МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ СУДЕЙ ПО ВЫЕЗДКЕ
КОМПОЗИЦИЯ И СУДЕЙСТВО ЕЗДЫ«ФРИСТАЙЛ» (КЮР) ПОД МУЗЫКУ
Москва 1999
Сканирование: Sudar
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ СУДЕЙ ПО ВЫЕЗДКЕ
КОМПОЗИЦИЯ И СУДЕЙСТВО ЕЗДЫ«ФРИСТАЙЛ» («КЮР») ПОД МУЗЫКУ С ОДОБРЕНИЯ FEI
Бернард Морель (Франция) - официальный международный судья по выездке
Помощь и советы: Пьер Андре (Франция), Жизель Хольстейн (Ирландия),
Эрик Летте (Швеция), Уве Мехлем (Германия), Вольфганг Нигли (Швейцария),
Маргит Отто-Крепин (Франция), Хайнц Шютте (Германия),
Николас Вильямз (Нов. Зеландия), Мариэтта Витэйдж (Бельгия)
Показ движений выездки в свободном порядке их выбора имеет давнюю традицию. В XVII веке музыкальные карусели являли собой целые представления (рис.1).
В настоящее время существуют программы по выездке свободного стиля («фристайл»), которые обогатили соревновательные мероприятия.
Программы «фристайл» направлены на усиление, на основе классической выездки, артистической стороны выступления под музыку. Благодаря влиянию этих программ вносится вклад в развитие выездки как дисциплины, которая становится более притягательной и более ценимой.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Обязательные упражнения для программы «фристайл» различного уровня точно определяются в соответствующих текстах, содержащих специальные инструкции.
Опираясь на эти правила, всадник может составить свою собственную программу для использования сильных сторон своей лошади и подчеркивая их соответствующей музыкой. Программа «фристайл» характеризуется тем, что всаднику позволяют создать свою собственную хореографию при условии, что будут показаны все обязательные движения.
Главным условием для хорошего исполнения программ «фристайл» является точное следование классическим принципам езды в соответствии с международными Правилами по выездке (§ 401+418). Поэтому оценки за технику исполнения движений идентичны оценкам за движения в предписанной программе.
|
Снаряжение лошади и одежда всадника - такие же, как в других видах соревнований согласно Правилам FEI (рис.2).
КОМПОЗИЦИЯ
Выступая на любом уровне, всадник должен подбирать интересные сочетания движений, требуемые по программе. Очень важны продвижение вперед, исполнение и соответствие музыке. Должны быть показаны определенная последовательность движений и точность переходов. Впечатление абсолютной гармонии дают последовательная смена движений и более спокойных моментов, а также идеальное равновесие на всех основных аллюрах, их разновидностях и в упражнениях под соответствующее музыкальное сопровождение.
ХОРЕОГРАФИЯ
Технические требования
Соревнование «фристайл» должно начинаться и заканчиваться остановкой и приветствием. Это позволяет определять время для исполнения программы. Время исполнения начинается с движения лошади после приветствия и заканчивается при подходе лошади к остановке для финального приветствия.
Предписанные движения, требуемые по программе, должны быть показаны, по крайне мере, один раз. В соревнованиях уровня Большого приза позволяются комбинации движений, что увеличивает степень трудности.
В соревнованиях «фристайл» уровня Среднего приза № 1 исполнять движения высшей степени трудности не разрешается.
|
Таким образом, если планируется начать исполнение на галопе в программе «фристайл» уровня Среднего приза № 1, то он должен быть показан обычным образом: двойной пируэт ведет к исключению из соревнований.
Перемена ног должна исполняться серией, включающей минимум 5 перемен.
Пнаффе должно исполняться на прямой линии и состоять не менее чем из 10 движений. Таким образом, пируэт на пиаффе может рассматриваться только как дополнение уровня высшей степени сложности (рис.3).
Пассаж должен исполняться в один след на дистанции не менее 20м. Показ пассажа в два следа не считается требуемым движением: принимаются во внимание техническая трудность и вопрос артистичности.
Полупируэт на шагу разрешается. Осаживание или движения назад-вперед-назад разрешены, но могут нарушить гармонию выступления.
Рис. 1. Музыкальная карусель в старинные времена
Линии, по которым двигается лошадь, если только они не являются обязательными разметками, связанными с буквами на манеже, должны быть различимы и позволять судьям ясно их видеть, особенно на движениях в два следа.
Разрешены только движения и аллюры официальных соревнований. Всадник исключается из соревнований, если он показывает движения, которые не указаны в Правилах.
Вопреки Правилам, в соревнованиях «фристайл» разрешается держать поводья в одной руке. В этом случае свободная рука остается свободной, опущенной вниз (рис.4).
Рис.4. Поводья в одной руке, вторая рука опущена по корпусу всадника |
Рис.3. Пнаффе на прямой
линии
Об артистизме
|
Хорошая схема поддерживает сбалансированную работу ездой направо и ездой налево.
Она выполняется на всем поле манежа и не ограничивается движениями по прямой или обычными движениями, которые применяются в обязательных ездах (рис.5 – пример последовательности движений на рыси для лошади, исполняющей простые принимания и прибавления).
Она позволяет проявить лошади свои возможности и уменьшить показ ее недостатков.
В результате схема выглядит как гармоничное движение с несомненной оригинальностью без набора бесполезных украшательских движений. Исполнение одного и того же движения, частое его повторение может разрушить гармонию выступления.
Хореография должна быть тесно связана с возможностями лошади и всадника
Исполнение длинной череды трудных движений не рекомендуется, так как лошадь может утомляться. (рис.6 – примеры работы на шагу. Прибавленный шаг и собранный шаг с ½ и ¼ пируэтом).
В любом случае следует избегать всякого рода перевозбуждения, преувеличенного или показного проявления в требованиях, в соответствии с принципами классической выездки.
СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ
Правила допускают только движения, входящие в обязательные программы езд, а также - для \ соревнований «фристайл» уровня Большого приза - двойные или тройные пируэты на галопе, пируэты на ниаффе, принимание на пассаже.
Некоторые комбинации являются комбинациями очень
высокого технического уровня. Например, прибавленный
галоп, за которым сразу же следует пируэт (рис.8), или переходы
пиаффе- пассаж- прибавленная рысь.
Важно, чтобы выбранная степень трудности соответствовала уровню и
возможностям лошади и всадника. Всадник должен знать, на какой риск он идет, планируя трудное движение. Если оно исполнено плохо, то во внимание принимаются оценки за технику, однако будет утеряна гармония, и всадник будет оштрафован также и в оценках за артистизм.
Наконец, важно, чтобы упражнения, требующие виртуозности, исполнялись бы в таких местах целой программы, где они явятся вершиной всего выступления и привлекут наибольшее внимание.
Большим достижением в представлении программы является мастерское исполнение самых трудных движений в сочетании с более простыми движениями и основными аллюрами на протяжении всего выступления.
МУЗЫКА
Для зрителей самым важным элементом соревнования «фристайл» является музыка, потому что она вносит важное различие между традиционным выступлением по выездке и «фристайлом».
Выбранная музыка должна соответствовать конкретному сочетанию человек-лошадь. Это вопрос стиля, интуиции и вкуса. Возможно использование разнообразной музыки - от рока до классики. Однако, для достижения гармоничного исполнения программы необходимо, чтобы ритм аллюров лошади соответствовал ритму музыки. Вследствие этого, любое изменение аллюра должно сопровождаться изменением музыкального ритма, пли переход из одного аллюра в другой должен производиться в момент изменения музыкального ритма. Всаднику поэтому не следует планировать переходы у специально обозначенных точек манежа, их нужно делать под музыку.
Особенно приятное впечатление создается тогда, когда всадник как бы объясняет (иллюстрирует) содержание музыки. Можно использовать один отрывок музыкального произведения или же подборку нескольких отрывков.
Вариации различных упражнений в соответствии с ритмом музыки могут способствовать яркости выступления. На создание хореографии большее влияние должна оказывать музыка, а не маркировка (обозначение) манежа или обычные школьные упражнения.
Не рекомендуется исполнять езду «фристайл» на фоне маловыразительной однотонной музыки. Такие выступления не соответствуют самому духу «фристайла».
Разрешается музыка с пением, но она должна быть тщательно подобрана и не отвлекать внимание от самого выступления. Музыка с голосом редко удачно соответствует выступлению.
Музыка не должна быть слишком быстрой, заставляющей всадника «спешить». Это создает впечатление нервозности и торопливости; наоборот, музыка должна «вдохновлять» всадника и его лошадь.
Рекомендуется использовать музыку для въезда в манеж. С одной стороны, это эффектно и привлекает внимание зрителей. С другой стороны, музыка - спасательная мера, потому что она как бы контролирует правильное использование средств управления.
Следует знать, что если музыка прерывается, судья должен дать сигнал колоколом и остановить выступление всадника, а затем, как только техника будет исправлена, позволить участнику продолжить езду.
ОЦЕНКИ
В основе оценок езды «фристайл» под музыку лежат классические принципы, содержащиеся в Правилах FEI и записанные в § 401.
Цель и основные принципы (из Правил FEI)
1. Целью выездки является гармоничное развитие физических возможностей и способностей лошади. В результате выездка делает ее спокойной, гибкой, а также уверенной, внимательной и энергичной. Таким образом, достигается полное взаимопонимание всадника с лошадью.
2. Эти качества проявляются в:
2.1. Свободе и равномерности аллюров;
2.2. Гармонии, легкости и непринужденности движений;
2.3. Легкости передних ног и подведении зада, что обеспечивает живой импульс;
2.4. Спокойном принятии повода на протяжении всей езды без какого-либо напряжения или сопротивления.
3. Таким образом, создается впечатление, что лошадь самостоятельно выполняет то, что от нее требуется. Уверенная и внимательная, она охотно подчиняется своему всаднику, оставаясь при этом абсолютно прямолинейной при движении по прямой и, соответственно, сгибаясь при движении по кругу.
4. Шаг лошади равномерный, свободный и непринужденный. На рыси лошадь свободна, гибка, ее движения - энергичные, незатухающие, равномерные. Галоп - правильный, легкий и ритмичный. Задние конечности всегда активны. Лошадь отвечает на малейшие указания, исходящие от всадника и таким образом достигается активность всех частей ее тела.
5. Благодаря активному импульсу и гибкости суставов, без парализующего эффекта, вызванного сопротивлением, лошадь подчиняется всаднику с готовностью и без колебаний. Она отвечает на различные его воздействия спокойно и точно, демонстрируя естественное и гармоничное равновесие, как физическое, так и психическое.
6. При любой работе, даже на остановке, лошадь должна оставаться «в поводу». Говорят, что лошадь находится в поводу, если шея ее более или менее поднята и согнута, в соответствии со степенью ее выезженности и собранности или расширенности аллюра, а повод находится в легком и мягком упоре, при этом проявляется полное подчинение. Голова лошади неподвижна и, как правило, нос немного впереди вертикали, гибкий затылок является наивысшей точкой шеи. Не должно оказываться никакого сопротивления всаднику.
7. Каденция является результатом истинной гармонии, показываемой лошадью при движении с явно выраженными равномерностью, импульсом и равновесием. Ритм, который лошадь поддерживает на всех аллюрах, является неотъемлемой частью каденции. Каденция должна поддерживаться при исполнении всех упражнений и на всех видах каждого аллюра.