Методы работы с загадками.




Тема 2.2.4 (2). Составление и отгадывание загадок.

План занятия:

1) Понятия загадки и её значение в развитии детей.

2) Виды загадок.

3) Требования к подбору загадок.

4) Способы отгадывания загадок.

5) Методы работы с загадками.

 

Понятие загадки и её значение в развитии детей.

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, она заключает в себе замысловатую задачу в виде вопроса, прямого или скрытого. Содержание загадки отражает жизнь человека, растительный и животный мира, явления природы, предметы труда и быта и т. д.

Загадка это жанр народного творчества, слово «загадка» произошло от древнерусского слова «гадати». Появление загадки относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума.

Назначение загадки в разные времена было разное:

· В глубокой древности люди использовали загадки как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, уберечь от нечистой силы своё жилище, семью, скот, орудия труда;

· Загадки использовались в военных и торговых делах, ими пользовались скоморохи и бродяги;

· С помощью загадок испытывались мудрость, находчивость, образованность человека;

· Загадки использовались как средство обучения детей и организация досуга.

Загадка развивает находчивость, сообразительность, воображение, память, формирует у детей любовь к народному творчеству, развивает мышление. Загадка несёт в себе много информации: о предмете, о повадках животных, о защитных приспособлениях, о среде обитания, о пользе и вреде и т. д.

Загадки развивают наблюдательность детей, формируют реалистические представления о природе, играют большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств.

Загадки развивают у детей поэтическое восприятие, побуждают детей к игре, развивают у них чувство юмора.

 

Виды загадок.

I.

· Авторские загадки,

· Народные загадки.

II.

· Загадки с рифмующейся отгадкой,

· Загадки – обманки,

· Загадки с типичными признаками внешнего вида и со звукоподражанием,

· Загадки – сравнения,

· Поэтические загадки,

· Загадка – замысловатый вопрос,

· Загадки на основе переносного значения или метафоры,

· Описательные загадки,

· Загадки с использованием народных выражений,

· Логические задачи,

· Загадки, требующие длительного наблюдения,

· Загадки, отражающие современные темы.

 

3. Требования к подбору загадок:

А) Доступные возрасту детей;

Б) Загадка должна нести в себе воспитательную ценность;

В) Язык загадки должен быть литературным и понятным;

Г) Учитывать степень трудности логической задачи (чем больше признаков, тем легче отгадать);

Д) Художественные образы загадки должны быть близкими и понятными детям;

Е) Загадыванию загадки должна предшествовать большая подготовительная работа.

 

4. Способы отгадывания загадок:

1) В младшей и средней группе отгадка даётся сразу;

2) Отгадывание – доказательство (в ст. и подг. гр):

А) Если загадка оканчивается вопросом, то доказательство начинается с объявления отгадки, затем следует её подтверждение признаками (Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? Дети отгадывают (зимой) и предлагают доказательство: потому что зимой на полях лежит снег, а на реках – лёд …);

Б) В загадки перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. Ребёнок рассуждает, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу отгадки (Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку - кролик).

Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом.

 

Методы работы с загадками.

 

Занятия, посвящённые отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.

Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребёнок догадался. Рассмотрим, как воплощаются эти требования на примере одного из таких занятий.

В «чудесный мешочек» воспитатель помещает четыре-пять хорошо знакомых предметов, поочерёдно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей.

Воспитатель. Что ты достал? Сережа. Карандаш.

Воспитатель. Да, это карандаш. А какого он цвета? Дети. Красного.

Воспитатель. А как вы узнали, что карандаш красный? Марина. Потому что он обкрашен красным. Витя. Потому что у него сверху красное. Петя. Он сверху красный и в середине будет красный. Воспитатель. Вы верно догадались. У нашего карандаша красная рубашка. А если бы карандаш был синий, какая бы у него была рубашка? Дети. Синяя.

Воспитатель. Какой стороной карандаша можно рисовать? Оля. Которая заточена. Воспитатель. На что она похожа? Дети. Как нос у птицы. Как клюв!

Воспитатель. Верно. А теперь посмотрите, что я сделаю (проводит карандашом по прикрепленному к доске листу бумаги). Что осталось на листе?

Дети. Черта! Черта красного цвета. Воспитатель. Да, остался след. Затем ребенок достает расческу. Воспитатель. Что это Кирюша достал? К и р ю ш а. Достал расческу.

Воспитатель. Что это у расчески? (Показывает сначала на ручку, затем на зубья.)

Дети. Ручка! Зубья. Зубы. Зубчики. Воспитатель. А для чего нужны зубья расческе? Алеша. Волосы расчесывать.

Воспитатель предлагает показать, как расчесывают волосы. — Вот как зубья расчески по голове гуляют — волосы расчесывают,— замечает он.

Аналогично рассматриваются ножницы, кукольный стол, которые дети достают из мешочка. Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки.

Ивашка, красная рубашка, где носом поведет, там след кладет. Что это?

Ира. Карандаш. (Дети подтверждают правильность ответа.)

Воспитатель: А как вы догадались, что это карандаш?

Вера: Потому что он в красной рубашке. Это он покрашен красной краской.

Саша: Потому что где носом начертит, остается след.

Воспитатель: А теперь отгадайте другую загадку. Стоят четыре брата под крышею одной, дружные ребята и все равны длиной. Что это?

Костя. Стол это! (Дети подтверждают ответ Кости.)

Воспитатель. А как вы догадались, что это стол?

Витя. Потому что у стола четыре ножки, и тут говорится, что четыре братца.

Алеша. Потому что все ножки одной длины, и про это тоже есть в загадке.

Ира. И еще сказано, что у них одна крыша. Это ножки крышу от стола держат.

Затем аналогично загадываются и разгадываются загадки про расческу («Зубы не едят, не кусают, по волосам гуляют») и про ножницы («Два конца, два кольца, посередине гвоздик»).

Занятие заканчивается тем, что воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить.

Поначалу проводятся два-три подобных занятия на разном материале, последующие занятия могут быть усложнены. Так, после рассматривания предметы могут быть закрыты, и предмет-отгадка выставляется только при мотивировке ответа. Затем предварительное рассматривание может быть снято, и загадываются загадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруднений детей воспитатель организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась неотгаданной. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях привлекаются к загадыванию известных им загадок и дети, повторяются старые загадки, но уже без наглядности.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Вначале для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т. п. Здесь предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет, описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Дальнейшее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании. Последующее усложнение таких занятий связано с включением требования описывать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ребенок хочет «купить в магазине игрушек», он пользуется средствами сравнения: «Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава». Описывая мяч, говорит: «Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском».

Такое описание по сути приближается к загадке, воспитывает у ребенка вкус к яркой, образной речи, способствует формированию умения пользоваться своим запасом слов.

Во 2 младшей группе используются загадки - описания с яркими признаками внешнего вида, с рифмованной отгадкой. Загадки простые и конкретные (о животных, о предметах домашнего обихода, об овощах, фруктах).

В средней группе - дети выделяют формы, цвет, качества предмета. Тематика загадок расширяется, используются загадки о диких животных, одежде, явлениях природы, средствах передвижения, загадки – описания, сравнения, загадки-метафоры с образными словами и выражениями.

В старшей и подготовительной группе используются загадки метафоры с использованием народных слов и выражений, загадки на сравнение, с отрицанием, логические загадки, загадки, требующие длительного наблюдения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: