Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005- 2007 годы разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан.




Проект Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы неоднократно рассматривался на совещаниях:

- 23 ноября 2004 года - на третьем заседании Межведомственной комиссии по вопросу реформирования финансовой системы;

- 3 декабря 2004 года, - на расширенном совещании с участием представителей Ассоциации финансистов Казахстана и пенсионных фондов, на котором проект Программы был поддержан и в целом одобрен.

 

Цели и задачи Программы

Проект Программы определяет основные цели и задачи дальнейшего развития рынка, призван активизировать рынок и обеспечить комплексное решение существующих проблем.

При разработке Программы была определена главная цель – это дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.

При этом основной задачей Программы является приведение рынка ценных бумаг в соответствии с современными требованиями.

Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг в проекте Программы определены:

· Политика по отношению к инвесторам

· Политика по отношению к эмитентам ценных бумаг

· Политика по отношению к инфраструктуре рынка ценных бумаг

· Политика регулирования рынка ценных бумаг

На основании указанных направлений были определены, мероприятия по их реализации:

В целях реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» будет разработана и введена в действие необходимая подзаконная нормативная правовая база по вопросам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в части обеспечения функционирования инвестиционных фондов.

С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов, планов по привлечению сбережений населения на рынок ценных бумаг, будет разработана и введена нормативная правовая база по защите прав инвесторов.

Государственные органы по вопросам их компетенции на рынке ценных бумаг (Министерство финансов, Национальный Банк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций) и иные заинтересованные лица периодически должны будут осуществлять PR–акции с использованием информационных материалов в доступной для населения форме с освещением в популярных средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы) по обучению населения основам рынка ценных бумаг.

Раскрытие информации финансовыми организациями и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций снизит риски, с которыми потребители финансовых услуг сталкиваются на рынке, и создает основу для здорового функционирования конкурентных и эффективных финансовых рынков.

Будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности компаний, включая переход на МСФО. Важность перехода казахстанских организаций на МСФО заключается не столько в унификации системы финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, сколько в обеспечении прозрачности их деятельности и отражении реальной экономической ситуации, что позволит пользователям отчетности предприятий принимать правильные экономические решения.

Программой предусматривается проведение ряда мероприятий в целях наполнения рынка новыми видами привлекательных ценных бумаг.

Для этого выпуски государственных ценных бумаг будут осуществляться в соответствии с общими нормами на рынке – будут составлены прогнозные схемы выпусков государственных ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан на среднесрочный период и графики проведения эмиссий нот Национального Банка.

При этом предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг в достаточно больших объемах, на длительные сроки (10 и более лет), в том числе с индексацией на уровень инфляции.

В целях обеспечения соответствия рынка ценных бумаг современным требованиям, в том числе по совершенствованию корпоративного управления и повышения прозрачности деятельности компаний, Правительством будут проведены мероприятия по выделению крупных государственных компаний с участием государства и их дочерних организаций с последующей передачей государственных пакетов их акций в управление специально созданной государственной холдинговой компании. Часть государственного пакета акций компаний с участием государства и их дочерних организаций, которые войдут в этот холдинг, будет продана на организованном рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. В результате на рынке начнут обращаться долевые ценные бумаги первоклассных эмитентов, появятся независимые директора в составе совета директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество их корпоративного управления.

В ходе реализации настоящей Программы будет рассмотрена возможность дальнейшей капитализации государственных институтов развития - АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстан» и других, с целью привлечения рыночного капитала, путем дополнительных выпусков акций институтов развития и их размещения среди пенсионных фондов. Появление на казахстанском рынке проектных облигаций, гарантированных Правительством Республики Казахстан или АО «Банк Развития Казахстана», акций государственных институтов развития, компаний с участием государства и их дочерних организаций позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс для реализации Стратегии индустриально–инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы.

В рамках осуществления Программы особое внимание будет уделено совершенствованию корпоративного управления.

Развитие структурных форм финансирования. Будет стимулироваться увеличение объемов услуг банков второго уровня по финансированию своих клиентов. В этой связи будут создаваться условия для развития и реализации потенциала структурных форм финансирования, таких как проектное финансирование и секьюритизация. На рынке государственных ценных бумаг появятся новые инструменты, в том числе, проектные облигации.

Для развития альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов, по которым в соответствии с законодательством могут быть предоставлены государственные гарантии, будет рассмотрена возможность гарантирования Правительством Республики Казахстан облигаций, выпущенных для финансирования данных инвестиционных проектов. В частности, для таких инвестиционных проектов будут внесены соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан

Кроме того, для выпусков облигаций, осуществленных в целях финансирования инвестиционных проектов, будет рассмотрена возможность использования гарантий АО «Банк Развития Казахстана» в качестве альтернативы государственным гарантиям.

При наступлении случаев исполнения государством обязательств по гарантиям будет предусмотрен механизм принудительного выпуска акций эмитента вышеуказанных облигаций, с их последующей передачей в собственность государства. Соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Закон «Об акционерных обществах».

С целью уточнения редакции в Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» будут внесены поправки, предусматривающие порядок выпуска коммерческих бумаг.

Будет проведена работа с информационными и аналитическими агентствами по обеспечению разработки ими ряда индексов, рассчитанных на основе небольшого набора фундаментальных индикаторов, позволяющих инвесторам оценить общее направление рынка, оценить макроэкономическую ситуацию, привлекательность отраслей, динамику и эффективность портфеля институциональных инвесторов.

В качестве одного из привлекательных способов заполнения национального рынка ценных бумаг будет совершенствоваться порядок допуска иностранных ценных бумаг - как государственных, так и корпоративных. Для выполнения этой задачи Программой предусматривается передача полномочий по установлению требований к иностранным ценным бумагам в целях их допуска к обращению на организованном рынке ценных бумаг Республики Казахстан, организатору торгов.

В целях создания инфраструктуры и внедрения современных технологий для работы с населением на рынке государственных ценных бумаг необходимо реализовать на базе АО «Казпочта» проект по созданию трансфер-агента – лица, оказывающего услуги по приему и передаче документов (информации) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их клиентами.

В целях снижения рисков при осуществлении расчетов по сделкам с ценными бумагами и ускорения таких расчетов ЗАО «Центральный депозитарий ценных бумаг» будет выполнять функции централизованной расчетной организации брокеров–дилеров.

С учетом передового международного опыта для обеспечения ликвидности казахстанского рынка ценных бумаг будет установлено требование к объему размещенных и свободно обращаемых акций в момент включения и нахождения в официальном списке биржи по наивысшей категории, а именно, минимальный объем размещенных акций, находящихся в собственности мелких акционеров (миноритариев), и/или в собственности институциональных инвесторов (накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов) должен составлять не менее 25% от эмиссии акций. При этом данное требование ведется поэтапно с 2006 года.

В виду необходимости уточнения отдельных норм законодательства по итогам правоприменительной практики Законов Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» будет разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности акционерных обществ».

Это будет способствовать повышению привлекательности ценных бумаг, выпускаемых эмитентами–резидентами Республики Казахстан для инвесторов (в том числе иностранных), так как интерес у серьезных инвесторов вызывают только АО, деятельность которых прозрачна для всех и механизм деятельности которых в значительной степени прост и отработан в ходе практической деятельности.

В целях определения наиболее надежных способов обеспечения облигаций в законопроекте будет уточнено понятие обеспеченной облигации.

Полноценная база данных показателей рынка ценных бумаг будет содержать сведения, достаточные для проведения фундаментального анализа рынка ценных бумаг, и будет использоваться профессиональными участниками и инвесторами рынка ценных бумаг, а также повысит качество обмена информацией с международными организациями по мониторингу мирового рынка ценных бумаг и сравнению показателей отечественного и зарубежного рынка ценных бумаг.

В ходе реализации Программы будут совершенствоваться принципы деятельности и функции СРО. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будет устанавливать основные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а СРО – более детальные стандарты осуществления профессиональной деятельности и требования к их внутренним документам.

Ожидаемые результаты

В результате введения в действие Программы, в 2007 году:

· капитализация внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка будет составлять около 375 млрд. тенге;

· биржевые обороты негосударственных эмиссионных ценных бумаг за этот период возрастут более, чем в 2 раза и составят около 300 млрд. тенге;

Отношение капитализации рынка внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка к внутреннему валовому продукту составит 5%.

Отношение объемов биржевой торговли негосударственными ценными бумагами официального списка организованного рынка к внутреннему валовому продукту в период действия Программы увеличится до 4%.

Развитие рынка государственных ценных бумаг в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства.

Все эти мероприятия будут способствовать достижению главной экономической задачи финансовой системы, о которой упомянул Глава государства в своем выступлении – аккумулированию временно свободных средств населения и предприятий и предоставление этих финансовых ресурсов тем, кто в них нуждается.


Заключение

 

Выпуск государственных ценных бумаг – важный источник привлечения средств для мобилизации дополнительного капитала для уже существующих предприятий, а также пополнения государственного и местного бюджета. Это своеобразный канал финансирования.

Следует отметить, что введение различного вида государственных ценных бумаг в финансово-денежный оборот позволяет без увеличения общей денежной массы повысить мобильность финансовых ресурсов, сосредоточить их на более важных участках производства, обращение, потребление продукции, товаров и услуг. Направление инвестирования, то есть вложения средств, определяется на рынке спросом и предложением, возможностью получения для инвесторов большей прибыли при равном риске вложений. Выпуск государственных ценных бумаг чаще всего и сосредоточен в тех областях и сферах, которые обещают принести большой доход.

Обладающие денежными ресурсами и покупающие государственные ценные бумаги выполняют полезную миссию. Согласно мудрому высказыванию М. Е. Салтыкова–Щедрина, «разумный кредитор помогает должнику выйти из стеснённых обязательств и в вознаграждение за свою разумность получает свой долг. Неразумный кредитор сажает должника в острог или непрерывно сечёт его и в вознаграждение не получает ничего».

Одним из видов такого «разумного» кредитования являются операции с различного рода ценными бумагами, суть которых состоит в том, что при нехватке денег, но наличии имущества, под него выпускаются ценные бумаги, реализуемые тем, у кого деньги имеются в избытке.

Знание видов государственных ценных бумаг, возможностей их приобретения и продажи, правил обращения, выгод и опасностей их покупки сегодня крайне необходимо не только хозяйственным руководителям и предпринимателям, но членам трудовых коллективов просто человеку, желающему стать обладателем акции, облигации, сертификата.

Довольно часто покупатель ценной бумаги, приобретающий её тем или иным способом, просто не в состоянии оценить, какие ценные бумаги целесообразно хватать, а какие нет. Рынок, как говорится, есть рынок, и риска на нём не избежать.

Итак, в данной курсовой работе были выделены главные особенности становления рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков государственных ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходило на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка государственных ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятстввовало преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на казахстанский рынок государственных ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.

В настоящее время идет процесс дальнейшего развития рынка ценных бумаг в Казахстане. Правительство постоянно принимает ряд мер, которые способствуют развитию РГЦБ в республике. Также департамент регулирования рынка ценных бумаг НБ РК ужесточает контроль на РГЦБ, что приводит к безопасности вкладов инвесторов и соблюдению законодательства РК. Таким образом делая наши компании более привлекательными для инвесторов.


Список использованной литературы

1. Алёхин Б.И. «Рынок ценных бумаг» М:. 1994г. 350 с.

2. Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовые биржи» М:. 1998г. 160с.

3. Мусатов В.Т «Фондовые биржи» Санкт-Петербург: Питер 1996 г. 345 с.

4. Рынок ценных бумаг. Аналитический журнал за 1994-1998г.

5. Рынок ценных бумаг Казахстана. Информационно-аналитический журнал за 3. 2002г.

6. Научно-практический журнал Финансы Казахстана г. Алматы изд-во «Каржы-Каражат» №7, №8 1998г.

7. Литвиненко Л.Т. «Рынок государственных ценных бумаг» 1998г.

8. Закон РК «О рынке ценных бумаг»

9. Экономическая теория (Политэкономия). Учебник/под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. –560 с.

10. Сайт Казахстанской фондовой биржи KASE

11. Сайт МФРК

12. Сайт департамента регулирования РЦБ НБ РК

13. Сайт банка Центр Кредит

14. Сайт банка АО «Казкоммерцбанк»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: