В.В. БИАНКИ «Особенности сказок-несказок»




«Сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,— ежик («Лесной колобок — колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Сказки писателя - это "сказки - несказки", в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.

В сказках Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки писателя - это "сказки - несказки", в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.

Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с "Теремка" и "лесного колобка - Колючего Бока". Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки - звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок - ежик, спасающийся от лисы.

Книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Стало общим местом повторять, что «ребёнок от двух до пяти — самое пытливое существо на земле», и что «большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее». Мы не стали бы в очередной раз цитировать здесь эти слова К.И.Чуковского из его книги «От двух до пяти», да уж больно к месту они пришлись.
Однако, чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, необходимо не только обладать обширными энциклопедическими знаниями, но и уметь донести их до малыша. И здесь как нельзя кстати придутся книжки Виталия Валентиновича Бианки, одного из самых признанных знатоков и «популяризаторов» живой природы.
Естественно, начинать надо не со знаменитой «Лесной газеты», а с тех небольших произведений, которые сам писатель окрестил«сказками-несказками».
Чаще всего они и построены в форме ответов на заковыристые детские вопросы: «Отчего у сороки такой хвост?» или «Чей нос длиннее?». Вот вы знаете? Бианки знал. И помогал малышам раскрывать посильные им тайны.
Занимательные сюжеты, симпатичные герои и простой лёгкий слог сделали его «сказки-несказки» той первой азбукой лесной жизни, по которой каждый желающий может научиться «читать» окружающий мир.
А чтобы это занятие было не только «в теории», прилежным «читателям» — маленьким и взрослым — стоит хотя бы изредка отрываться от городской суеты и совершать настоящие путешествия в настоящий живой лес.

Познавательное и образовательное значение "Лесной газеты"

Бианки начал писать "Лесную газету" еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры.

В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе - повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах "Колхозный календарь" и "Охотник".

"Лесная газета" - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в сови наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей ("Тир", "Остроглаз"). Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.

Работа над книгой для детей привлекла к себе молодых художников: Чарушина, Курдова и знаменитых писателей и поэтов, которые с горячим желанием и выдумкой старались рассказать детям об окружающем их мире. Появились литературные ученики, с помощью которых создавалась книга. Это ботаник Н.М.Павлова, писатель Н.Сладков, писатели Э.Шим, С.Сахарнов и многие другие. А связала судьба Бианки с этими людьми, потому что он умел выискивать людей, любящих природу. В 50-х годах из учеников Бианки собралась "могучая кучка" - писателей, знающих и любящих природу. И они увлеклись созданием радиопередач для детей о природе. Передачи были ежемесячные, постоянные и назывались "Вестями из леса". Бианки говорил о ней: "…чтобы занятно было, чтобы не скучали ребята, а радовались…". Чтобы дети легче воспринимали информацию, звери, птицы, лягушки и рыбы, бабочки, жуки, грибы, травы и деревья говорили на человеческом языке. Да и разделы были интересными: "Происшествия", "Загадки", "Дела ребячьи", "Книга жалоб и предложений", "Спорт", "Моды сезона". Передача нравилась всем: и взрослым и детям, так же как и "Лесная газета".

"Лесная газета" продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.

Бианки писал: "Я написал "Лесную газету". Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца".

«Лесная газета» — уникальной книги в русской и мировой литературе. «Лесная газета» впервые была опубликована в 1928 году и сразу получила признание читателей и критики. Книга состоит из 12 разделов (номеров газеты), каждый из которых посвящен одному месяцу лесного календаря. У каждого месяца свое название, соответственно характерной черте сезонной жизни, например «Месяц пробуждения от спячки», «Месяц гнезд». В каждом разделе заключен самый разнообразный материал, представленный в газетной форме. Здесь маленькие рассказы, телеграммы, корреспонденции и т. д. В конце раздела помещается «Тир». Вопросы «Тира» проверяют внимательность читателя и степень усвоения материала.

