Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование с определениемосновных видов учебной деятельности
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся | Количество часов | |
5 класс (34 ч) | ||||
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры | ||||
История шахмат | Основные содержательные линии. Знакомство с великими шахматистами итальянской шахматной школы. Возникновения шахмат в Италии, первые шахматные книги. | Знать:историю развития шахматной культуры в эпоху Возрождения, о возникновении шахмат в Италии, о выдающихся итальянских шахматистах, первых шахматных книгах. | ||
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: «перегрузка», «освобождение поля», «освобождение линии», комбинации в миттельшпиле на полях h2/h7, типовые комбинации по на полях g2/g7, типовые комбинации на полях g3/g6. Основы дебюта: роль центра в шахматной партии, развитие фигур и мобилизация сил, опасность бесполезных ходов и потеря времени. Основы миттельшпиля: Учение В. Стеница, значение открытой линии, «хорошие» и «плохие» фигуры. Основы эндшпиля: типовые приемы в пешечных окончаниях. | Знать: тактические приемы «перегрузка», «освобождение линии», «освобождение поля», учение В» Стейница, важность открытых линией, центра в шахматной партии, опасность отставания в развитии и бесполезных ходов в дебюте, основные типовые приемы в пешечных окончаниях, 5 главных правил пешечного эндшпиля. Уметь:находить типовые тактические приемы в миттельшпиле на полях h2/h7, g2/g7, g6/g3, использовать перевес в развитии в дебюте, применять различные типовые комбинации в дебюте, ориентированные на раскрытие короля соперника и создание матовых угроз, разыгрывать простейшие пешечные эндшпили, реализовывать преимущество защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность | ||||
Тесты и контрольные точки | Основные содержательные линии. Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы. | Расставлятьпозиции для решения упражнений. Решать шахматные упражнения. Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь:самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить комбинации на изученные темы. | ||
6 класс (34 ч) | ||||
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры | ||||
История шахмат | Основные содержательные линии. Знакомство с великими шахматистами русской, французской и английской шахматных школ, их творчеством и шахматными взглядами, история развития шахматных дебютов. | Знать:иторию развитии шахматной культуры в России, Франции и Англии, о выдающихся шахматистов этих стран, их достижениях и шахматных взглядах, истории развития дебютов в Романтическую эпоху, гамбиты. | ||
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: типовые приемы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7. Основы дебюта: способы создания атаки на короля, застрявшего в центре, опасность погони за выигрышем материала в дебюте. Основы миттельшпиля: Пешечные штурмы при односторонних и разносторонних рокировках, контрудар в центре – главный ответ на фланговые атаки, «сильные» и «слабые» поля, «форпост», способ подключения ладьи на фланг для поддержания атаки на короля соперника. Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых окончаниях. | Знать: типовые приемы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7, способы разрушения прикрытия короля, застрявшего в центре, опасность погони за выигрышем материала в дебюте в ущерб развитию фигур. Уметь:находить создавать атаки на короля при разносторонних и односторонних рокировках методом пешечного штурма и создания фигурно – пешечной атаки, разыгрывать простейшие слоновые эндшпили. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность | ||||
Тесты и контрольные точки | Основные содержательные линии. Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы. | Расставлятьпозицию для решения упражнений. Решать шахматные упражнения. Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь:самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации | ||
7 класс (34 ч) | ||||
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры | ||||
История шахмат | Основные содержательные линии. Немецкая шахматная школа. Идеология классической шахматной школы. Шахматное творчество З. Тарраша, история развития дебюта. | Знать:о классической шахматной школе и ее выдающихся представителях, история развития дебюта: модернизм и гиппермодернизм. | ||
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: промежуточный ход, блокировка, создание неотразимой угрозы, «бешеная» фигура, комбинации на проведение пешки в ферзи. Основы дебюта: искусство централизации, важность взаимодействия фигур, методы реализация дебютного преимущества в миттельшпиле. Основы миттельшпиля: Пешечные структуры: их особенности и методы игры при каждой из них. Основы эндшпиля: типовые приемы в коневых окончаниях. | Знать: тактические приемы промежуточный ход, блокировка, способы создание неотразимой угрозы, «бешеная фигура», комбинации на проведение пешек в ферзи. Понимать: Важность централизации и взаимодействия шахматных фигур в достижении единой цели, Уметь:реализовывать преимущество, накопленное в начальной стадии шахматной партии – дебюте, в середине партии – миттельшпиле, находить типовые тактические приемы разыгрывать простейшие коневые окончания. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность | ||||
Тесты и контрольные точки | Основные содержательные линии. Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы. | Расставлятьпозицию для решения упражнений. Решать шахматные упражнения. Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь:самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации | ||