Введение
В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни
человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормаль ному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры
человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание,
возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необходимостью для человека выжить в борьбе за свое существование.
Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором,
влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования.
Вместе с тем было бы ошибкой отождествлять оздоровительную физическую
культуру только с совершенствованием телосложения, с формированием высокого уровня физической подготовленности, двигательных умений и навыков, то есть с задачами только двигательного характера. Оздоровительная физическая культура предполагает не изолированное развитие физических способностей, а их взаимодействие с духовным, эстетическим, интеллектуальным совершенствованием личности. Она является одним из важнейших средств воспитания человека.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на
формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие
разносторонних физических способностей человека. Нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может
не помочь, а наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что
полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.
Физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием
которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований. Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами, поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.
Методические принципы физического воспитания:
1. сознательность и активность;
2. наглядность;
3. доступность;
4. систематичность;
5. динамичность.
Принцип сознательности и активности.
Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.
Принцип наглядности.
Наглядность —необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента
перед попыткой выполнить его. Непосредственная наглядность — это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.
Принцип доступности.
Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых упражнениях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп.
В системе современного воспитания физкультурных ценностей необходимо предусматривать и осуществлять формирование мотивов, а затем и интересов к систематической физической активности. Достижение этой важной цели - дело сложное, требующая решения многих задач, существенно разных для разного возраста.
Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение координационных способностей при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов.
Основная направленность физического воспитания подростков формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.
Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.
В процессе освоения предмета «Физическая культура и здоровье» в начальных классах, решаются образовательно-воспитательные, оздоровительные и прикладные задачи. Они конкретизируют цель физического воспитания учащихся в начальной школе. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в беге, прыжках и метаниях, благодаря большому разнообразию, всестороннему воздействию, этих упражнений, на организм занимающихся и оздоровительной направленности, способствуют решению образовательно-воспитательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания младших школьников.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что легкоатлетические упражнения являются незаменимым средством в развитии и совершенствовании физических качеств, формировании жизненно важных умений и навыков, имеют большое оздоровительное значение в системе воспитания подрастающего поколения. Они являются основой для обучения двигательной деятельности и входят в содержание программ по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях, школах, где занимают одно из ведущих мест. Главное место легкоатлетическим упражнениям отводится в Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе. Их преимущества определяются доступностью, разносторонним влиянием на организм, оздоровительной направленностью.
Всестороннее воздействие легкоатлетических упражнений на системы и функции организма, духовные, психические и физические качества имеют огромное значение в системе начального формирования физической культуры личности младшего школьника.
Список литературы:
1)
https://docplayer.ru/40767883-Referat-na-temu-metodicheskie-principy-fizicheskogo-vospitaniya-i-ih-realizacii-v-processe-zanyatiy-fizicheskimi-uprazhneniyami.html
2) https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65635b3ad68a4c43a88421216c27_0.html
3)
https://studbooks.net/1808588/pedagogika/teoretiko_metodicheskie_osnovy_fizicheskogo_vospitaniya_uchaschihsya_nachalnyh_klassov