«Лесная газета» неоднократно переиздавалась, и каждая новая редакция расширяла и углубляла содержание книги. Первое издание содержало только природоведческий материал; в книге слабо отражалась жизнь страны, связь с юными читателями. Во втором издании «Лесной газеты» (1929) в отделе «Лесные происшествия» публиковались подлинные корреспонденции де-тей-лескоров об интересных личных наблюдениях. Тогда же в книгу был введен «Тир». В пятом издании «Лесная газета» (1940) стала еще полнее и содержательнее. Был введен отдел «Колхозная жизнь», расширился отдел «Охота». «Лесная газета» претерпевала изменения и в последующих изданиях. Стали шире географические границы книги, дана радиоперекличка корреспондентов с разных концов Советского Союза. Из отделов «Говорит Дальний Восток», «Говорят Кавказские горы», «Говорят моря», «Говорят города» читатель узнает о природе и жизни людей всей страны. В книгу введены отделы «Колхозный календарь», «Зеленый друг», «Городские новости», официальные сообщения ТАСС и ЛенТАСС. Все это передает дыхание времени. В «Лесной газете» собран богатый познавательный материал.

Эта книга, как и все произведения В. В. Бианки, способствует формированию у юного читателя материалистического мировоззрения. «Во всех его произведениях, в каждой странице, в каждом слове заложена такая любовь к земле своей, такая неразрывная с нею связь, такая чистота нравственного отношения, что нельзя ими не заразиться».

НАУЧНО-ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Н. И. СЛАДКОВ

Книги известного писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова, друга и единомышленника Виталия Бианки, хорошо знакомы читателям. Его рассказы и сказки о животных включены в школьную программу. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает людям, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то своё и писал о ней по-своему, не похоже на других. "Каждая полянка в лесу, - говорил он, - каждая низинка и каждый бугорок - не просто полянка, низинка и бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг над друга..."

Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки - замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником - он познакомился будучи юннатом. Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу "Вести из леса", отвечал на многочисленные письма слушателей.Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. "Что значат для меня старые записи? Это возможность до сих пор путешествовать по горам и пустыням, степям и лесам, заново пройти по старым тропам с умудрённой годами головой", - писал Николай Сладков. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась "Серебряный хвост". Потом были другие: "Безымянной тропой", "Десять стреляных гильз", "Трясогузкины письма", "В лесах счастливой охоты", "Иду я по лесу", "Планета чудес", "Под шапкой-невидимкой"...

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. За книгу "Подводная газета" он получил Государственную премию имени Н. К. Крупской.

Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

В сказках Николая Сладкова нет волшебных палочек или заколдованных принцесс, но чудес в них не меньше. За каждым кустом, под каждой травинкой писатель видит целый мир, где лесные обитатели живут одной большой семьей, ссорятся и мирятся, отдыхают или спешат по своим важным делам. Даже жизнь обыкновенного воробьишки полна удивительных приключений - ведь за короткую весну надо столько всего успеть!
Книга проиллюстрирована Евгением Чарушиным - замечательным художником, который открыл волшебный мир природы для многих поколений юных читателей.

Познакомить читателей с малоизвестными явлениями в природе - не главная задача автора. Николаю Ивановичу Сладкову хочется показать, что жизнь во всех её формах - удивительна, её надо беречь и уважать.
"Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить - надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы", - часто повторяет писатель.
Секрет любви к природе, радость узнавания тайн её раскроет для читателя эта книга.(Под шапкой невидимкой)

"Планета чудес" - веселая книга о невероятных приключениях бывалого путешественника Парамона и о его друзьях: охотнике Пиф-Пафе, геологе Магме и моряке Стеньге. Друзья побывали на одной из планет. Их рассказы удивительны и необыкновенны: о людях с невообразимо длинными шеями; о горах, которые ходят; о дожде из лягушек; о зеленом и синем солнце. Кто хочет обо всем узнать поподробнее, пусть прочтет эту книгу Николая Ивановича Сладкова.

В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах... Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать - что, как, почему происходит в лесу - вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы - большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья - прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса...

У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книгиНиколаяСладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе. Книги Николая Ивановича - это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость - проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства.

 

 

В лесах счастливой охоты

Книга эта — про наших земляков. Про птиц и зверей. Они вместе с нами живут на Земле, и земляков своих надо знать. Ведь во всем огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений.
Другие, может и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления. Если ты художник, то увидишь новые сочетания красок, если музыкант — услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Ученый задумается над новой загадкой… А просто любящий природу человек подивится огромному разнообразию жизни.

Подводная газета.Автор дает широкую картину годовой, по сезонам, жизни обитателей подводного мира. В коротких, занимательных рассказах, очерках, фотографиях, корреспонденциях аквалангиста показаны особенности подводной жизни растений и животных.

Капли солнца.В книгу известного автора рассказов о мире животных вошли рассказы о лесах, горах, пустынях, водах и подземном мире и, конечно же, об их обитателях. Первая включенная в сборник книга "В лесах" построена по принципу календаря: каждый месяц года

Под шапкой невидимкой

Познакомить читателей с малоизвестными явлениями в природе - не главная задача автора. Николаю Ивановичу Сладкову хочется показать, что жизнь во всех её формах - удивительна, её надо беречь и уважать."Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить - надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы", - часто повторяет писатель.Секрет любви к природе, радость узнавания тайн её раскроет для читателя эта книга.

С. САХАРНОВ

«Зелёные страницы»

Книга выпущена к семидесятилетию издательства «Детгиз». Эта книга — самый настоящий подарок всем читателям. Для взрослых — это воспоминание об их далёком детстве, а для маленьких детей — это встреча с «певцами родной природы».

Перед нами «школа» Виталия Бианки: классические сказки-рассказы самого мастера и работы шестерых его учеников. Алексея Ливеровского, Кронида Гарновского, Нины Павловой, Зои Пироговой, Святослава Сахарнова и Николая Сладкова.

В своем предисловии С. Сахарнов (один из самых успешных «учеников» «школы») рассказывает о своем учителе и его последователях, а потом отдельно — в послесловии — разговаривает с ребятами о природе и ее охране. Иллюстрации Татьяны Капустиной сопровождают текст в лучших традициях познавательной детской литературы — на каждом развороте.

Вот что пишет С. Сахарнов: «Все без исключения страницы этой навсегда новой книги написаны людьми, одаренными редким счастьем — счастьем созерцания. Его почти не осталось. Оно забыто, утрачено, и вовсе не писатели, а медики пытаются теперь научить современного ребёнка сосредоточиться хотя бы на пять минут…

Бианки и друзья никого ничему нарочно не учат. Они только выражают своё искреннее восхищение тем, что у одной птицы нос длинный, а у другой — крепкий. После этого необязательно идти в зоологи. Достаточно просто жить живым человеком».

А к маленьким читателям он обращается так: «Постарайся быть ближе к природе… Будь наблюдателен. Знай, что жизнь муравья не менее интересна, чем жизнь лисы или тигра. Не разоряй гнезда и норы, не захламляй лес и не поджигай сушняк. Полюби охоту с фотоаппаратом или научись делать зарисовки с натуры. Ощути себя частью единого мира всего Живого. Если можешь — веди дневник».

Сахарнов «Это стучит сердце кита» .
 
 
 

Книга составлена редакцией "Костра" к семидесятипятилетию журнала. Она называется "Это стучит сердце кита", ее автор - Святослав Владимирович Сахарнов. Он был главным редактором "Костра" с 1973 по 1986 год. Это были прекрасные годы - тираж журнал поднялся с шестидесяти тысяч до одного миллиона трехсот тысяч экземпляров. В нем не только печатались лучшие детские писатели страны, но и работал всесоюзный семинар для молодых авторов. С. Сахарнов давно хотел выпустить в свет свою итоговую книгу. Был составлен план, подобраны рассказы, сказки, фотографии, но - как нынче принято говорить, - не сложилось. Святославу Владимировичу было тогда далеко за 80, и уже более года его с нами нет, но остались книги, планы и архив, с которым наследники писателя любезно разрешили нам поработать. Журналисты "Костра" засучили рукава и принялись за работу. Книга выходит в свет к юбилею. Как вы думаете, какова главная тема Сахарнова? Конечно, судьба Дикой Природы, ведь он ученик Виталия Бианки. Каждый человек может и должен, считает Сахарнов, помочь Природе уцелеть на Земле. "...Не забывайте, что Земля - корабль, плывущий в Космосе, а мы все - и люди, и звери, и обитатели морей - его команда, которая должна быть дружной".

 

ЮРИЙ ДМИТРИЕВ

Автор более 80 книг, главная тема которых и главный пафос – познание окружающего нас мира природы, воспитание бережного и уважительного отношения к нашим соседям по планете, всему живому, что нас окружает.

