Виды трансфертной цены и принципы ее формирования




Проблемы ТЦ в рыночной экономике на современном этапеявляются актуальными не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более мелких производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Трансфертное ценообразование в рыночной экономике свойственно децентрализованной структуре управления предприятием, при которойопределенная хозяйственная и финансовая самостоятельность делегированы отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности). Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внешнего и внутреннего ценообразования (т.е. позволить зарабатывать прибыль), а также право выбора потребителя и поставщика. При этом менеджер этого центра прибыли отвечает только за контролируемые им доходы и расходы.

Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) представляет собой цену, по которой один центр ответственности передает свой товар(услугу) другому центру ответственности. Другими словами, ТЦявляетсятаким процессом, при котором устанавливаются внутренние расчетные цены между сегментами одногопредприятия[2, c. 125].

Трансфертным ценообразованием предполагается, что факт приемки-передачи продукции (услуги) между центрами ответственности четко фиксируется, для чего обязательна организованная система сегментарного учета и отчетности. В основе трансфертного ценообразования лежит принцип, в соответствии с которым оптимальными являются ТЦ, обеспечивающиепредприятию максимально возможную маржинальнуюприбыль. По трансфертным ценам составляют сегментарную отчетность предприятия, поэтому установленная трансфертная цена будет справедливой в, если сможет обеспечить возможность объективно оценить эффективность функционирования каждого центра ответственности предприятия.

Реализация этих задач возможна при соблюдении двух условий:

- цели менеджеров разных уровней управления и цели предприятия в целом должны совпадать;

- руководителям центров ответственности должна предоставляться необходимая финансовая и хозяйственная самостоятельность.

На практике для расчета ТЦ применяются три метода:

1) метод на основе рыночных цен;

2) метод на основе полной или переменной себестоимости (принцип «себестоимость плюс»);

3) метод на основе договорных ТЦ, сформированных под воздействием затрат на производство продукции (оказание услуги) и рыночной конъюнктуры.

Особой популярностью в странах с рыночной экономикой пользуется1-ый метод. Преимуществом рыночных цен является их объективный характер, и ТЦ не будут зависеть от квалификации и взаимоотношений менеджеров продающих и покупающих центров ответственности. Данный метод используется в условиях высокой степени децентрализации предприятия, при которой центры ответственности (инвестиций или прибыли) свободны в выборе внешних или внутренних продавцов и покупателей, полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может быть реализован на сторону.

Однако у первого метода есть свои ограничения, например, наличие развитого рынка товаров и услуг, которые производятся центром ответственности. Помимо этого, предприятие несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них.

В трансфертном ценообразовании всегда принимают участие две стороны: центр ответственности, передающий свойтовар (услугу), и центр ответственности, принимающий этот товар (услугу) с цельюего последующей переработки и потребления. Формируя ТЦ на основе рыночных цен, обе стороны имеют право взаимодействовать с внешними покупателями и продавцамипри соблюдении следующих условий:

1) центр ответственности, который приобретаеттовар (услугу), покупает его внутри фирмы до того момента, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и хочет продавать свойтовар (услугу) внутри фирмы;

2) при завышении продающим подразделениемсуществующих рыночных цен покупающий товар (услугу) центр ответственности может приобрести его на стороне.

Если какое-то из условий установления рыночных ТЦ невозможно выполнить, применяется второй метод, и здесь существуют разные варианты. В основу ТЦ может быть положена себестоимость:

а) полная фактическая;

б) нормативная;

в) переменная.

В любом случае ТЦ будет рассчитываться по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на товар (услугу) передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный размер прибыли (в виде процента) данного центра ответственности.

Преимущество первого варианта расчета – ясность и объективность расчетов. Цена, рассчитанная этим методом, приближается к рыночной, благодаря чему принимаются грамотные управленческие решения. Однако и здесь есть свои недостатки:

-у передающего центра ответственности отсутствует заинтересованностьк снижению своих фактических затрат, т.к.он заранее уверен, что ТЦ не просто покроет их, но и превысит на сумму установленной наценки.

- по ТЦ, базой расчета которой служит полная себестоимость, невозможно судить о том, насколько эффективна работа передающего центра ответственности, а, соответственно, контролировать ее. Реальную картину скрывают постоянные расходы.

-как известно, система ТЦ является эффективнойтолькотогда, когда цели менеджеров разных уровней и задачи предприятия в целом совпадают. Но с позиций организации приобретать подразделением изделия внутри фирмы по ТЦ, основой расчета которой служит полная себестоимость, более выгодно, чем по цене рыночной. С позиции получающего центра ответственности применение рыночной цены как трансфертной дает прибыли больше, чем цены, базой определения которой служат полные затраты.

Перечисленные недостатки устраняются расчетом ТЦ по третьему варианту – на базе нормативных затрат. По существу в данном случае рассчитывают нормативную трансфертную цену. Превышение фактической ТЦ над нормативной говорит об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение – о ее эффективности.

Однако нормирование издержек приемлемо не во всяких экономических условиях и не для всех производств. К примеру, при высоком уровне инфляции данный процесс вообще является бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях мелкосерийного и индивидуального производства.

В этих случаях возможно использование третьего варианта расчета ТЦ – на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе «директ-костинг». При этом постоянные издержки центров ответственности будут покрываться из выручки предприятия. Данный вариант дает возможность для разработки ценовой политики, оптимальной не только для фирмы в целом, но и для ее структурных подразделений, а также для нахождения благоприятного сочетания объемов производства и продажных цен. Помимо этого, этот вариант расчета ТЦ позволяет проводить анализ и контроль деятельности центров ответственности.

Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной ТЦ по формуле:

ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

Данная формула является универсальной и может применяться в условиях как полной, так и неполной загрузки производственных мощностей. В странах с рыночной экономикой организации умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования.

Заключение

Механизм трансфертных цен – мощный инструмент в управлении компанией и контролеее деятельности. Он способен, как решить множество проблем между подразделениями, так и усугубить острые вопросы между ними. Основное преимущество внедрения трансфертных цен заключается в том, что они довольно просто позволяют увязать цели компании в целом и цели подразделений в частности.

Основным принципом трансфертного ценообразованияявляется его аналогичность ценообразованию при продаже продукта сторонней компании или при покупке у нее. В идеале, чтобы построить эффективную систему трансфертного ценообразования требуется сочетание нескольких факторов:

- эффективная автоматизированная система управленческого учета;

- благоприятная атмосфера в компании – внутренние цены частовызывают конфликты, поэтому очень важно понимать необходимость и справедливость ТЦ;

- возможность определить рыночные цены на продаваемый/закупаемый продукт (услугу):трансфертная цена должна стремиться к цене на свободном рынке, продающие или покупающие центры финансовой ответственности должны иметь возможность свободновыбирать покупателя или поставщика (внешнего и внутреннего) и действовать только в своих интересах.

Переход на трансфертные цены означает увеличение объема операций в несколько раз за счет увеличения «виртуальных» операций, для чего необходима высокая культура управленческого учета и высокий уровень автоматизации. К сожалению, на современном этапе лишь отдельные компании могут с уверенностью заявить о высоких стандартах систем управленческого учета.

Экономические выгоды трансфертного ценообразования очевидны, т.к. оно является важным механизмом в перераспределении финансовых ресурсов в рамках интегрированной структуры..


Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – 2016. – Гл. 14.4, Ст. 105.14.

2.Абрютина М. С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник / М. С. Абрютина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 260 с.

3. Васильева В. П. Налоги и налогообложение: Учебник / В. П. Васильева. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.

4. Корпоративные финансы: Трансфертное ценообразование // Awara IT Solutions. – 17.05.2012. – (https://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/437121.html).

5. Лейкин Д. Трансфертное ценообразование / Д. Лейкин // Управление компанией. – 2010. – № 8. – С. 28.

6. Налоговое и юридическое консультирование: Трансфертное ценообразование. – (https://www.kpmg.com/ru/ru/services/tax/transfer-pricing-services/pages/default.aspx).

7. Прохоров Д. Г. Налоги: Учебное пособие / Д. Г. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и кредит, 2013 – 248 с.

8. Савчук В. Трансфертное ценообразование / В. Савчук // Финансовый директор. – 2010. – №4. – С. 13-15.

9. Трансфертное ценообразование // Налоговед. – 20.04.2016. – (https://nalogoved.ru/news/3623).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: