Анализ привлечения ГЦБ в Накопительную пенсионную систему Казахстана




В переходный период Казахстан столкнулся с жестким бюджетным дефицитом. В середине девяностых годов солидарная пенсионная система уже не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы на основе чилийской модели накопительной пенсионной системы.

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально.

В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды. Граждане должны были получить возможность инвестировать на рынке свои пенсионные накопления.

Основополагающими принципами накопительной пенсионной системы, закрепленными в Законе РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", являются:

· государственное регулирование деятельности субъектов накопительной пенсионной системы: накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;

· обеспечение права выбора перечисления пенсионных накоплений граждан в государственном или негосударственных накопительных пенсионных фондах;

· гарантии государства состоявшимися пенсионерами на получение пенсий, а также несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы;

· гарантии государства состоявшимся пенсионерам на сохранение получаемого размера пенсий из Государственного центра по выплате пенсий и пособий, а также их индексацию с учетом роста потребительских цен;

· разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;

· обязательность участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;

· эффективность инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;

· обеспечение права наследования граждан на накопления в государственном и негосударственных накопительных пенсионных фондах.

По данным Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 1 сентября 2004 г. на рынке пенсионных услуг действуют 16 накопительных пенсионных фондов, один из которых является государственным. Инвестиционную деятельность фондов осуществляют 10 организаций.

По данным Нацбанка РК, количество вкладчиков накопительной пенсионной системы составило примерно 6,6 млн. человек, общее поступление пенсионных взносов - 340,4 млрд. тенге. На индивидуальные пенсионные счета вкладчиков начислен чистый инвестиционный доход в размере 105,2 млрд. тенге.

В 2004 году 75 - 80 процентов пенсионных активов было инвестировано в государственные ценные бумаги (ГЦБ) Минфина РК и в ценные бумаги относительно узкого перечня казахстанских предприятий. Остальные 20 - 25 процентов малыми долями были распределены между депозитами отечественных банков, ценными бумагами исполнительных органов, облигациями иностранных эмитентов и международных финансовых организаций при высокой доле активов в иностранной валюте.

Механизмы сохранности пенсионных средств предусмотрены в законе "О пенсионном обеспечении". НПФ, компании, управляющие пенсионными активами или само государство возместят вкладчикам убытки.

Однако, эта ситуация требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон для решения проблемы доходного размещения пенсионных активов до начала массовых накопительных выплат.

Для улучшения ситуации в декабре 2003 г., а затем в июле 2004 г. были внесены изменения в "Правила по управлению пенсионными активами". Обязательства каждого НПФ по инвестированию в ГЦБ, за исключением ценных бумаг местных исполнительных органов, уменьшены с 35 до 25 % от общего объема пенсионных активов. Впервые дано право вкладывать в аффинированное золото - не более 5%. Увеличены лимиты инвестирования в ипотечные облигации до 20% и в облигации ЗАО "Банк развития Казахстана" до 15 %. Значительно расширены возможности по приобретению акций иностранных эмитентов и долговых ценных бумаг с высоким рейтингом - до 40%.

Тем не менее, в условиях хронического дефицита финансовых инструментов у пенсионных фондов и управляющих компаний нет выбора. Им приходится вкладывать средства в те инструменты, которые есть на рынке. Так, доля ГЦБ в портфеле фондов за первые 6 месяцев снизилась всего на 2,7 пункта, с 53,3 до 50,6%.

Вместе с тем и доходность по ГЦБ продолжает снижаться. Порядка трети всех активов фондов приходится на краткосрочные ноты Национального банка, доходность по которым снизилась с 5,07% в декабре 2003 года до 4,98% в июне этого года.

Вокруг государственных ценных бумаг сложилась парадоксальная ситуация. Минфин и Национальный банк выпускают и планируют выпускать бумаги с доходностью 5-6-7% годовых. При этом официально объявляется, что годовая инфляция составит те же 6-7%.

Сегодня 51% активов НПФ вложено в госбумаги. Таким образом, пенсионные фонды одолжили государству около $1,5 млрд. Но никто не знает, куда, в какие проекты, на какие цели эти деньги будут использованы. Необходима прозрачность таких проектов, насколько эффективно используются личные средства миллионов вкладчиков накопительной пенсионной системы.

Доля негосударственных ценных бумаг в портфелях НПФ выросла за шесть месяцев с 29,7 всего до 30,4%, депозитов в банках - с 6,9 до 7,5%, а вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов даже снизились с 9,5 до 8,7%. Еще около 2,8% пенсионных взносов вкладчиков, или порядка 11,5 млрд. тенге, вообще зависли на инвестиционных счетах. В сложившихся условиях пенсионные фонды вряд ли смогут переломить ситуацию.

С 1 января 2005 года вступили в силу новые правила выпуска, размещения, обслуживания и погашения ГЦБ. Выпуск ГЦБ должен осуществляться не через первичных дилеров - 17 банков второго уровня, а непосредственно через Казахстанскую фондовую биржу. Минфин отказался от практики досрочного погашения бумаг. Наряду с этими правилами предусматривается осуществление Минфином эмиссий долгосрочных ГЦБ сроком обращения 10, 15 и 20 лет.

Эти решения правительства стали первым шагом по поддержанию НПФ. Вместе с тем, можно отметить, что планируемое увеличение объема эмиссии ГЦБ не приведет к кардинальному изменению ситуации. Об этом свидетельствуют результаты последнего аукциона по размещению очередного выпуска шестилетних МЕОКАМ. Доходность МЕОКАМ, несмотря на значительный срок их обращения, в результате повышенного спроса составил 5,80%, что значительно ниже прогнозируемого уровня инфляции на этот год.

В августе 2004 года на заседании правительства в числе наиболее актуальных проблем Президент назвал отсутствие достаточного количества финансовых инструментов для вложений накопительных пенсионных фондов. Правительство предлагает решать эту проблему комплексно: и за счет запуска рынка акций, за счет продажи части государственного пакета акций национальных компаний, и за счет выпуска проектных облигаций под гарантии либо Министерства финансов, либо Банка развития. Повышение прозрачности является непременным условием развития и отечественного фондового рынка, от становления которого напрямую зависит судьба пенсионной системы. Казахстанские предприятия не хотят идти на фондовый рынок, и одна из главных причин - они не хотят раскрывать информацию об акционерах. В результате фондовый рынок не расширяется, так как корпоративные акции являются самыми доходными инструментами для инвестиций.

Мировая практика показывает, что гармонично развитым фондовым рынок считается в том случае, когда соблюдается баланс: 60% акций и 40% облигаций. Развитие рынка акций выгодно для институциональных инвесторов, работающих на долгосрочную инициативу, потому что в отличие от облигаций, доход по которым фиксирован, рынок акций может предложить наибольшую доходность за счет стоимости активов и дивидендов. На казахстанском фондовом рынке сейчас доля облигаций превалирует.

Возможными инструментами для вложения пенсионных активов могут стать:

· государственные проектные ценные бумаги. Это могут быть ценные бумаги, выпущенные корпоративными эмитентами с гарантией государства, либо ГЦБ, эмитированные под определенные проекты.

· акции и облигации казахстанских предприятий, национальных компаний по листингу "А" и "В".

· акции и облигации России, Кыргызстана и Узбекистана.

· акции и облигации иностранных компаний с более низким рейтингом и более высоким инвестиционным доходом;

· ипотечные облигации.

Одна из главных задач государства на сегодня состоит в том, чтобы пенсионные накопления оставались в отечественной экономике и работали на нее, принося достаточный инвестиционный доход. Необходимо приложить все усилия для развития рынка ценных бумаг в рамках программ развития экономики в целом и расширения круга финансовых инструментов пенсионных активов НПФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: