Предметом обсуждения является проблема, заявленная в тексте. Её нужно выявить и показать в сочинении. Следовательно, эту проблему и нужно назвать во вступлении, сформулировав виде тезиса.
Сформулировать проблему можно разными способами:
1. В виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве, например: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время. Или: уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни.
2. В форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме, например: (Д.С. Лихачёв и Т. Тэсс) поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе.
3. Использование стилистических фигур:
- именительный темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;
- градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;
- парное соединение однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни;
- антитеза: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;
- умолчание: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны обей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;
- вопроса и ответа на него: Какая из проблем жизни общества наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений.
- риторический вопрос: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Этим вопросом задаются многие.
|
4. С ообщение сведений об авторе текста и определения места проблемы в его творчестве, например: Академик Д.С. Лихачёв – крупнейший учёный-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения.
5. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.
6. В виде небольшого отступления: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому быть внимательным к другим.
7. Путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Ларра. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д.С. Лихачёв. Или: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… Проблема воспитания, к сожалению, остаётся актуальной и сегодня.
8. Описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстом: Большое впечатление произвело на меня письмо Д.С. Лихачёва, посвящённое проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает. Или: Текст о хороших манерах очень интересен и поучителен. В нём поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
|
Основная часть.
В основной части нужно прокомментировать сформулированною проблему с опорой на предложенный текст и имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства,. Факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.
Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализированной проблеме, согласившись или нет с позицией автора. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен опираться на жизненный и читательский опыт, выстроить их логически последовательно. Для этого необходимо хорошо представлять, какую мысль вы доказываете, т.е. понимать суть проблемы.
Аргументы должны быть краткими, точными, вескими.
Можно построить систему аргументации, выразив своё согласие с автором текста, используя предложения с вводными конструкциями, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться с автором текста. Во-первых,..; Во-вторых,..; В-третьих,..
Целесообразно употребление СПП с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (Мне близка мысль автора… Позиция автора убедительна…), потому что …
Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с автором текста. Или: Представим, что автор текста не прав.
|
Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет. Он прав, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Он прав, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Он прав, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.
Заключение.
В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чём говориться во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – это доказанный тезис. Введение и заключение должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и его основной мыслью. Наличие вывода в сочинении указывает на завершённость текста работы.
Образец.
ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П. Цыбулько (задание 15.2, вариант 1)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!".
ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем смысл заключительных предложений текста.
Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. (43 слова)
Обратите внимание:
1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить;
2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс.
3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста, подтверждающие наши рассуждения.
Аргумент 1
Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным". (35 слов)
Аргумент 2
Во-вторых, Вильгельм объясняет критику на свой счёт тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 - 53). (28 слов)
Обратите внимание:
1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;
2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, подтверждающие ваши рассуждения;
3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьте указать номера этих предложений;
4. каждый аргумент начинаем с красной строки;
5. начать аргументы можно словами во-первых, во-вторых.
ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.
Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (16 слов)
Обратите внимание:
1. вывод можно начать с вводных слов: таким образом, итак или следовательно;
2. в заключительной части сочинения нужно пояснить, какой смысл вкладывал Вильгельм в слова "добрый друг".
Помните, что в сочинении должно быть как минимум3 абзаца! В данной работе получилось 4 абзаца:
1. Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.
Всего в сочинении 122 слова (норма - не менее 70 слов).
А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:
Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что _____________________________________________________________.
Докажу свои рассуждения ___________________________________________.
Во-первых,_________________________________________(предложение...).
Во-вторых,______________________________________(предложения 51 - 53).
Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто ___________________________________________________________________.