Эластичность предложения по цене
Проведем анализ основных факторов, влияющих на эластичность предложения по цене:
· Временной фактор. В течение краткосрочного периода продавцы данной услуги не способны изменить все свои факторы производства. Объем предложения при изменении цены значительно не изменится, но по более высокой цене предложат больше товара, чем по более низкой, поэтому предложение не эластично.
· Возможность изменения количества и качества используемых факторов производства. Чем больше возможность, тем менее эластично предложение. У производства данной услуги есть возможности изменить количество и качество используемых факторов производства (например, улучшить качество оборудования, воды, расширить помещение для плавания).
· Зависимость между ценой товара и общей выручкой продавца. Если P и TR изменены в одном направлении, тогда предложение является неэластичным. Если P и TR изменены в разных направлениях - предложение эластично. В данном случае при росте цен, общая выручка продавца также растет, т. е. предложение не эластично
Вывод: из вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что предложение данной услуги не эластично.
5. Товары-субституты
Основные товары-субституты услуги - сеанс в бассейн:
поход в аквапарк;
поездка на море/озеро;
другие бассейны г. Минска (бассейн БГУИР, бассейн БНТУ и др.).
Эти товары удовлетворяют те же потребности, что и сеанс в бассейн, но, например, поездку на море может себе позволить только потребитель с более высоким доходом. Или, например, на озеро минчанин не сможет съездить зимой.
услуга спрос рынок издержки
6. Товары-комплементы
|
Основные товары-комплементы услуги - сеанс в бассейн:
очки (слабо сопряжённые);
шапочка (сильно сопряжённые);
купальник (сильно сопряжённые);
обувь для бассейна (слабо сопряжённые);
полотенце (сильно сопряжённые);
другое.
7. Неценовые факторы, которые способны увеличить спрос на данную услугу
· серия рекламных акций, которые будут сообщать о преимуществах бассейна «Олимп» перед другими бассейнами г. Минска (например: удобное расположение, низкие цены, достойное качество услуг) - рост общего спроса;
· естественный прирост населения в стране (увеличение как продолжительности жизни, так и рождаемости) - рост общего спроса;
· мода на здоровый образ жизни (увеличит интерес общества к оздоровительным учреждениям, в том числе и к бассейнам) - рост общего спроса;
· система скидок (скидки постоянным клиентам) - рост общего спроса;
· сезонные изменения - рост общего спроса в зимний период времени;
· увеличение доходов населения - рост общего спроса;
· ожидания потребителей (новейшее оборудование, качественное облуживание, дополнительные услуги могут превзойти ожидания потребителей) - рост общего спроса.
8. Неценовые факторы, которые способны уменьшить спрос на данную услугу
· снижение цен на товары-субституты - сокращение общего спроса;
· ухудшение полезности услуги (плохо очищенная вода, неисправное оборудование и т. д.) - сокращение общего спроса;
· сообщение СМИ о несчастных случаях в бассейне «Олимп» - сокращение спроса на услуги конкретного бассейна;
· уменьшение доходов потребителей - сокращение общего спроса;
|
· рост цен на товары-комплементы - сокращение общего спроса.
9. Неценовые факторы, которые способны увеличить предложение данной услуги
· технический прогресс (чем выше прогресс, тем выше предложение, например, закупка нового оборудования) - рост предложения;
· субсидии государства - рост предложения;
· сезонные изменения - рост предложения в зимний период времени;
· снижение цен на оборудование - рост предложения;
· сокращение производителей данной услуги, т. е. бассейнов - рост предложения бассейна «Олимп».
10. Неценовые факторы, которые способны уменьшить предложение данной услуги
· налоги на аренду помещения (чем выше налоги, тем ниже предложение) - сокращение предложения;
· увеличение спроса на товары-субституты - сокращение предложения;
· ужесточение санитарных требований - сокращение предложения;
· увеличение цен на оборудование - сокращение предложения;
· неоправданные ожидания производителей (например, при открытии филиала) - сокращение предложения.
11. Явные издержки
11.1 Постоянные издержки:
Постоянные издержки - это издержки, сумма которых не зависит от объема производства (продаж).
· заработная плата обслуживающему персоналу;
· оплата за аренду помещения;
· оплата услуг страховых компаний;
· оплата услуг банков;
· оплата услуг поставщиков материальных ресурсов.
Переменные пропорциональные издержки:
Пропорциональные издержки - переменные издержки, которые возрастают и уменьшаются пропорционально количеству выпускаемых изделий (объему производства).
|
· коммунальные платежи (свет, газ, вода);
· затраты на покупку материалов для очистки воды (автоматический подводный пылесос, жидкий кислород, жидкий хлор, хлор органический и др.);
· оплата транспортных расходов;
· заработная плата индивидуальным инструкторам.
Переменные прогрессивные издержки:
Прогрессивные издержки - переменные издержки, совокупная величина которых возрастает быстрее, чем увеличивается объем производства (продаж).
· экологический налог (налог на выбросы загрязняющих веществ);
· оплата труда за сверхурочные часы работы;
· потери, возникшие в результате неисправности оборудования бассейна.
Переменные регрессивные издержки
Регрессивные издержки - переменные издержки, которые по совокупной величине растут и сокращаются медленнее, чем объем производства (продаж).
· затраты на обновление оборудования;
· затраты на рекламу;
· стоимость технического обслуживания (ТО) бассейна.
12. Неявные издержки
Неявные издержки - это вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы как юридическим лицам.
· стоимость эксплуатации принадлежащих бассейну помещений (при отказе бассейна от возможности сдачи в аренду своих помещений и получения соответствующей платы);
· прибыль, которую владелец бассейна мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело;
· процент на капитал, вложенный в ценные бумаги.
13. Безвозвратные издержки:
Безвозвратные издержки - издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, не зависящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой.
· стоимость вывески названия бассейна «Олимп»;
· затраты на маркетинг (опросы и т. д.);
· затраты на разработку названия бассейна «Олимп»;
· создание веб-сайта.
14. Тип рыночной структуры, в рамках которой производится данная услуга.
ü По механизму функционирования:
· Число бассейнов в данной отрасли - десятки. В Минске имеются такие бассейны: Дворец водного спорта, бассейн БГУИРа, бассейн БНТУ, бассейн БГУ, «Нептун», ФОК «Серебрянка», «Горизонт» и др.;
· Характеристика услуги: дифференцированная;
· Наличие входных барьеров. Для того чтобы открыть новый бассейн необходимо иметь финансовые средства на закупку оборудования, аренду помещения, наем персонала. Также необходимо получить разрешение на строительство бассейна, согласие санэпидемстанции. Несмотря на то, что с формальной точки зрения барьеры существуют, с практической точки зрения - они преодолимы. Поэтому можно сказать, что единственный и преодолимый барьер на входе - экономический.
Следует заметить, что раньше было довольно трудно приобрести специальное оборудование для бассейна (например, разделительные дорожки, фильтры для воды, прыжковые доски, стеллажи, лестницы для бассейна, вышки судейские и т. д.), что теперь стало доступным благодаря большому количеству производителей и поставщиков данного оборудования (сейчас такое оборудование можно легко приобрести в Интернете).
· Влияние бассейна на рыночную цену: только в пределах своих дифференцированных услуг;
· Количество потребителей: среднее.
Данная услуга имеет тип рыночной структуры, в рамках которой производится данная услуга - монополистическая конкуренция.
ü По объекту купли-продажи:
Данная услуга имеет тип рыночной структуры - рынок услуг.
ü По степени насыщенности:
В г. Минске данная услуга имеет тип рыночной структуры - равновесный рынок, но в целом по Белоруссии она имеет тип рыночной структуры - дефицитный рынок.
Практическое задание
Анализ рыночного равновесия и последствий отклонения от него
Исходные данные
z = 10
y = 93
x = 36
Уравнение, описывающее рыночный спрос на товар
D = (250+z) - 2P = (250+10) - 2P = 260- 2P
D =260- 2P
Уравнение, описывающее рыночное предложение товара
S = (-50+z) + 4P = (-50+10) +4P= - 40+4Р
S = - 40+4Р
Запретительная цена товара это цена, начиная с которой и выше которой спрос на товар отсутствует
т.е. D=0,
тогда 0 = 260- 2P
P=260, следовательно: P = 130 тыс.руб.
Максимальный спрос отражает то количество товара, на которое будет предъявлен спрос при нулевой цене на товар, т.е. при P=0:
D=260
«Точка бегства» - цена, начиная с которой и ниже которой предложение данного товара на рынке будет отсутствовать (S=0). Уровень «точки бегства» зависит от величины издержек фирмы, формирующей предложение товара на рынке
S = -40 + 4P, при S = 0
Рбегства = 40/4 = 10 тыс. руб. - величина «точки бегства».
График спроса и предложения (см. Приложение)
D=260- 2P P=(260 - D)/2
S=-40+4P P=(S+40)/4
Точка рыночного равновесия будет в пересечении графиков спроса и предложения, т.е. при цене на товар PЕ = 50 тыс. руб. и при количестве товара
QЕ = 160 кг.
Суммарная выручка от реализации данного товара, при цене рыночного равновесия, будет равна площади прямоугольника, т.е. произведению его сторон
TRE = PЕ *QЕ=50*160= 8000 тыс.руб.
а). Устанавливаем пол цен
При установлении цены на y/4 процентов выше равновесной:
y/4=93/4=23.25%
Цена товара будет равна
Pпол.= PЕ +(PЕ*0.232 )=50+(50*0.232)=61.6тыс.руб.
При равновесной цене PЕ =50 тыс. руб. спрос на товар будет составлять
D=260-2*PЕ=260-2*50=160 кг.
При увеличении цены до Pпол.=61.6 тыс. руб. спрос на товар будет составлять
QDпол.=260-2*Рпол.=260-2*61.6=136.8 кг.,
а предложение будет составлять:
QSпол.=-40+4Pпол.=-40+4*61.6=206.4 кг.
Выручка от реализации:
TRпол. = Рпол. *Qпол.=61.6*136.8=8426.88 тыс. руб.
Как видим, при увеличении цены на товар спрос упадет до 136.8 кг.
В данном случае используется метод «ценового пола». Так как величина предложения будет превышать величину спроса, появляется товарный излишек.
Товарный излишек будет равен разнице между QSпол. и QDпол.:
Излишек = QSпол - QDпол=206.4 - 136.8=69.6 кг.
Объем реализации товара составит:
QDпол.=260-2Pпол.=260-2*61.6=136.8 кг.
Ценовой пол может вводиться с целью защиты национальных продуктов, а также с целью защиты продавцов качественной продукции от фальсифицированной и контрафактной; с целью поддержания мелких товаропроизводителей.
б). Определяем политику ценового потолка
При установлении цены на y/5 процентов ниже равновесной
y/5=93/5=18.6%
Цена товара будет равна:
Pпот.= РЕ - РЕ* 18.6/100=50 - (50*0.186)=40.7 тыс.руб.
При равновесной цене PЕ=50тыс.руб. спрос на товар будет составлять
D=160 кг.
При понижении цены до Pпот.=40.7 тыс. руб. спрос на товар будет составлять:
QDпот.=260-2*Pпот.=260-2*40.7=178.6 кг.,
а предложение будет составлять:
QSпот.=-40+4*Pпот.=-40+4*40.7=122.8 кг.
Как мы видим, при понижении цены на товар спрос увеличится до 178.6 кг.
В данном случае используется метод «ценового потолка». Таким образом, товар становится дефицитным.
Товарный дефицит будет равен разнице между QDпот. и QSпот.:
Дефицит = QDпот.-QSпот.= 178.6 -122.8 =55.8 кг.
Объем реализации товара составит:
Q=260-2*Pпот.=260-2*40.7=178.6 кг.
Выручка от реализации:
TRпот. = Pпот. * QDпот.= 40.7* 178.6 = 7269.02 тыс.руб.
Такая политика может быть оправдана при установлении цены на социально значимые товары, в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия и т.п.), в отношении цен на продукцию предприятий-монополистов.
Анализ относительных изменений параметров рынка по отношению к исходному равновесному состоянию.
а) относительное изменение цены «пола»:
%ΔРпола=(Рпола-РЕ)/ РЕ*100% =(61.6-50)/50*100%=23.2%;
б) относительное изменение цены «потолка»:
%ΔРпот=(Рпот-РЕ)/ РЕ*100%= (40.7-50)/50*100%= -18.6%;
в) относительное изменение объёма выпуска при «поле цен»:
%ΔQпол=(Qпол-QЕ)/ QЕ*100%= (136.8-160)/160*100%= -14.5%;
г) относительное изменение объёма выпуска при «потолке цен»:
%ΔQпот=(Qпот-QЕ)/ QЕ*100%= (178.6-160)/160*100%= 11.6%;
д) относительное изменение выручки от реализации при «поле цен»:
ΔTRпол.= (TRпол.-TRЕ)/ TRЕ*100%=(8427-8000)/8000*100%=5.3%;
е) относительное изменение выручки от реализации при «потолке цен»:
ΔTRпот.= (TRпот..-TRЕ)/ TRЕ*100%=(7269-8000)/8000*100%= -9.1%;
Анализ эластичности спроса и предложения:
). Расчёт точечной и дуговой эластичности спроса и предложения
а) точеная эластичность спроса (D):
РЕ=50тыс. руб.Е = 160 кг.
Рпол.= 61.6 тыс.руб.D пол.=138.6 кг. QSпол. = 206.4 кг.
Pпот.= 40.7 тыс. руб.
QD пот.=178.6 кг. QS пот.=122.8 кг.
ЕРD=(Q2-Q1)/ Q1: (Р2-Р1)/Р1;
ЕРD(пол.)= 14.5%:23.2=0.6% - спрос неэластичный.
ЕРD(пот.)= 10.4%:18.6% =0.6% - спрос неэластичный.
Для точки равновесия
(ּ)Е* ЕРD=-В * РЕ/ QЕ=-2*(50/160)= 0.6;
б) дуговая эластичность спроса(D):
Для коэффициента эластичности спроса по цене при изменении больше, чем на 1.
ЕРD=(Q2-Q1)/ (Р2-Р1): (Р2+Р1)/ (Q2+Q1);
ЕРD=(178.6-136.8)/(40.7-61.6)*(40.7+61.6)/(178.6+136.8)= 0.6- спрос неэластичный
P | Q | TR |
61.6 | 136.8 | 8426.88 |
40.7 | 178.6 | 7269.02 |
Рис.1
Ñïðîñ неэластичен, не выгодно снижать цену, т.к. это может привести к снижению выручки.
а) точечная эластичность предложения(S):
ЕРS=(Q2-Q1)/ Q1: (Р2-Р1)/Р1;
ЕРS(пол)=(206.4 -160)/160:(61.6-50)/50=0.29:0.23=1.3- предложение эластично.
ЕРS(пот)=(122.8 -160)/160:(40.7-50)/50=0.23:0.18=1.3-предложение эластично.
Для точки равновесия:
(ּ)Е* ЕРS=-В * РЕ/ QЕ=-4*(50/160)= 1.3;
б) дуговая эластичность предложения(S):
ЕРS=(Q2-Q1)/ (Р2-Р1) ּ (Р2+Р1)/ (Q2+Q1);
ЕРS=(122.8 -206.4)/ (40.7-61.6) ּ (61.6+40.7)/ (122.8+206.4)=
=(83.6/20.9) ּ (102.3/329.2)=1.3 -предложение эластично.
Точечный и дуговой коэффициент эластичности предложения при таком изменении цены эластичны. Таким образом, спрос снижается более высоким темпом, чем растет цена.
Заключение
В данной индивидуальной работе была рассмотрена рыночная характеристика такой услуги как «сеанс в бассейн».
В ходе ее выполнения я создала потенциального потребителя данной услуги, вычислила его доход и подсчитала затраты на пользование данной услугой. Также я дала характеристику потребности, которую способна удовлетворить данная услуга и характеристику эластичности спроса и предложения. Привела примеры товаров субститутов и комплиментов, неценовых факторов, которые способны увеличить (уменьшить) спрос (предложение). Указала явные, неявные и безвозвратные издержки при производстве и реализации данной услуги. Указала тип рыночной структуры, в рамках которой производится данная услуга.
В результате можно сделать следующие выводы:
. Услуги бассейнов нужны нашему обществу для удовлетворения простых потребностей (потребность в отдыхе, в поддержании здоровья и т.д.)
. Данная услуга доступна подавляющему большинству минчан. Так как стоимость разового посещения бассейна равна 7 000 р., такую услугу может позволить себе любой минчанин со средней заработной платой.
3. Рыночную структуру производства данной услуги, можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции.
. Предоставление определенных услуг бассейном может являться прибыльной деятельностью при наличии эффективной рекламы, качественного оборудования, добросовестного персонала и т. д.
Список используемой литературы
Ø Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика». Шкода В.И.
Ø Электронный конспект лекций по дисциплине «Экономическая теория». Бостынец Н.Д.
Ø Котлер Ф. «Основы маркетинга»
Ø «Микроэкономика: Учебное пособие». Ивашутин А.Л.
Ø «Микроэкономика: практический подход». Грязнова, Юданов
Ø «Микроэкономика». Новиков И.В.
Ø «ЭКОНОМИКС» Макконнелл К.Р., Брю С.Л.