Об этом писали и пишут многие. Казалось бы, ничего особенного… Просто добрый и хороший человек рассказывает обо всём, что он знает о деревьях, об их листьях, семенах; о тех, кто находит приют в кроне этих деревьев и в земле, под их корнями… И вот уже лес шумит вокруг тебя, живой и настоящий. Когда же речь заходит о зверях, птицах и насекомых, действие может незаметно и легко переноситься из наших краёв в чужие, но и далёкие обитатели Земли становятся нам так же близки, понятны и дороги, как свои.

В этом воображаемом путешествии и исследовании, участником которого делается любой, кто раскрывает книги Дмитриева, для всех находится что-то новое и радостное. Автор пишет о том, что было с ним когда-то, а ты вдруг начинаешь думать о своём, часто давно забытом. Это свойство настоящего писателя.

И потому необходимо читать эти книги вместе или поодиночке, вслух или про себя, но обязательно читать. А помочь найти нужную книгу, с которой следует начинать путешествие в мир природы Юрия Дмитриева, может наш библиографический путеводитель, адресованный как юным читателям, так и взрослым – детским библиотекарям, учителям, воспитателям, родителям.

Сотрудники библиотеки выражают глубокую благодарность Н.М. Пожарицкой, вдове Ю. Дмитриева, за помощь, оказанную в работе над пособием: ею были предоставлены материалы из личного архива писателя и статья о жизни и творчестве Ю.Д. Дмитриева.

Юрий Дмитриевич Дмитриев (Эдельман) родился 30 апреля 1926 года в семье врача. Он принадлежал к поколению, чьё отрочество было опалено Великой Отечественной войной. К началу войны Юрий окончил восьмой класс. Дальше было всё то же самое, что осталось в памяти многих молодых москвичей, московских старшеклассников: строительство укреплённых рубежей вокруг Москвы, попытка, прибавив себе возраст, попасть на фронт…

После войны Юрий Дмитриевич сотрудничает с газетой «Московский комсомолец», в то же время заканчивает филологический факультет Московского государственного университета, по окончании которого становится преподавателем русского языка и литературы в школе.

Он был хорошим учителем. Ему прочили удачную педагогическую и научную карьеру. Им была подготовлена кандидатская диссертация на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой он анализировал преемственные связи в творчестве В.Бианки, Н.Плавильщикова, М.Зверева, Е.Чарушина, В.Чаплиной. И это было не случайно. Может, в самом выборе темы отразилось подспудное желание молодого филолога продолжить этот ряд, принять эстафету у писателей – натуралистов, на книгах которых выросло и воспитывалось не одно поколение людей, любящих природу России.

В 1957 г. вышла в свет первая повесть Юрия Дмитриева – «Зелёный патруль».

«Произошла удивительная вещь, - писали позже критики, - подобно тому, как со страниц повести Аркадия Гайдара сошли тимуровцы, и возникло знаменитое тимуровское движение, так и герои повести Юрия Дмитриева дали реальную жизнь «зелёным патрулям», движению молодёжи всей страны по защите природы».

Избранной теме – защите природы, воспитанию у детей разного возраста интереса к миру живого, бережного отношения к нему – Юрий Дмитриев остался верен на всю жизнь.

Энциклопедия для дошколят «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» (1965г.), «Большая книга леса» (1974 г.), «Земля у нас только одна» (1979 г.), двухтомник «Человек и животные» (1973, 1975 гг.), «О природе для больших и маленьких» (1981 г.), «Тропинка в лесу» (1981 г.), пятитомная энциклопедия «Соседи по планете»…

«Соседям по планете» в 1982 г. была присуждена Международная Европейская премия.

Уже после смерти писателя вышла в свет «Книга природы» (1990 г.). Она написана в соавторстве с другими писателями, но задумана именно Юрием Дмитриевым, он написал для неё большую часть рассказов, он твёрдой и опытной редакторской рукой придал книге именно тот аспект, который виделся ему.

«Книга природы» - по сути завещание писателя: земля у нас только одна, помните об этом, люди. И пусть во взаимоотношениях каждого человека с каждым представителем окружающего мира природы всегда действует пароль: «Пусть живёт!».

Творчество Юрия Дмитриева удостоено высокой награды: ему был присуждён Почётный диплом имени Г.-Х.Андерсена. Диплом этот международная организация Ай-Би-Би-Ай, отслеживающая и оценивающая лучшие произведения в мировой литературе, адресованные детям, присудила Юрию Дмитриеву в 1989 г. за книгу «Тринадцать чёрных кошек». Но по сути – это награда за всю творческую деятельность писателя.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК

В начале 1930-х Пермяк переехал в Москву и занялся профессиональной литературной деятельностью. Сотрудничает в журналах «Деревенский театр», «Клубная сцена». Заявляет о себе как драматург. Из пьес начала 1930-х наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939).

В годы Великой Отечественной войны Пермяк с группой московских писателей находился в Свердловске. Активно сотрудничает с Совинформбюро, откликается на текущие события публицистикой в газете Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В это время сблизился с П.Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. Эти отношения перешли в прочную дружбу. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговекий мастер».

В 1942 в Свердловске была издана книжка «Ермаковы лебеди. Героическое представление в 4-х действиях Евгения Пермяка по одноименному сказу П.Бажова об Ермаке Тимофеевиче, его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке и о великом государе Иване Васильевиче». Позднее Пермяк написал еще одну пьесу по сказу Бажова — «Серебряное копытце» (издана в Москве в 1956). Сам он записывал и обрабатывал сказания о горе Благодать. В совместных поездках Бажова и Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители».

Тогда же появился замысел книги «Кем быть». Книга состоит из 12 сюжетно завершенных глав (тетрадей), объединенных общей авторской задачей: раскрыть поэзию труда и познакомить юного читателя с огромным количеством существующих на земле профессий. Рассказывая об увлекательном путешествии своих юных героев в громадном «царстве труда», автор приводит их к знаменитому сказочнику, его рассказ о знаменитом умельце-углежоге Тимохе, убежденном, что «живинка во всяком деле есть: впереди мастерства она бежит и человека за собой тянет». Мысль о том, что в каждом деле надо «живинку найти» проходит через все путешествие в мир профессий. В любом деле можно стать счастливым, знаменитым человеком. Появившаяся в 1946 книга открыла новый значительный этап в творчестве Пермяка — приход в детскую литературу. Книга пользовалась очень большим успехом, была переведена на многие языки народов СССР, в т.ч. и на коми-пермяцкий.

Пермяк — автор научно-популярных книг для детей «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1957), сборник сказок «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др.; публицистических книг на экономические и политические темы: «О семи богатырях» (1960), «Азбука нашей жизни» (1963). Объединенные идеей важности труда, они показывают «тайну цены» человеческого труда, необходимость приобщаться к труду с детства, потому что из трудолюбивых маленьких советских граждан вырастут хорошие люди, хозяева своей страны и судьбы.

Пермяк считается одним из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции, используя сказочные, сказовые формы, он вкладывает в традиционный жанр новое, современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд — вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде — могущество человека, источник его жизни.

«...Где-то на пятьдесят третьем году своей жизни я переступил какой-то порог, за которым начались ступени лестницы»,— отмечал Пермяк. Ступенями творческого пути стали романы «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Горбатый медведь» (1965), «Последние заморозки» (1962), «Царство Тихой Лутони» (1970) и др. Живые проблемы сегодняшнего дня здесь вкладываются подчас в условные по своим формам рамки. Сказка становится былью, насыщается политическим содержанием. Идейно-художественной основой романов Пермяка становятся столкновения характеров и событий, выражающих дух времени. Современность в романах Пермяка не фон, а основное содержание, определяющее конфликты повествования, образную систему, всю структуру. Публицистический накал письма, сатирическая окраска и лирическая проникновенность авторских характеристик — существенные особенности романов Пермяка. Критика упрекала Пермяка в излишней публицистичности, обнаженной заостренности ситуаций и характеров, однако сам Пермяк намеренно вплетает ее в повествование, а в своих выступлениях на литературные темы настаивал, что т.н. публицистические нити имеют длительную историю в русской литературе и являют активную гражданскую позицию автора-повествователя.

В романах Пермяк ищет свежие повествовательные формы, использует формы сказки-были, ее аллегоричность, сказочную символику, сказовые мотивы, реализующиеся в языковой сочности авторских описаний, мудрой лукавинке бывалого рассказчика. Наряду с этим для романов Пермяка характерны стремительность развития действия, неожиданность сюжетных поворотов, лаконичность авторских характеристик.

Роман «Сказка о сером волке» связан с жизнью тружеников Урала. Пермяк рисует своих современников из приуральского села Бахруши. Здесь живет энергичный, знающий свое дело председатель колхоза Петр Бахрушин. Неожиданно выясняется, что его считавшийся погибшим еще в годы Гражданской войны брат Трофим, жив, стал фермером в Америке приезжает навестить родное село. Фермера-туриста сопровождает американский журналист Джон Тейнер, захотевший быть свидетелем «несколько необычной встречи двух братьев из разных миров» и написать книгу о жизни русской деревни. Судьба американского фермера, история его приезда в качестве интуриста в родное село, встречи с советскими людьми и составляют основу повествования. Столкновение двух братьев, хотя и является сюжетным стержнем романа, его основным конфликтом,— это лишь событийное выражение больших социальных столкновений. В поединок вступают разные люди, сталкиваются социальные системы, мировоззрения, различные взгляды на мир.

Пермяк известен как создатель оригинальных, остросовременных, публицистически активных «маленьких романов» («Счастливое крушение», «Бабушкины кружева», «Сольвинские мемории»). Они состоят из но-веллистически кратких, часто сюжетно цельных глав. Такая форма позволяет широко охватить большой жизненный материал, делать экскурсы в далекое прошлое, прослеживать связанные с ним судьбы людей, быстро менять место действия, развивать повествование динамически напряженно и увлекательно. Почти все маленькие романы Пермяк написаны в сказовой манере. Ни один из них не обходится без вставной сказки, прочно связанной с повествованием и многое проясняющей в идейном замысле всего произведения. Сказка «О Жалевой правде», органически включенная в сюжетную ткань «Сольвинских меморий», сказочные образы и характеристики определяют жанровое своеобразие лучших маленьких романов Евгения Пермяка — «Царство Тихой Лутони», «Очарование темноты».

Пермяк всегда считал себя пермяком по происхождению, уральцем. Многие его романы написаны на уральском материале. На уральском материале написан историко-революционный роман Пермяка «Горбатый медведь», раскрывающий сложные жизненные противоречия кануна Октября. Идейной основой романа является проблема формирования личности. Пермяк развертывает галерею живых человеческих образов и характеров, одни из которых способствуют кристаллизации в душе главного героя добрых чувств, другие, напротив, жестоко ранят несправедливостью и злом. Вскоре на его основе возникла повесть «Детство Маврика». Это повесть о жизни мальчика в приуральском заводском поселке до революции. Маврик жадно впитывает впечатления окружающего мира, помогает детям рабочих, борется за справедливость. Когда приходит революция, он, уже юноша, без колебаний принимает ее и с радостью участвует в строительстве новой жизни.

В 1970 в Москве вышла книга Пермяка «Мой край», полностью посвященная Уралу — «стране чудес и несметных сокровищ». Одна из глав книги рассказывает о Пермской обл.

Пермяк с полным основанием считают одним из создателей современной литературной сказки. Книги Пермяка о профессиях и своеобразные сказки для детей, безусловно, вошли в золотой фонд литературы.

АНАТОЛИЙ МАРКУША

До войны работал в газете «Вечерняя Москва». В 1941 г. был призван в армию, окончил Борисоглебскую школу истребителей, стал лётчиком. В 1950 г. в подмосковном Жуковском прошёл курсы лётчиков-испытателей Минавиапрома. За годы армейской службы освоил 50 типов самолётов. Демобилизовался в 1954 г. В 1955-58 гг. входил в редколлегию журнала «Знамя». Первую книгу рассказов «Ученик орла» выпустил в 1957 г.

Анатолий Маркович, строго говоря, писатель детский. Написал 75 книг, которые переведены на 18 языков мира.

Книга для сыновей и для пап. Автор знакомит ребенка с разнообразными инструментами, рассказывает, как ими пользоваться и где их можно применять. Большое внимание уделяется воспитанию у подрастающего человека любви к труду, чувства радости и удовлетворения от сознания своей нужности, умелости, ловкости. Здесь вы найдете полезные советы, которые помогут развить у ребенка самостоятельность мышления, творческую активность. Для совместного чтения родителей с детьми.

Маркуша писал о том, что любил. А любил он более всего славное воздушное братство и небо. "Нет", "Вам - взлет", "33 ступеньки в небо" и многие другие его книги вели людей в авиацию.

Маркуша пытался писать и для девчонок, но он все равно воспитатель настоящих мужиков, как и он сам. Маркуша воспитывал своими книгами настоящий мужской характер, трудолюбие. Сам Маркуша умел все. Не только забить гвоздь, но и приготовить обед, убрать дом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: