Оперный театр: тринадцатый из семи чудес.




 

Оперный театр: тринадцатый из семи чудес.
Истинная жемчужина, чудесное сокровище Одессы — ее Оперный театр. Сооруженный по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера (Ferdinand Fellner, Herman Helmer), одесский театр — тринадцатый по счету в их обширной коллекции театров Европы. Преодоление «несчастливой» мистики числа 13 — еще одна чудесная история Одесского Оперного.

Строился он чуть более 3 лет из местного материала — одесского известняка (ракушечника) на месте полностью сгоревшего городского театра. Австрийские архитекторы во время строительства в Одессу не приезжали, так что театр возводили лучшие архитекторы Одессы — Ф.В. Гонсировский при участии А. Бернардацци и Ю. Дмитренко. Они очень многое добавили к основному проекту именитых венцев, причем весьма удачно. «Одесский театр лучший в мире!» - воскликнул Ф. Фельнер, приехавший на открытие театра 1 октября 1887 года. Так что популярная фраза гидов «Одесский оперный театр второй по красоте после Венского» не совсем корректна...

На торжественной церемонии открытия театра более 120 лет тому были запрятаны «секретные материалы». У подножия зеркала на центральной белой лестнице был замурован металлический ящик с символическим позолоченным ключом (чем не сказочный «Золотой ключик» от театра папы Карло?), а также официальным актом о вводе здания в эксплуатацию, газетами того дня, афишами и программой спектакля. Новый отсчет начался!
«Театр полон, ложи блещут» — таковы строки великого русского поэта А. С. Пушкина. Еще бы: ведь для театра не поскупились на электрическое освещение — первый опыт в истории Одессы! И вообще, Одесская опера — признанная «прима» среди достопримечательностей города еще со времен постройки театра. Его архитектурный стиль — «венское барокко». Одесситы любовно называют свой театр «венским тортом» из-за округлой формы и обилия декора. Центральный вход — как Триумфальная Арка в Париже, по бокам — скульптурные группы, символы Комедии и Трагедии. Чуть выше — Орфей и Терпсихора, «отвечают» за оперу и балет. На самом верху на четверке укрощенных пантер, в колеснице мчится Мельпомена — муза, покровительница искусства. По всему фронтону здания танцуют амуры — «путти», а в нишах над лоджиями серьезно-величественны гении русской литературы и искусства. А.С. Пушкин, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов олицетворяют поэзию, музыку, драму, и комедию. Скульптуры, завитки, узоры — на здании очень много украшений, однако ничего лишнего!

Внутри этот «торт» в стиле «рококо» так же «вкусен», как и снаружи. Купола, колонны, арки, скульптуры, подсвечники, бархатная темно-красная обивка кресел, обилие лепнины, позолоты, зеркал — красота, да и только! На потолках росписи художника Лефлера изображают сцены из трагедий Шекспира, и притягивает взоры изумительная хрустальная люстра, вес которой около 2,5 тонн.

В Одесской Опере есть и свои призраки, и свои секреты. В зале, рассчитанном на 1636 мест, уникальная акустика: даже шепот отлично слышен в любой его части. А еще есть «секретный» орган — когда инструмент не играет, органные трубы над ложами второго яруса закрыты жалюзи.

И, к сожалению, не секрет, что «тринадцатый театр» много раз был в опасности. Во время Великой Отечественной войны фашисты в 1944 г. планировали взорвать здание театра, но, к счастью, этого не произошло. В пожаре 1925 года огонь уничтожил сцену и уникальный занавес, повредил зрительный зал. А впоследствии по вине другой стихии — воды, пострадал фундамент театра, и здание стремительно разрушалось. Театр пытались обезопасить от грунтовых воды и оползней в 1955 - 1956 г.г.: тогда под здание закачали 6 млн. литров жидкого стекла. В последующие 2 года здание также было полностью отреставрировано снаружи и внутри. Главная газетная сенсация Оперного тех лет — «на внутреннюю отделку зала реставраторы потратили 9 кг чистого сусального золота»! Между тем здание продолжало разрушаться. Наконец, с 1996 по 2007 годы театр капитально реставрировали, на этот раз — на века. Фундамент укрепили 1800 свай, которые под землей упираются в твердую каменную породу. Заметим, некоторые сваи — «именные»: средства на спасение театра не только выделялись государством, но и жертвовались частными лицами. Достижения масштабной реконструкции — современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, внутренней мобильной связи, охраны, видеонаблюдения. Разумеется, была произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений (без золота опять не обошлось!), установлен новый занавес. Наконец, 22 сентября 2007 года снова открыли Одесский Оперный театр — не менее торжественно, чем в первый раз 120 лет тому назад.

Театр, где некогда дирижировал великий русский композитор П.И. Чайковский, и выступали Сергей Рахманинов, Пабло Сарасате, Федор Шаляпин, Анна Павлова и Айседора Дункан, и сегодня может похвастаться великолепными артистами и музыканты. А также спектаклями «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Травиата», «Дон Кихот», «Конек-Горбунок», «Кармен- сюита».

Одесскому Оперному театру, носящий звание «Академического» с 1926 г., в 2007 г. указом Президжента Украины присвоен статус «Национального». А неофициально одесситы по-прежнему называют свой театр «тортом», и зовут своих гостей на чудесный «десерт» — оперу или балет.

 

Пассаж по-французски означает "переход".

гостиница и крытые торговые ряды, памятник истории и архитектуры конца XIX — начала ХХ века

 

Улица Дерибасовская

«ПО ДЕРИБАСОВСКОЙ ГУЛЯЮТ ПОСТЕПЕННО…». Это слова из песни одессита Кима Литвака — скульптора, поэта, барда, прекрасного рассказчика одесских анекдотов и просто хорошего, веселого человека. Когда эта улица (как и сам город) была совсем юной, она носила имя «Садовая», затем — «Гимназийская», а с 6 июля 1811 стала Дерибасовской. Ее несколько раз пытались переименовать (то в улицу Лассаля, то в Чкалова), но ни одно из этих названий не прижилось.

Но Дерибасовская — не просто так почитаемая одесситами улица, с ней связаны наиболее яркие страницы истории Города. Так, в канцелярии генерал-губернатора, которая находилась в доме на Дерибасовской, 24 (это здание сохранилось), в 1823-1824 гг. в качестве коллежского секретаря работал А.С.Пушкин.

Пройдем по улице несколько десятков метров, и мы окажемся в замечательном Городском саду. Ему почти столько лет, сколько и самому Городу. Он был основан братом основателя Одессы Иосифа де Рибаса Феликсом и впоследствии подарен Одессе.

Каждый гость нашего города непременно захочет сфотографироваться с сидящим в Городском саду на скамейке («как живой!») Леонидом Утесовым и подивиться не менее любопытному «памятнику» — «прилепившемуся» к перилам кинотеатра любимцу старой Одессы авиатору Уточкину. Его имя и носит этот кинотеатр.

Ближе к улице Екатерининской находится здание знаменитого Ришельевского лицея (Дерибасовская, 16), основанного в 1817 году, которое украшают мемориальные доска с барельефами великого польского поэта Адама Мицкевича и создателя Периодической системы элементов Д. И. Менделеева. Этот двухэтажный корпус посещали Жуковский, Пушкин…

В 1898-1899 гг. по проекту знаменитого архитектора Льва Влодека на углу улиц Дерибасовской и Преображенской было выстроено здание гостиницы «Пассаж». Великолепная пластическая декорация, выполненная скульпторами Т.Фишелем и С.Мильманом, делает здание истинным памятником архитектуры.

На Дерибасовской находится и еще одно величественное здание (сейчас оно реставрируется), построенное по проекту Л.Влодека в 1910 году в стиле раннего декоративного модерна — гостиница «Новая Московская».

2 сентября 1994 года, когда Одесса праздновала свое 200-летие, в самом начале улицы Дерибасовской был открыт памятник человеку, в честь которого и названа эта улица. В одной руке де Рибас держит план будущего города, в другой — лопату (как символ созидания). И хоть мы уверены, что, увидев себя с лопатой, адмирал бы весьма развеселился, потому что ничего другого, кроме шпаги и бокала потомственный испанский дворянин в руках не держал — факт неопровержимый: наш герой вышел из небытия, продолжавшегося три четверти века. И факт этот искренне радует.

Есть на Дерибасовской еще один, весьма любопытный, монумент, но чтобы его увидеть, нужно зайти во двор дома №3, где стоит памятник Людвигу-Лазарю Заменгофу, создателю международного языка эсперанто. Уже много лет за этим самобытным памятником нежно ухаживает одесские эсперантисты…

Эта улица красива в любое время года и в любую погоду. Приятно пройтись по ней, поглядывая на броские рекламы дорогих магазинов, «захвативших» первые этажи всех, практически, зданий. Так что, если располагаете деньгами, с пустыми руками не уйдете. Главное — не спешите: Вы же запомнили, что по Дерибасовской «гуляют постепенно»…

 

 

Приморский бульвар

Одной из визитных карточек нашего города несомненно является Приморский бульвар, всегда вызывающий восторг гостей Одессы и являющийся любимым местом отдыха многих поколений одесситов. Когда-то здесь высились стены турецкой крепости Хаджибей, взятой штурмом отрядом де Рибаса. Начало устройства бульвара датируется 1821 годом. После нескольких смен названий (Николаевский, Фельдмана) сегодня он носит “нейтральное” имя – “Приморский”…

Уже в 1828 году справили новоселье в зданиях с прекрас­ным видом на Одесский залив граф Потоцкий (впос­ледствии этот дом занял Г.Г.Маразли), князь Лопухин (теперь на этом месте – гостиница “Лондонская” архитектора Юрия Дмитренко), помещик Шидловский, у которого дом купила княгиня Нарышкина и с помощью выдающегося архитектора Франца Боффо в 1830г. превратила его в великолепный дворец. Впоследствии здесь размещалась резиденция военного генерал-губернатора, а с 1930 года – Дворец моряка…

Начинается бульвар великолепным зданием Биржи, построенным по проекту того же Ф.К.Боффо и открытым 15 мая 1837 года (некоторые источники ошибочно показывают 1834г.). Здание с классической колоннадой украшено статуями Меркурия и Цереры – античных покровителей торговли и плодородия. Венчает главный фасад скульптурная группа с часами, олицетворяющая смену дня и ночи. В 1871-1873 гг. в целях расширения площади для биржевых операций оно было перестроено архитектором Ф.И.Моранди.

Здесь биржа проработала до 1899 года, после чего перешло в новое прекрасное помещение, построенное архитектором Александром Бернардацци на Итальянской (впоследствии – Пушкинской) улице (сейчас там Одесская филармония), а покинутое здание заняла городская Дума. После Октябрьского переворота здесь находился исполком Совета рабочих депутатов, а после Великой Отечественной войны – обком партии. В 1946-1949 гг. оно было реставрировано и реконструировано. Уже много лет здание, являющееся, по мнению специалистов, образцом общественных построек в стиле классицизма, занимает горисполком.

В 1889 году в торжественной обстановке на бульваре был открыт величественный памятник со строгой надписью: «А.С.Пушкину граждане Одессы» (архитектор Х.Васильев, скульптор Ж.Полонская). Тогда же улица Итальянская была переименована в Пушкинскую. Рядом с памятником растёт могучий, очень старый платан. Одна из городских легенд утверждает, что платан был посажен самим поэтом…

Между памятником и зданием Думы, ближе к обрыву, в 1904г. на постаменте установили пушку, снятую с потопленного английского фрегата «Тигр», - к 50-летию бомбардировки Одессы англо-французской эскадрой во время Крымской кампании.

В центре бульвара – неповторимый архитектурный ансамбль: два полуциркульных здания архитектора А.Мельникова, символизирующие гостеприимно распахнутые руки, перед ними – постамент первому градоначальнику Одессы герцогу Ришелье, а у его ног простерлась уходящая к морю знаменитая Бульварная (Гигантская) лестница архитектора Ф.Боффо, с легкой руки кинорежиссера, автора киноленты «Броненосец Потемкин» С.Эйзенштейна навсегда, кажется, ставшая Потемкинской. Не портил ансамбль и фуникулер, построенный в самом начале ХХ столетия и бездумно замененный через 60 лет на вечно ломающийся уродец-эскалатор. Усилиями нынешних городских властей сегодня параллельно Потемкинской лестнице вновь опускается и поднимается фуникулер – не такой, каким он был сто лет назад, но тоже вполне комфортабельный…

На северо-западной оконечности Приморского бульвара находится еще одно прекрасное творение Ф.Боффо - Воронцовский дворец с Колоннадой, построенные в 1826 году на месте турецкой крепости Ени Дунья. Дворец этот – истинный памятник архитектуры европейского масштаба.

Годы повлияли на внешний вид Приморского бульвара, но он так же прекрасен, как и в пору своего расцвета. В 2008 г. бульвар был реконструирован, а место археологических раскопок накрыли стеклянной витриной, под которой выставлены некоторые из любопытных находок. Так на Приморском бульваре появилась еще одна достопримечательность – маленький музей под открытым небом.

С видимым удовольствием говорим мы так много о Приморском бульваре по простой причине: он настолько прекрасен, что говорить о нем (как и гулять по нему) можно бесконечно!

 

Шахский дворец

Утонченным и замысловатым замком на ул. Гоголя, 2 одес­ситы обязаны польскому архитектору Феликсу Гонсиоровскому, который в 1852 году построил его для своего соотечест­венника шляхтича Зенона Бржозовского. Остается лишь дога­дываться, как пан Зенон во времена массовой застройки ме­нее престижных и живописных мест в Одессе умудрился от­хватить себе участок с видом на море, до этого отведенный под военный госпиталь.

В 1880-е годы комплекс построек дома Бржозовского был продан новому владельцу, а с 1909-го по 1917 год он принад­лежал персидскому шаху, бежавшему в Одессу от революции в Иране. Отсюда и название — Шахский дворец.

Возведенный из камня-ракушечника и облицованный инкерманским камнем, двухэтажный Шахский дворец строг и легок. Его стилистика — сочетание ранней английской го­тики и средневекового французского зодчества. В плане зда­ние имеет форму буквы "г" и состоит из двух корпусов — восточ­ного и северного, ориентированного к морю. Восточный кор­пус огражден от улицы металлической решеткой. Глухая брандмауэрная стена соседнего здания и корпуса самого дворца образуют "г"-образный полузамкнутый двор. Когда-то в него можно было войти через монументальную арку («выезд­ную башню») с калиткой, напоминающей крепостной подъем­ный мостик. В западной части двора сооружен 2-этажный кор­пус с проездами во внутренние дворики, а перед входом во дворец расположен фонтан.

За время существования архитектурный облик здания не претерпел существенных изменений.

 

Памятник жене моряка

Своей состоятельностью Одесса в первую очередь обязана порту. Город изначально задумывался как военная и одновременно купеческая гавань. На протяжении многих десятилетий большинство горожан, вне зависимости от профессии, так или иначе были связаны с морем и навигацией. Как когда-то говорили, одна половина одесситов ходит по морям, а другая, лучшая, дожидается их, напряженно вглядываясь в даль.

Изящный памятник работы скульптора Александра Токарева, установленный в 2002 году на территории морского вокзала, — это скромный мемориал тем моряцким женам и их детям, которые провожали уходящие осенью 1941-го на Севастополь военные корабли Черноморского флота, тем, кто из года в год беззаветно дожидался китобойцев флотилий "Слава" и "Советская Украина", тем, кто несколько десятилетий ожидал у родного причала сгинувший танкер "Туапсе", кто ждал и не дождался прихода "Нахимова"…

 

Памятник Воронцову М.С

«Вечно непоколебимая верность» — такой девиз на латыни начертан на фамильном гербе М.С.Воронцова, украшенном княжеской короной. Всю свою жизнь Михаил Семенович следовал этому девизу, продолжив славные традиции выдающегося рода Воронцовых. Более того, своими деяниями — и на поле брани, побеждая армию Наполеона, и в мирной жизни, особенно в должности губернатора Новороссийского края — он становится самой значительной фигурой этого древнего и заслуженного клана.

Воздвигнут памятник Воронцову в Одессе сразу после кончины Михаила Семеновича, последовавшей 6 ноября 1856 года (за месяц до этого князь был произведен в генерал-фельдмаршалы), предложил на экстраординарном собрании Императорского общества сельского хозяйства Южной России его вице-президент граф М.Д. Толстой. Принятое единогласно предложение сразу же было одобрено Александром ІІ. Более того, император из собственных средств внес в фонд строительства памятника три тысячи рублей. Вносили средства все члены августейшей фамилии, военное, морское и духовное ведомства, а так же жители 56 губерний империи, причем, взносы были от нескольких тысяч до нескольких рублей.


Проект памятника был поручен известнейшему в Европе мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру, который принял участие и в работах по установке памятника на Соборной площади. Архитектор монумента — Франц Боффо.


Бронзовые детали памятника были заказаны в Германии, где работы велись под наблюдением русского посланника тайного советника Северина. Статую Бруггер ваял по последнему портрету князя кисти художника Ф.Крюгера. Сходство оказалось буквально поразительным!


Памятник состоял из бронзовой статуи на пьедестале, который решено было изготовить из камня, добываемого в Крыму, и трех барельефов, изображающих битву под Краоном, взятие Варны, а так же сельское хозяйство и торговлю. Надпись на памятнике гласила: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники. 1863 г.».


Монумент был торжественно открыт при огромном стечении народа 9 ноября 1863 года. Он сразу же стал одной из главных достопримечательностей Одессы.


Но прошло семьдесят с небольшим лет, и в 1936 году, вслед за уничтожением Спасо-Преображенского собора, должна была последовать акция по сносу памятника Воронцову. Монумент уцелел только чу­дом.


Сегодня, как и много лет назад, рядом с возрожденным собором гордо возвышается памятник Михаилу Воронцову, человеку, который посвятил этому городу весь свой талант творца...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: