СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ




ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

К пяти годам у ребенка должно быть сформировано правильное произношение всех звуков родного языка. Не стоит говорить о том, насколько важно для ребенка, его будущего звуковая культура речи. Даже незначительные дефекты могут повлиять очень сильно, в частности, на выбор профессии, карьеру. Трудно представить себе актера, диктора, журналиста, бизнесмена, педагога с неправильной речью. Или офицера (в свое время министром обороны Гречко был издан приказ, запрещающий прием в военные училища юношей, не произносящих звук «р»). И уж тем более трудно представить людей многих профессий, неграмотно излагающих свои мысли на бумаге. И, тем не менее, они есть и, наверняка, испытывают от этого дискомфорт.

УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опре­делить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответ­ствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть напи­сана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анали­зом слов. Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает звуки родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком (близкими по звучанию, но разными по смыслу: кот-год, лук-люк). У таких детей во многом спонтанно формируется готовность к овладению элементами грамотности. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, определять количество и последовательность звуков в слове, местоположение звука (в начале, конце слова), выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости – твердости, глухости – звонкости.

Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребенка в школе, когда усложняют усвоение письма и чтения. Наряду с отставанием в усвоении письма дети с фонетико-фонематическим недоразвитием не овладевают в полном объеме и навыками чтения. При внешне неплохом чтении допускают ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения, замены и перестановки букв или побуквенного чтения, замены и перестановки букв.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, чис­лительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинитель­ные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫи т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет. Дети 6-7 лет должны овладеть примерно тридцатью обобщающими понятиями.

Для исследования словарного запаса применяется це­лый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:

- называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлага­ется назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

- нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;

- подбор признаков к определенному предмету;

- подбор возможных действий к предмету;

- подбор предметов к заданному действию;

- подбор синонимов (слов, близких по значению);

- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

В этом возрасте дети уверенно выделяют и правильно называют части предметов, явления природы, названия профессий взрослых.

Родители должны всячески содействовать обогащению и активизации словаря ребенка. Во время прогулок, совместных путешествий необходимо расширять кругозор ребенка, знакомить его с новыми словами, понятиями. В течение недели ребенок 6-7 лет способен усвоить около 30 новых слов.

Следует отметить, что бедный словарный запас является одной из причин орфографических ошибок младших школьников, т.к. дети не могут подобрать проверочное слово в ситуации написания слов с безударной гласной.

Важно не только умение ребенка пользоваться большим количеством слов, но и владение навыками словообразования:
- образование различных частей речи в уменьшительно-ласкательной форме (ведро-ведерко, синий – синенький, легко - легонько и т.п.);
- образование слов с помощью приставок и суффиксов (шел, вышел, пришел; сахар, сахарница; шахматы, шахматист);
- образование сложных слов путем слияния двух простых (кофе молоть – кофемолка, снег падает – снегопад);
- образование одних частей речи от других (дерево – деревянный, веселый – весело).

Для активизации словаря ребенка полезны игры – экспериментирования со словами:
- угадать слово по начальному слогу «ма» - машина, матрешка, макароны, махать;
- продолжить ряд, используя последний слог предыдущего слова в качестве начала для последующего (рыба – баран – ранка – калоша … и т.д.).

Эффективным средством обогащения словаря дошкольника является чтение произведений художественной литературы. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. Без словарной работы, без объяснения и уточнения непонятных слов и выражений чтение книг будет бессмысленным. Новое слово сначала откладывается в пассивный словарь, а затем может использоваться в активной речи ребенка.

Родителям следует помнить: чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление.

 

СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующи­ми в языке закономерностями словоизменения и сло­вообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим катего­риям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова. На­пример, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫвыражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол при этом так и остается столом.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребенка грамматиче­ских систем важна потому, что даже очень большой сло­варный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющи­мися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правиль­ного построения предложений необходимо умение грам­матически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевре­менно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При нормальном развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Усвоение грамматического строя языка продолжается в период с 4-х до 7 лет. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, наличие активной речевой практики!!!

К 5-6 годам должны быть усвоены основные грамматические формы: предложно-падежные формы существительных единственного и множественного числа, изменение прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, согласование друг с другом различных частей речи.

Важной заботой педагогов и родителей должна быть забота о том, чтобы ребенок как можно раньше услышан все грамматические формы родного языка, постепенно проникая в их смысл.

Следует отметить, что понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта ребенка, хотя это идет на бессознательном уровне. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя языка до школы, впоследствии испытывает затруднения в усвоении учебного материала.

ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью принято понимать такие раз­вернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школь­ного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необ­ходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребёнок должен составить рассказ о чём-то другом, который, как правило, получается логичным, развёрнутым.

В 6-7 лет совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предметах (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и не большие сказки.

К семи годам, как правило, формируется синтаксический строй речи. Дети в своих высказываниях широко используют различные типы предложений: простые, сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные с союзами «чтобы», «поэтому», «потому что», предложения с однородными членами.

В развитии речи детей 6-7 лет особое значение приобретает формирование основных качеств связной речи: достоверности, точности, полноты, логичности. Под достоверностью понимается умение в соответствии с заданной темой отобрать для рассказа факты, правильно отражающие окружающую действительность. Последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы являются показателями логичности связной речи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: