СБОРКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА




Полеты на СЛА. Методические рекомендации

Опыт работы на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА) позволяет выделить следующие основные причины летных происшествий:

· Отказы и разрушения ЛА, вызванные грубыми ошибками в конструировании, нарушениями в технологии изготовления деталей и узлов, применением некондиционных материалов.

· Отказы двигателя.

  • Ошибки в обслуживании авиатехники.
  • Ошибки в технике пилотирования, обусловленные отсутствием устойчивых летных навыков, несерьезным отношением к полетам.
  • Неудовлетворительная организация полетов.

 

Первая и, отчасти, вторая причины - следствие недостаточной инженерной подготовки конструктора СЛА, который, как минимум, должен владеть методами аэродинамического расчета, расчета СЛА, должен быть знаком с теорией поршневых двигателей и воздушных винтов.

Разработанные в настоящее время РДК СЛА и НЛГ СЛА помогут конструкторам-любителям создать надежный безопасный летательный аппарат.

Предлагаемый проект памятки летчику СЛА содержит ряд советов, позволяющих значительно снизить вероятность летных происшествий по причинам, относящимся непосредственно к летной эксплуатации сверхлегких летательных аппаратов.

Полеты на построенном Вами СЛА - дело чрезвычайно серьезное и ответственное.

В первую очередь следует детально разработать и хорошо понять важнейшие принципы динамики полета, основы устойчивости и управляемости СЛА. Предварительно оценить, какие динамические особенности характерны для созданного Вами аппарата (в частности, какова скорость сваливания, взлетно-посадочные скорости, максимальная скорость, насколько эффективны рули, насколько устойчив аппарат).

После этого можно приступить к тренажам в кабине и к полетам, следуя принципу постепенности и тренировки.

 

АЭРОДРОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕТОВ

Лучше всего летать на аэродромах ДОСААФ или на площадках, принадлежащих гражданской авиации. Разумеется, для этого необходимо предварительное согласование с соответствующими организациями - хозяевами аэродрома.

Подходящей площадкой для полетов можно считать ровную, покрытую травой поверхность, расположенную возможно дальше от ведомственных аэродромов, запретных зон, населенных пунктов и участков с оживленным воздушным движением.

Размеры летной площадки должны гарантировать приземление в ее пределах при остановке двигателя в любой точке круга. При этом допустимы отвороты по курсу не более15°.

Очень желательно, чтобы местность, окружающая площадку, была по возможности пригодной для вынужденного приземления. Размеры площадки должны непременно позволять подлеты на высоту в 1-2 метра с последующей посадкой по прямой. И, более того, если двигатель откажет до первого разворота, надо иметь место для приземления прямо перед собой с отворотом от взлетного курса не более 15°.

Решающее соображение при назначении ВЫСОТЫПОЛЕТА ПО КРУГУ - уверенное попадание на площадку при отказе двигателя.

ВНИМАНИЕ! Чем меньше высота полета по кругу, тем выше должна быть чистота и точность пилотирования - на малых высотах летательный аппарат "разбалтывают" турбулентные потоки воздуха, парировать их воздействие надо быстро и безошибочно, на размышления тут просто нет времени! Поэтому не следует выполнять полет по кругу ниже 100м.

Выделение воздушного пространства для полетов СЛА радиусом до 5 км. и высотой до 300 м. При метеоусловиях: видимость более 5 км., высота нижнего края облачности более 500 м. (директива Главкома ВВС №123/17/363 от 09.10.84) - разрешается по ходатайству исполкома местных Советов или предприятий в районные центры управления воздушным движением (РЦ УВД).

ЗЕМЛЯ НЕ ПРОЩАЕТ КОМПОМИССОВ И С ПОЛНЫМ РАВНОДУШИЕМ ПРИНИМАЕТ И МОЛОДЫХ И СТАРЫХ, БЕЗВЕСТНЫХ И ИМЕНИТЫХ - ВСЕХ, КТО ОШИБАЕТСЯ И НЕ УСПЕВАЕТ ИСПРАВИТЬ СВОИ ОШИБКИ

Наибольшая высота полета по кругу должна ограничиваться:

  • высотой облачности;
  • интенсивностью воздушного движения в районе.

В любом случае нет необходимости превышать высоту 300 м.

Особое внимание - не подходите к нижней кромке облаков ближе чем на 50 м, чтобы случайно не оказаться в облаках.

НИ ВАШ АППАРАТ, НИ ВЫК ПОЛЕТУ В ОБЛАКАХ ЕЩЕ НЕ ГОТОВЫ! ПОЛЕТ ВНЕ ВИДИМОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ГОРИЗОНТА ТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СЕРЬЕЗНОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ТРЕНАЖЕРЕ И КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТЕ С ИНСТРУКТОРОМ

РАЗМЕТКА летной площадки производится следующим образом:

На площадке должны быть отмечены хорошо видимыми знаками (например, накрашены известью) крайние точки рабочего пространства. Необходимо ограничить взлетно-посадочную полосу (по левому ее обрезу) несколькими флажками.

Во время полетов должно выкладываться посадочное "Т" (два полотнища белого цвета летом и черного зимой) и два полотнища, ограничивающие пределы приземления.

Так как на полевых грунтовых площадках встречаются время от времени опасные препятствия вроде кротовых нор или борозд, оставленных сельскохозяйственными машинами, их приходится заравнивать или отмечать знаками - либо флажками, либо заметными легкими вешками.

ЦЕЛЬ ЧЕТКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛЕТОВ - ГАРАНТИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВЕСЬ АВИАЦИОННЫЙ, КАК ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ, ОПЛАЧЕННЫЙ КРОВЬЮ ОПЫТ ГОВОРИТ - ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛЕТОВ ДОЛЖНЫБЫТЬ Н Е И З М Е Н Н ЫМ И!

1. Организация полетов строится на ПРИНЦИПЕ ЕДИНОНАЧАЛИЯ. Все находящиеся на старте, занятые и причастные к полетам лица беспрекословно подчиняются руководителю полетов (РП).

Возникающие в полетах претензии, сомнения, неудовольствия и прочие как деловые, так и эмоциональные возражения могут быть высказаны РП по окончании летного дня на разборе полетов. Умный и знающий руководитель полетов всегда сумеет выслушать, понять, а если найдет нужным, возразить участникам полетов, не теряя при этом здравого смысла и, желательно, хорошей доли юмора.

2. До начала полетов надо составить ПЛАН их проведения. Этот план доводится до сведения всех участников летного дня. Четкий план - подспорье руководителю полетов.

Кроме того, он снимает нервозность и освобождает от неразберихи тех, кому предстоит готовить материальную часть и эксплуатировать ее. В плане точно указывается: к т о летит, з а д а н и е, время вылета и время полета, аппарат, на котором выполняется задание.

По окончании полетов РП проводит послеполетный разбор во время которого обсуждаются допущенные ошибки в с е х участников полетов, в том числе и РП.

Обсуждение должно быть доброжелательным, корректным. Его главная цель - однажды совершенные ошибки не должны повториться в следующих полетах.

И еще: ВАЖНЕЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ САМИХ ПРОМАХОВ - ЧЕТКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ИХ ПРИЧИН!

3. До полетов надо оценить МЕТЕОУСЛОВИЯ:

- видимость должна быть такой, чтобы из любой точки нормального круга четко просматривался старт и посадочные знаки;

- высота облачности - не ниже 500 м (круг в этом случае должен выполняться не выше 300 м);

- ограничения по силе ветра для различных летательных аппаратов, естественно, разные, но при всех условиях встречная составляющая ветра не должна превышать10м/с, а боковая - 3 м/с.

ВНИМАНИЕ! Начинающие летчики должны летать только при встречном ветре не более 5 м/с.

ЕСЛИ ВЕТЕР ПОРЫВИСТЫЙ, ОТЛОЖИТЕ ПОЛЕТЫ!

Полет в неспокойной атмосфере или в "болтанке" удовольствия не доставляет, кроме того, он не безопасен, так как имеется повышенная вероятность сваливания или выхода за предельно допустимые перегрузки. При попадании в "болтанку" все эволюции выполняйте плавно и координированно, а неожиданные отклонения аппарата от сбалансированного положения парируйте энергично и без промедления.

По возможности надо выходить из зон "болтанки", а именно, в сильный ветер из приземного слоя (с набором высоты интенсивность ветровой турбулентности падает), в жаркую погоду не подходить под облака, уходить из сильных восходящих потоков, особое внимание обращая на недопустимость потери скорости.

Одновременно с метеорологическими условиями нужно оценить и орнитологическую обстановку, а проще сказать, во время большого скопления птиц в районе аэродрома необходимо летать с повышенной осторожностью или временно воздержаться от полетов.

Первый случай самолета с птицей зарегистрирован в 1918 году, с тех пор не было ни одного года без столкновений, заканчивающихся по-разному.

4. Во время полетов на аэродроме должен присутствовать представитель медицины или человек, способный оказать при необходимости ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ.

Кроме того, планом подготовки нужно предусмотреть порядок и средства эвакуации пострадавших в ближайшую больницу.

ЧТОБЫИЗБЕЖАТЬ ПЕЧАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, НАДО ЗАРАНЕЕ К НИМ ГОТОВИТЬСЯ!

5. КАЖДЫЙ ЛЕТНЫЙ ДЕНЬ НАЧИНАЙТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РУЛЕЖКОЙ, ПРОБЕЖКОЙ, ПОДЛЕТОМ. ЭТО САМЫЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ!

6. Радиосвязь желательно иметь при всех полетах. Радиоклубы ДОСААФ могут помочь Вам в этом.

Но если радиосвязи нет и с этим приходится мириться, то СИГНАЛЬНЫЕ ПОЛОТНИЩА должны быть НЕПРЕМЕННО.

ДРУГИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ:

"разрешите взлет" - летчик поднимает правую руку.

"взлет разрешаю" - руководитель полетов поднимает над головой флажок и вытягивает его в направлении взлета.

"взлет запрещаю" - два флажка подняты вверх.

"выключить двигатель" - руки, скрещенные над головой.

Без радиосвязи одновременные полеты нескольких ЛА недопустимы.

7.ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ! Все участники полетов, летающие и нелетающие, должны вести постоянное НАБЛЮДЕНИЕ за воздухом и обстановкой, складывающейся на земле.

О всякой ненормальности в поведении летательного аппарата, об изменении обстановки на площадке, угрожающей безопасности полетов, заметивший немедленно докладывает РП.

В воздухе все внимание летчика уделяется пилотированию самолета и осмотрительности. По мере приобретения опыта становится возможным вести наблюдение за воздушным пространством и землей, обычно при этом взгляд летчика описывает "восьмерку" - сначала по левую сторону борта вперед-вниз-назад-вверх-вперед, затем в том же порядке по правому борту.

8. Во время проведения полетов нужно заполнять "Журнал полетов". В этом журнале фиксируются дата, задание, продолжительность полета, фамилия летчика, замеченные ошибки в технике пилотирования, неисправности материальной части и работы по их устранению.

"Журнал" заводится на каждый летательный аппарат. Это не свидетельство бюрократизма, а необходимейшее для конструктора руководство к действиям - для совершенствования машины - и источник важной статистической информации.

ЧТОБЫУСПЕШНО ЛЕТАТЬ, НУЖНО ЛЕТАТЬ И ДУМАТЬ, ДУМАТЬ И ЛЕТАТЬ

ПРИНЦИПЫЛЕТНОГО ОСВОЕНИЯ НОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (принципы летного обучения)

Несмотря на то, что уровень подготовки летчиков СЛА различен, принципы летного освоения авиационной техники (летного обучения) остаются неизменными.

Основным из них является принцип ПОСТЕПЕННОСТИ - от простого к сложному. Летчик должен переходить к следующему этапу освоения ЛА (обучения) только после качественной отработки действий на предыдущем этапе.

Необходима продуманная система ТРЕНАЖЕЙ.

Тренажи должны проводится в кабине летательного аппарата-тренажера. Причем сначала нужно просто привыкнуть к машине, приучить руки работать на ощупь. По достижении этого эффекта начинать отрабатывать элементы полета, непосредственно сидя в кабине и мысленно поэтапно отслеживая все свои действия.

Если есть возможность, необходимо побалансировать на земле, в ветровом потоке, удерживая аппарат элеронами от кренения.

Необходимо также, сидя в кабине, запомнить взлетное и посадочное положения ЛА. Для этого на стоянке несколько человек должны приподнять хвост аппарата (для ЛА с хвостовым колесом) или приспустить (для ЛА с носовым колесом), а сидящему в кабине нужно запомнить проекцию частей летательного аппарата на земную поверхность (горизонт).

Тренажи желательно практиковать как можно чаще, а непосредственно перед полетом - ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Очень полезно, если начинающий летчик задолго до того, как приступит к полетам, будет НАБЛЮДАТЬ взлеты и посадки, одновременно получая квалифицированные комментарии своего инструктора (постоянного в течение всего обучения).

Можно выделить основные этапы летного освоения новых летательных аппаратов (этапы летного обучения):

- тренажи в кабине ЛА (на тренажере);

- рулежки по прямой с разворотами;

- пробежки;

- подлеты на высоту 1-2 м;

- подлеты на высоту 10-15 м. без разворотов (если позволяют размеры летного поля);

- полеты по кругу с 4 разворотами (траектории в плане образуют замкнутый четырехугольник).

СБОРКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

1. Прежде всего надо составить технологическую схему сборки и, не надеясь на память, записать всю последовательность предстоящих действий.

2. Сборку производить по схеме. Проконтролировав каждый этап, сделать отметку "ВЫПОЛНИЛ!"

3. Особое внимание уделяйте контровке болтовых соединений и нормальной величине зазоров! Подвижные элементы должны быть на самом деле подвижными - без затираний и заеданий, и без люфтов!

4. При соединении элементов конструкции не должно возникать деформаций частей (исключение - для ткани и пленок, а также элементов, не имеющих собственной жесткости).

Во время сборки не забудьте удалить консервационную смазку и нанести на трущиеся детали рабочую.

Самая тщательная сборка не может считаться законченной, прежде чем не будет выполнена тщательная нивелировка - определение и уточнение взаимного положения частей летательного аппарата, отклонение рулевых поверхностей согласно проектным данным. По окончании нивелировки полезно нанести контрольные риски на состыкованные детали, чтобы всякое нарушение нивелировки в эксплуатации легко замечалось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: