Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.




Вариант 10

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

- (5)Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

- (6)Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

- (7)Что горит?

- (8)Как будто выселенная деревня за городом.

- (9)Что? — вскинулся Толик. — (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, ко­торая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красны­ми смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за дру­гим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

- (21)Там мальчик! — кричал отец. — (22)Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна ма­шина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, слов­но факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

- (28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху: он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же крас­ный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

- (45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс го­ловой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

- (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него ува­жительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку?»

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

Ответ___________________

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) рассуждение и повествование

4) повествование

Ответ_____________________

3. Укажите предложение, в котором употреблены синонимы

1) 20 2) 12 3) 39 4) 47

Ответ_____________________

4. Из предложений 14-17 выпишите слово с чередующейся гласной в корне

Ответ_____________________

5. Из предложений 23-24 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

Ответ_________________

6. Из предложений 6-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не опре­деляется общим правилом (является исключением).

Ответ_________________

7. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ________________

8. Замените словосочетание «тополиная ветка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ______________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

Ответ_____________________

10. Из предложения 47 выпишите сказуемое(-я)

Ответ_____________________

11. Среди предложений 50—53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ____________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Тёме (1) своему геройскому товарищу (2) и глядел на него уважительно (3) будто на взрослого. В самом деле (4) этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой (5) как был (6) а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ___________________

13. Из предложений 12-15 выпишите номер предложения со сравнительным оборотом

Ответ____________________

14. Среди предложений 17-19 найдите предложение со обособленным определением. Напишите его номер

Ответ_______________________

15. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.

Ответ____________________.

16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

Он нёсся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,(4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ___________________

17. Среди предложений 23—27 найдите сложноподчинённое предложение с однород­ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ____________________

18. Среди предложений 36—39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ_____________________

19. Из 23-24 предложений выпишите союзы

Ответ__________________

20. Из предложения 36-37 выпишите местоимения

Ответ________________________

 

 

15. 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писа­теля И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего вну­треннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15. 2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. То лик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15. 3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокоммен­тируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение, аргументи­руя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рас­суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: