонницей — не думать о сне, не желать его. Это в некотором роде игра со своим подсознанием. «Я просто отдохну. Спать мне вовсе не обязательно. Я отдохну и без сна, просто расслаблюсь» — и нередко сон приходит легко и незаметно. Иногда помогает заснуть мысль о каком-то мелком незавершенном деле, которое еще можно сделать, встав с постели. Но вставать не хочется: «Тепло, уютно... Встать или не вставать... Надо бы, конечно, но можно и обойтись». И только утром мы вспоминаем, что не успели принять решения, так как сон поглотил нас совершенно неожиданно.И то, что «запретный плод сладок» и что детей не добудишься в 7.30 в будни, а воскресным утром они вдруг поднимаются раньше обычного, и многие другие аналогичные факты, — все это проявление одной из сторон подсознательного негативизма, часто являющегося следствием наших самовнушений. А сколько людей засыпают с книгой в руках быстрее, чем без нее? А пробовали ли вы слушать тихую музыку, лежа в постели? Возможно, это окажется эффективнее любого снотворного.

Самоубеждение — это высший, наиболее трудный, но самый радикальный способ саморегуляции. В тяжелых случаях жизни самоубеждение выступает в роли своеобразной рациональной психотерапии. Как способ регуляции психических состояний самоубеждение реализуется в разговорах с самим собой или с другими. Формой самоубеждения является речь внутренняя и внешняя, устная и письменная, диалогическая и монологическая. Чем выше у спортсмена интеллект, чем более он оптимистичен, тем больше его возможности самоубеждения. И когда спортсмен многократно повторяет одну и ту же мысль, одно и то же решение в беседах с различными людьми, повторяя старые аргументы и отыскивая новые, он осуществляет самоубеждение.Построить позитивные убеждения на положительных фактах и аргументах — задача нехитрая. А вот негативные факты развернуть в позитивное переживание и поведение — это искусство. В воспитании — это искусство тренера, психолога, родителя, врача и др. В самовоспитании — это искусство самого спортсмена.

Разобраться в истинных причинах своего эмоционального состояния — задача не из легких. Но еще труднее так построить цепь рассуждений, чтобы даже при объективно неблагоприятных обстоятельствах помочь самому себе. Многие находят «упоение в философии», пусть даже в доморощенной и непритязательной. Облегчают понимание сути вещей ведение дневника или просто эпизодические записи. И побуждение спортсмена к этому — одна из задач тренера. Безусловно, в ходе рассуждения оперируют не только конкретными жизненными фактами, но также мнениями людей и информацией, почерпнутой из литературы, кинофильмов, спектаклей, теле- и радиопередач.Составленные на основе всего этого правила для самого себя — хорошие помощники в саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний. Конечно, в истории человеческой мудрости все эти правила давно сформулированы, надеяться на оригинальность не приходится. Из неисчислимого количества накопленных человечеством правил можно выбрать для себя наиболее полезные. Но лучше, если спортсмен дойдет до них сам. Пусть они будут его собственные, хоть и неуклюже сформулированные, так как важна не просто голая мысль, а мысль как итог размышлений, рассуждений, самостоятельно осуществленных, а не просто принятых.Правда, прежде чем оставлять спортсмена наедине со своими мыслями, ему можно ненавязчиво подсказать пути их позитивной направленности. Этот довольно сложный процесс надо начинать с объяснения, что переживания и особенности поведения определяются не только обстоятельствами, но и мыслями (а нередко именно ими в первую очередь), которые при этом возникают. Наш мозг работает беспрерывно, и иногда не вредно подсказать ему, как и о чем надо думать. Проще говоря, голове надо сказать, что она должна делать. Размышления могут ослабить или усилить переживания спортсмена. Например, получив травму, один может впасть буквально в истерику или панику по поводу последующей судьбы, а другой размыслит эту уже свершившуюся ситуацию в позитивное русло и усмотрит в ней, например, либо долгожданный, теперь уже вынужденный отдых, либо знак необходимости своевременно изменить ход своей жизни.

Осознание того, что мысли изменить проще, чем чувства, делает спортсмена не только эффективнее, но и мудрее. Спортсмен живет в мире, который создали его установки, мысли, желания. Большинство ситуаций в жизни спортсмена создаются и притягиваются его мыслями и подсознательными программами. Ясно, что глубинная уверенность в себе или глубинные мысли-сомнения приведут к противоположным результатам. Активация или пассивность изначально заложены в мыслях, которые дополнительно к другим факторам определяют судьбу человека, в том числе и в спорте. В спорте каждый хочет быть первым, лучшим, победителем. Это принятое на себя долженствование является источником постоянного напряжения, нередко переходящего в напряженность и даже тревожность. Хорошо, если это стимулы к систематической, продуктивной работе на тренировках. Но дополненные ожиданиями окружающих, перед соревнованиями они становятся иногда вредоносными и трудно переносимыми. Проникнувшись пониманием тесной связи мыслей и чувств, спортсмен с опытом начинает управлять своими эмоциями, особенно предсоревновательными, через сознательное управление целями и задачами и становится все более и более независимым от вредоносного влияния окружающей среды и своих несвоевременных, неоправданных ожиданий. И именно мысли побуждают спортсмена к сверхчеловеческим усилиям в финальной части многих соревнований. Особенно эффективны в этих случаях предельно краткие самоприказы, ставшие автоматическими мыслями в состоянии предельных мышечных и психических напряжений. И именно мысли помогают спортсмену не таскать за собой хвост ошибок и неудач, так сказать, держать удары судьбы силой своей позитивной мысли и непоколебимой уверенности в себе. Чувство потери, упущенной возможности или вины благодаря позитивному размышлению должно быть кратковременным. Они предназначены обучать и побуждать к последующей активности, а не вводить в депрессию. Поэтому спортсменов учат не только побеждать, но и проигрывать. И здесь без саногенного мышления не обойтись. Возникающая проблема может вызывать озабоченность. Саногенное мышление превращает ее в озадаченность, т. е. в последовательное, пошаговое решение, превращая, казалось бы, трудную проблему в ряд решаемых вопросов. Неисправимые оптимисты считают, что у них нет проблем. Это неверно. Проблемы есть у всех. Просто оптимисты уверены, что знают, как их решать. Нередко на подсознательном уровне. Знаменитый психотерапевт М. Эриксон считает, что каждый знает решение своей проблемы. Просто он не знает, что он это знает. Бывает, у спортсмена год, два результаты не растут, сплошные неудачи и «проколы». Но он проявляет стойкость, ищет и пытается «раскопать» в себе эти знания. Наконец находит и покоряет новые спортивные вершины. Безвыходное положение — то, из которого выход пока не найден. Понятно, что твердить себе, что выхода нет, — путь тупиковый. Даже в самой, казалось бы, безнадежной ситуации его надо искать.

А знаменитая русская поговорка: «Что ни делается, все к лучшему», уменьшающая эмоциональную составляющую происшедшего, подтверждается своеобразной философией случайности. Ее лучше всего представить поучительной притчей.

Бедная деревня, в которой только у одного крестьянина есть лошадь. Ему все завидуют. Он и пашет на ней, и в соседний поселок может товар отвезти. Но однажды она исчезла, ушла в лес. Все стали жалеть крестьянина. Отвык он от тяжелой работы. И вдруг лошадь вернулась, да еще и привела с собой коня. Завидовать ему стали вдвойне. На одной он пашет, на другой ездит в город. Однажды сын сел на молодого коня и поскакал в поле. Конь юношу сбросил, тот сломал ногу, которую в конце концов пришлось ампутировать. Все стали жалеть крестьянина, ведь он лишился полноценного помощника. А тут война, все юноши ушли на фронт и не вернулись. А у нашего героя какой ни есть, а все помощник, у других же никого.

Спортсменам свойственно забывать о том великом счастье, которое дает им спорт, и глубоко эмоционально реагировать на достаточно мелкие неудачи. Рациональное мышление учит отделять стратегию спортивной жизни от ее частных проявлений технического или даже операционного характера. Это значительно укрепляет психологическую защиту спортсмена.Влияние мыслей на эмоции и результативность спортивной деятельности этим не ограничивается. Корректируя функции организма, определенный характер мыслей влияет и на здоровье спортсмена. Многие болезни — это внешнее проявление на физическом уровне неправильного, а иногда и просто патогенного образа мыслей. В психосоматике используют термин «соматизация». Это когда психика не находит решения в своей сфере и возникает болезнь. В мыслях может проявляться и вредоносно влиять на здоровье жадность, зависть, враждебность, злоба, ненависть, раздражительность, недовольство, сожаление, обида, вина, разочарование, досада, чрезмерная самокритика и др. Это внутренние факторы. Негативное влияние таких переживаний может усугубляться внешними факторами, как то: предательство, хамство, подстава, оскорбление, потери, измены, обман, унижение, упущенные возможности и пр. Что бы ни произошло, оценка одна: «Пока здоровье сохранено, это значит, что ничего своего я не потерял». Это один из критериев саногенного мышления. Мониторинг своих эмоций и чувств — основа, на которой строится здание позитивных размышлений. Если вам не нравятся ваши переживания — меняйте ход мыслей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: