Проект Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы неоднократно рассматривался на совещаниях:
- 23 ноября 2004 года - на третьем заседании Межведомственной комиссии по вопросу реформирования финансовой системы;
- 3 декабря 2004 года, - на расширенном совещании с участием представителей Ассоциации финансистов Казахстана и пенсионных фондов, на котором проект Программы был поддержан и в целом одобрен.
Цели и задачи Программы
Проект Программы определяет основные цели и задачи дальнейшего развития рынка, призван активизировать рынок и обеспечить комплексное решение существующих проблем.
При разработке Программы была определена главная цель – это дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.
При этом основной задачей Программы является приведение рынка ценных бумаг в соответствии с современными требованиями.
Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг в проекте Программы определены:
· Политика по отношению к инвесторам
· Политика по отношению к эмитентам ценных бумаг
· Политика по отношению к инфраструктуре рынка ценных бумаг
· Политика регулирования рынка ценных бумаг
На основании указанных направлений были определены, мероприятия по их реализации:
В целях реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» будет разработана и введена в действие необходимая подзаконная нормативная правовая база по вопросам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в части обеспечения функционирования инвестиционных фондов.
|
С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов, планов по привлечению сбережений населения на рынок ценных бумаг, будет разработана и введена нормативная правовая база по защите прав инвесторов.
Государственные органы по вопросам их компетенции на рынке ценных бумаг (Министерство финансов, Национальный Банк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций) и иные заинтересованные лица периодически должны будут осуществлять PR–акции с использованием информационных материалов в доступной для населения форме с освещением в популярных средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы) по обучению населения основам рынка ценных бумаг.
Раскрытие информации финансовыми организациями и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций снизит риски, с которыми потребители финансовых услуг сталкиваются на рынке, и создает основу для здорового функционирования конкурентных и эффективных финансовых рынков.
Будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности компаний, включая переход на МСФО. Важность перехода казахстанских организаций на МСФО заключается не столько в унификации системы финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, сколько в обеспечении прозрачности их деятельности и отражении реальной экономической ситуации, что позволит пользователям отчетности предприятий принимать правильные экономические решения.
|
Программой предусматривается проведение ряда мероприятий в целях наполнения рынка новыми видами привлекательных ценных бумаг.
Для этого выпуски государственных ценных бумаг будут осуществляться в соответствии с общими нормами на рынке – будут составлены прогнозные схемы выпусков государственных ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан на среднесрочный период и графики проведения эмиссий нот Национального Банка.
При этом предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг в достаточно больших объемах, на длительные сроки (10 и более лет), в том числе с индексацией на уровень инфляции.
В целях обеспечения соответствия рынка ценных бумаг современным требованиям, в том числе по совершенствованию корпоративного управления и повышения прозрачности деятельности компаний, Правительством будут проведены мероприятия по выделению крупных государственных компаний с участием государства и их дочерних организаций с последующей передачей государственных пакетов их акций в управление специально созданной государственной холдинговой компании. Часть государственного пакета акций компаний с участием государства и их дочерних организаций, которые войдут в этот холдинг, будет продана на организованном рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. В результате на рынке начнут обращаться долевые ценные бумаги первоклассных эмитентов, появятся независимые директора в составе совета директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество их корпоративного управления.
|
В ходе реализации настоящей Программы будет рассмотрена возможность дальнейшей капитализации государственных институтов развития - АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстан» и других, с целью привлечения рыночного капитала, путем дополнительных выпусков акций институтов развития и их размещения среди пенсионных фондов. Появление на казахстанском рынке проектных облигаций, гарантированных Правительством Республики Казахстан или АО «Банк Развития Казахстана», акций государственных институтов развития, компаний с участием государства и их дочерних организаций позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс для реализации Стратегии индустриально–инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы.
В рамках осуществления Программы особое внимание будет уделено совершенствованию корпоративного управления.
Развитие структурных форм финансирования. Будет стимулироваться увеличение объемов услуг банков второго уровня по финансированию своих клиентов. В этой связи будут создаваться условия для развития и реализации потенциала структурных форм финансирования, таких как проектное финансирование и секьюритизация. На рынке государственных ценных бумаг появятся новые инструменты, в том числе, проектные облигации.
Для развития альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов, по которым в соответствии с законодательством могут быть предоставлены государственные гарантии, будет рассмотрена возможность гарантирования Правительством Республики Казахстан облигаций, выпущенных для финансирования данных инвестиционных проектов. В частности, для таких инвестиционных проектов будут внесены соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан
Кроме того, для выпусков облигаций, осуществленных в целях финансирования инвестиционных проектов, будет рассмотрена возможность использования гарантий АО «Банк Развития Казахстана» в качестве альтернативы государственным гарантиям.
При наступлении случаев исполнения государством обязательств по гарантиям будет предусмотрен механизм принудительного выпуска акций эмитента вышеуказанных облигаций, с их последующей передачей в собственность государства. Соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Закон «Об акционерных обществах».
С целью уточнения редакции в Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» будут внесены поправки, предусматривающие порядок выпуска коммерческих бумаг.
Будет проведена работа с информационными и аналитическими агентствами по обеспечению разработки ими ряда индексов, рассчитанных на основе небольшого набора фундаментальных индикаторов, позволяющих инвесторам оценить общее направление рынка, оценить макроэкономическую ситуацию, привлекательность отраслей, динамику и эффективность портфеля институциональных инвесторов.
В качестве одного из привлекательных способов заполнения национального рынка ценных бумаг будет совершенствоваться порядок допуска иностранных ценных бумаг - как государственных, так и корпоративных. Для выполнения этой задачи Программой предусматривается передача полномочий по установлению требований к иностранным ценным бумагам в целях их допуска к обращению на организованном рынке ценных бумаг Республики Казахстан, организатору торгов.
В целях создания инфраструктуры и внедрения современных технологий для работы с населением на рынке государственных ценных бумаг необходимо реализовать на базе АО «Казпочта» проект по созданию трансфер-агента – лица, оказывающего услуги по приему и передаче документов (информации) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их клиентами.
В целях снижения рисков при осуществлении расчетов по сделкам с ценными бумагами и ускорения таких расчетов ЗАО «Центральный депозитарий ценных бумаг» будет выполнять функции централизованной расчетной организации брокеров–дилеров.
С учетом передового международного опыта для обеспечения ликвидности казахстанского рынка ценных бумаг будет установлено требование к объему размещенных и свободно обращаемых акций в момент включения и нахождения в официальном списке биржи по наивысшей категории, а именно, минимальный объем размещенных акций, находящихся в собственности мелких акционеров (миноритариев), и/или в собственности институциональных инвесторов (накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов) должен составлять не менее 25% от эмиссии акций. При этом данное требование ведется поэтапно с 2006 года.
В виду необходимости уточнения отдельных норм законодательства по итогам правоприменительной практики Законов Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» будет разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности акционерных обществ».
Это будет способствовать повышению привлекательности ценных бумаг, выпускаемых эмитентами–резидентами Республики Казахстан для инвесторов (в том числе иностранных), так как интерес у серьезных инвесторов вызывают только АО, деятельность которых прозрачна для всех и механизм деятельности которых в значительной степени прост и отработан в ходе практической деятельности.
В целях определения наиболее надежных способов обеспечения облигаций в законопроекте будет уточнено понятие обеспеченной облигации.
Полноценная база данных показателей рынка ценных бумаг будет содержать сведения, достаточные для проведения фундаментального анализа рынка ценных бумаг, и будет использоваться профессиональными участниками и инвесторами рынка ценных бумаг, а также повысит качество обмена информацией с международными организациями по мониторингу мирового рынка ценных бумаг и сравнению показателей отечественного и зарубежного рынка ценных бумаг.
В ходе реализации Программы будут совершенствоваться принципы деятельности и функции СРО. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будет устанавливать основные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а СРО – более детальные стандарты осуществления профессиональной деятельности и требования к их внутренним документам.
Ожидаемые результаты
В результате введения в действие Программы, в 2007 году:
· капитализация внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка будет составлять около 375 млрд. тенге;
· биржевые обороты негосударственных эмиссионных ценных бумаг за этот период возрастут более, чем в 2 раза и составят около 300 млрд. тенге;
Отношение капитализации рынка внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка к внутреннему валовому продукту составит 5%.
Отношение объемов биржевой торговли негосударственными ценными бумагами официального списка организованного рынка к внутреннему валовому продукту в период действия Программы увеличится до 4%.
Развитие рынка государственных ценных бумаг в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства.
Все эти мероприятия будут способствовать достижению главной экономической задачи финансовой системы, о которой упомянул Глава государства в своем выступлении – аккумулированию временно свободных средств населения и предприятий и предоставление этих финансовых ресурсов тем, кто в них нуждается.
Заключение
Выпуск государственных ценных бумаг – важный источник привлечения средств для мобилизации дополнительного капитала для уже существующих предприятий, а также пополнения государственного и местного бюджета. Это своеобразный канал финансирования.
Следует отметить, что введение различного вида государственных ценных бумаг в финансово-денежный оборот позволяет без увеличения общей денежной массы повысить мобильность финансовых ресурсов, сосредоточить их на более важных участках производства, обращение, потребление продукции, товаров и услуг. Направление инвестирования, то есть вложения средств, определяется на рынке спросом и предложением, возможностью получения для инвесторов большей прибыли при равном риске вложений. Выпуск государственных ценных бумаг чаще всего и сосредоточен в тех областях и сферах, которые обещают принести большой доход.
Обладающие денежными ресурсами и покупающие государственные ценные бумаги выполняют полезную миссию. Согласно мудрому высказыванию М. Е. Салтыкова–Щедрина, «разумный кредитор помогает должнику выйти из стеснённых обязательств и в вознаграждение за свою разумность получает свой долг. Неразумный кредитор сажает должника в острог или непрерывно сечёт его и в вознаграждение не получает ничего».
Одним из видов такого «разумного» кредитования являются операции с различного рода ценными бумагами, суть которых состоит в том, что при нехватке денег, но наличии имущества, под него выпускаются ценные бумаги, реализуемые тем, у кого деньги имеются в избытке.
Знание видов государственных ценных бумаг, возможностей их приобретения и продажи, правил обращения, выгод и опасностей их покупки сегодня крайне необходимо не только хозяйственным руководителям и предпринимателям, но членам трудовых коллективов просто человеку, желающему стать обладателем акции, облигации, сертификата.
Довольно часто покупатель ценной бумаги, приобретающий её тем или иным способом, просто не в состоянии оценить, какие ценные бумаги целесообразно хватать, а какие нет. Рынок, как говорится, есть рынок, и риска на нём не избежать.
Итак, в данной курсовой работе были выделены главные особенности становления рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.
Во-первых, обычно развитие эффективных рынков государственных ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходило на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка государственных ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятстввовало преодолению тенденции к сужению воспроизводства.
Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.
В-третьих, дестабилизирующее влияние на казахстанский рынок государственных ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.
В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.
В настоящее время идет процесс дальнейшего развития рынка ценных бумаг в Казахстане. Правительство постоянно принимает ряд мер, которые способствуют развитию РГЦБ в республике. Также департамент регулирования рынка ценных бумаг НБ РК ужесточает контроль на РГЦБ, что приводит к безопасности вкладов инвесторов и соблюдению законодательства РК. Таким образом делая наши компании более привлекательными для инвесторов.
Список использованной литературы
1. Алёхин Б.И. «Рынок ценных бумаг» М:. 1994г. 350 с.
2. Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовые биржи» М:. 1998г. 160с.
3. Мусатов В.Т «Фондовые биржи» Санкт-Петербург: Питер 1996 г. 345 с.
4. Рынок ценных бумаг. Аналитический журнал за 1994-1998г.
5. Рынок ценных бумаг Казахстана. Информационно-аналитический журнал за 3. 2002г.
6. Научно-практический журнал Финансы Казахстана г. Алматы изд-во «Каржы-Каражат» №7, №8 1998г.
7. Литвиненко Л.Т. «Рынок государственных ценных бумаг» 1998г.
8. Закон РК «О рынке ценных бумаг»
9. Экономическая теория (Политэкономия). Учебник/под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. –560 с.
10. Сайт Казахстанской фондовой биржи KASE
11. Сайт МФРК
12. Сайт департамента регулирования РЦБ НБ РК
13. Сайт банка Центр Кредит
14. Сайт банка АО «Казкоммерцбанк»