Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также оборудования классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д –демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Рабочие программы Дидактические карточки Учебно-методические пособия и рекомендации | Д Д К Д |
Печатные пособия | |
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты чемпионов мира | Д |
Технические средства обучения | |
Портативный компьютер Радиомикрофон (петличный) Музыкальный центр Сканер Принтер Копировальный аппарат | Д Д Д Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия | |
Аудиовизуальные пособия Аудиозаписи музыкальные | Д Д |
Учебно-практическое оборудование | |
Гигантские напольные шахматы и шахматное поле Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур Шахматные часы Аптечка | Д Д Ф Ф Д |
Планируемые результаты изучения
учебного материала
В результате освоения Программы обучающиеся основного общего образования общеобразовательных организаций должны:
знать /понимать:
— правила техники безопасности во время занятий;
— историю возникновения и развития шахматной игры;
— чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;
— вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
— историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;
— историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
— использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.
К концу пятого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся:
· правилам разыгрывания дебюта
· технике расчета вариантов;
· основам стратегического преимущества
· специфике открытых и полуоткрытых линий
· специфике «хороших» и «плохих» фигур;
· поиску и решению различные шахматные комбинации
· элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний
· длительному концентрированию внимания во время шахматной партии;
К концу шестого учебного года (шестого класса) обучающиеся будут знать:
· историю возникновения шахматных дебютов;
· основы начала шахматной партии и его особенности;
· приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;
К концу шестого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся:
· понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»;
· применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника;
· элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний;
· применению на практике тактических и стратегических средств шахматной борьбы.
К концу седьмого учебного года (седьмого класса) обучающиеся научатся:
· находить и решать различные шахматные комбинации
· стратегическим особенностям разыгрывания дебюта;
· различным пешечным формациям;
· ценить классическое шахматное наследие;
· ключевым шахматным компетенциям;
· элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний;
· фундаментальному стратегическому подходу в шахматах
· уметь анализировать, разбирать шахматные партии.
Список литературы
1. Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
3. Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
4. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
5. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е.И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
6. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е.И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. Кузин С.Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб.пособие / С. Л. Кузин. – М.: РГ-Пресс, 2020.
9. Кузин С.Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб.Пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2019.
10. Кузин С.Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб.пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020.
11. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский.– Ростов н/Д: Феникс, 2020.
12. Прудникова Е.А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
13. Шахматы – школе/Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.