Семинар 4.Изучение источников и литературы на уроках истории




Семинар 1.Типы уроков и их классификация

Цель:охарактеризовать типы уроков и основные методические требования к их проведению

Основные понятия: типыурока

Вопросы:

1. Методика проведения вводного урока

2. Методика урока изучения нового материала

3. Основные методические требования к проведению комбинированного урока

4. Контрольный урок и методика его проведения

5. Методика проведения урока проверки и учета знаний

6. Уроки обобщающего повторения

7. Уроки итогового повторения

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучение истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. – М.,1984. – С. 226-239.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

3. Вагин А.А. Методика обучения истории. – М., 1972. – С. 152-170.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.,1999. – С. 89-106.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – С. 170-131.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. – М.: Владос, 2002. – С. 137-146.

7. Дайри Н.Г. Приёмы текущей проверки знаний учащихся по истории. - М., 1958.

8. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960.

9. Дмитриев В.А. Тесты и учебная деятельность школьников // ПИШ – 2000. - № 8.

10. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. – С.137-141.

11. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VI – X классах. – М., 1987.

12. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Ф.П. Коровкин. – М., 1978. – Ч.1. – С. 183-193.

13. Методика обучения истории в школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Н.Г.Дайри. – М., 1978. – Ч.2. – С. 112-119.

14. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед.ин.-тов по спец. 2108 «История» / С.А.Ежова, А.В.Дружкова и др. – М.,1986. – С. 236-244.

15. Пасман Т.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе. – 1996. - № 7.

16. Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 6.

17. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М.: Владос, 2002. – С. 221-243.

18. Яковлев Н.И., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – 1998. - № 6.

Семинар 2. Анализ и самоанализ урока истории

Цель:рассмотреть современные требования к анализу и самоанализу в профессиональной деятельности учителя истории.

Основные понятия: анализ и самоанализ урока

Вопросы:
1. Формы анализа урока истории.

А) краткий

Б) структурный

В) системный

Г) полный

Д) комбинированный

Е) психологический

Ж) дидактический

З) аспектный

2. Факторы, определяющие самоанализ профессиональной деятельности учителя истории.

3. Практическое задание проанализировать урок истории.

Литература.

1. Стражев А. И. Методика преподавания истории.— М., 1969

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. — М.: Русское слово,2006г.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М.: Просвещение, 1999.

Семинар 3. Методы и приёмы обучения истории

Цель: сформировать представление у студентов об основных методах и приёмах обучения истории в современной школе; определить возможности достижения учителем истории оптимального результата профессиональной деятельности путём отбора наиболее эффективных методов и приёмов обучения истории.

 

Основные понятия: методы, приёмы, средства обучения, технологии обучения, пассивные, активные и интерактивные методы обучения.

 

Вопросы:
1. Методы и приёмы обучения истории: понятие, функции, типология.

2. Классификация методов обучения.

3. Пассивные, активные и интерактивные методы обучения.

4. Отбор методов и приёмов как методическая задача.

 

Литература.
Основная.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. – М., 1982
2. Гора П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории. – М., 1971
3. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, М.В.Короткова, И.Н.Ионов. – М., 1997
4. Короткова М.В., Студеникин М.Г. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. – М., 1993. – с. 144-147.
5. Кревер Г.А. Эмпирический и теоретический путь познания при обучении истории // Преподавание истории в школе. – 1973. – № 5
6. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1981
Дополнительная.
1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968. – Главы 3, 4.
2. Шаповал В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 3. – С. 34-38
4. Юдовская А.Я. Использование игровых методов в элективном курсе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 4. – С. 43-51

Семинар 4.Изучение источников и литературы на уроках истории

Цель: охарактеризовать виды исторических источников, познакомиться с при­емами работы с историческими источниками и приемами использования литературы на уроках истории.

 

Основные понятия: исторические источники

Вопросы:
1.
Виды исторических источников. Требования к историческому документу на уроках истории в разных возрастных группах.

2.Мето­дика работы с источниками на уроках. Обучение учащихся при­емам работы с историческими источниками. Умения школьников.

3.Произведения художественной исторической литературы на уроке, их виды. Приемы использования художественной литературы на уроках истории.

4.Комплексное изучение научной, популярной и художественной литературы школьниками. Методические подходы к проблеме соот­ношения текста учебника и первоисточника в обучении истории.

Литература

1. Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 5. – С. 16-23.

2. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов: Комплект-пакет документов. – М., 1993.

3. История СССР в документах и иллюстрациях (1917 – 1980). Хрестоматия для учителя. Сост. В.И.Виноградов. М.: Просвещение, 1980.

4. Иоффе А.Н. Использование источников для ознакомления школьников с политической мыслью прошлого // Обществознание в школе – 1998. – № 4.

5. Клокова Г., Розенталь И. Россия, 1917 год: Комплект-пакет документов. – М., 1993.

6. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. – С. 124-132.

7. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Народное образование. – 2001. - № 1.

8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 131-142.

9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. – М., 2002. – С. 98-124.

10. Харламова Е.В., Ильина Т.И. Работа с источниками на уроках истории // ПИ и ОШ. – 2003. – №1. – С.71-72.

11. Храпченкова З.М. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе.- 1986.- № 1.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!