Если двигатель отказал сразу после 1ого разворота, то, обеспечив себя скоростью на 10 - 15 км. выше наивыгоднейшей, оцените возможность посадки на аэродром. Если нет полной уверенности, что Вы достигните аэродрома, определите площадку для вынужденного приземления. Такие площадки следует наметить заранее, до полетов.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ! ПРИНЯВ РЕШЕНИЕ, НЕ МЕНЯЙТЕ ЕГО! НЕТ НИЧЕГО ОПАСНЕЕ ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКЕ, ЧЕМ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ И МЕТАНИЕ!
Кстати, эта рекомендация имеет более широкое применение в авиации, чем может показаться на первый взгляд.
Заходя на вынужденную посадку:
- развороты выполняйте плавно, с креном не более 30°, на скорости, увеличенной на 10 км/ч по сравнению со скоростью прямолинейного планирования;
- посадку, по возможности, производите против ветра;
- расчет выполняйте с незначительным перелетом;
- до приземления выключите зажигание и перекройте подачу топлива;
- сразу по окончании пробега покидайте кабину;
- посадку на вспаханное поле безопаснее выполнять вдоль борозд и против ветра.
Выход на режим сваливания
При перетягивании ручки, особенно при наличии скольжения, и первом проявлении признаков сваливания - тряска, раскачка из крена в крен, рысканье, произвольное опускание носа - НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОТДАЙТЕ РУЧКУ УПРАВЛЕНИЯ "ОТ СЕБЯ" (элероны нейтрально). КРЕН И РЫСКАНЬЕ ПАРИРУЙТЕ РУЛЕМ НАПРАВЛЕНИЯ.
После набора скорости и исчезновения признаков сваливания плавно выводите летательный аппарат в горизонтальный полет.
ВНИМАНИЕ! Встречаются летательные аппараты, которые сваливаются на крыло без предупреждения. В этом случае летчик должен вести себя так же, как при полете на летательном аппарате, предупреждающем о срыве, но действовать быстрее и с предельной четкостью!
|
Непреднамеренная глубокая спираль
Непреднамеренная нисходящая спираль характеризуется большим креном, большой скоростью и большой перегрузкой, прекращается в следующей последовательности: СНАЧАЛА надо УБРАТЬ КРЕН (ЭЛЕРОНАМИ), А ЛИШЬ ЗАТЕМ ВЫВОДИТЬ АППАРАТ В НОРМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.
Одновременные действия элеронами и рулем высоты лишь усугубят положение!
ПОЖАР
При возникновении пожара в полете необходимо возможно быстрее произвести посадку, сохраняя максимальную собранность и самоконтроль.
Поняв - на борту пожар:
- выключите зажигание и перекройте подачу топлива в двигатель;
- попытайтесь сбить пламя увеличением скорости и скольжением - "от пламени".
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ! При скольжении высота теряется быстрее обычного. Спасаясь от огня, не очутитесь в другой беде - без запаса высоты:
- борясь с огнем, не допускайте потери скорости!
- Если есть возможность произвести посадку на воду, невдалеке от берега, не упускайте счастливого шанса.
Вынужденная посадка на воду
Перед приводнением как можно туже затяните привязные ремни. Нащупайте замок и приготовьтесь к быстрому освобождению от привязных ремней.
ОТКРОЙТЕ двери (сбросьте фонарь).
Приводниться старайтесь как можно ближе к берегу.
Расстояние до воды определять труднее, чем до земли, особенно если нет ряби. Обращать внимание на какие - либо предметы, заметные на самой воде или на берегу, если берег достаточно близок к Вам.
Перед касанием воды сгруппируйтесь.
Как только движение прекратится и начнется погружение, покидайте кабину.
|
ДЕЙСТВУЙТЕ НЕТОРОПЛИВО, НО ЭНЕРГИЧНО, НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ - ВОДА МЯГКАЯ, ПОКА ОБ НЕЕ НЕ УДАРИШЬСЯ!
Вынужденная посадка на лес
Садиться на лес неприятно, но не безнадежно, если:
- затянуть плотно привязные ремни;
- заходить по возможности на низкорослые деревья, а еще лучше на кустарник;
- перед касанием верхушек выключить зажигание, перекрыть подачу топлива;
- выравнивание и посадку производить, принимая макушки деревьев за поверхность земли;
- перед самим касанием сгруппироваться.
Раскрутка винта
Обнаружив, что обороты растут сверх допустимых:
- уберите газ до малого (если раскрутка началась на взлете и сесть прямо перед собой невозможно, до первого разворота газ не трогайте);
- уменьшите скорость до нормальной скорости полета по кругу (можно набором высоты);
- плавно установите обороты до потребных в горизонтальном полете или пологом планировании;
- если обороты уменьшить не удается, выключите двигатель на безопасной высоте и производите вынужденную посадку.
ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ПОСАДКИ С НЕНАДЕЖНО РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ УДЕЛЯЙТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ РАСЧЕТУ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ - УХОДИТЬ НА ВТОРОЙ КРУГ ВАМ НЕ НА ЧЕМ
Тряска двигателя
Возможно, что тряска Вашего двигателя на определенных оборотах - особенность данной силовой установки. В таком случае трясущий режим рассматривайте как проходной и не задерживайтесь на нем в полете.
В случае возникновения неожиданной тряски двигателя в полете надо сразу уменьшить обороты и поторопиться с посадкой. Возможно, реальная обстановка не позволит снизить обороты, тогда, преодолев опасный участок на трясущем режиме, сразу уберите газ до минимального и принимайте решение на посадку.
|
КОЕ-ЧТО ОБ ЭКИПИРОВКЕ
Летчик должен быть удобно и тепло одет, чтобы все его движения были свободными и естественными. Карманы желательно иметь с застежками, чтобы из них ничего не выпадало. Кроме того:
- одежда не должна быть легко возгораемой, плавящейся, лучше всего применять одежду из хлопчатобумажной ткани или натуральной кожи;
- обувь должна быть удобной и не препятствовать движению педалей;
- каска с очками и светофильтром (очки в полете должны быть непременно опущены на глаза), если кабина не закрыта фонарем;
- кожаные перчатки должны надежно прикрывать руки, быть подтянутыми и застегнутыми. Перчатки спасут вас от огня, если случится пожар в воздухе.
Кроме всего этого, летчик должен при себе иметь:
- индивидуальный пакет (а лучше - аптечка);
- хороший складной нож (желательно с пилой);
- удостоверение личности (паспорт);
- некоторая сумма денег;
- карта или план местности.
НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЭТИМИ КАЖУЩИМИСЯ МЕЛОЧАМИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ АВИАЦИИ В ТОМ И СОСТОИТ, ЧТО МЕЛОЧЕЙ ЗДЕСЬ НЕТ!!!
по материалам: "Летчику, построившему самолет своими руками" СибНИИА Новосибирск