Типичным индексом количественных показателей является индекс физического объема (иногда называют "индекс объема"). Сложность при построении этого индекса заключается в том, что объемы разных видов продукции и товаров в натуральном выражении несоизмеримы и непосредственно суммироваться не могут. Нельзя, например, складывать килограммы хлеба с литрами молока, метрами ткани и парами обуви. Экономически бессмысленно непосредственно суммировать килограммы мяса и рыбы, так как полученный результат в прямом смысле не являлся бы "ни рыбой, ни мясом". Причиной несоизмеримости является неоднородность — различие натуральной формы и свойств.
В связи с этим для разнородных продуктов или товаров сводный индекс физического объема (количества) нельзя построить и вычислить как отношение простых сумм:
Здесь требуется использование специальных приемов индексного метода.
Единство различных видов продукции или разных товаров состоит в том, что они являются продуктами общественного труда, имеют определенную стоимость и ее денежный соизмеритель - цену р. Каждый продукт имеет также себестоимость z и трудоемкость t. Эти качественные показатели я могут быть использованы в качестве общей меры - коэффициента соизмерения разнородных продуктов. Умножая объем продукции каждого вида q на соответствующую цену, себестоимость, трудоемкость единицы продукции получают сравнимые показатели, которые можно суммировать (qp, qz, qt = T).
Коэффициенты соизмерения обеспечивают количественную сравнимость, позволяют учитывать "вес" продукта в реальном экономическом процессе. Поэтому их показатели-сомножители, связанные с индексируемыми величинами, принято называть весами индексов, а умножение на них взвешиванием.
|
Умножая количество произведенной продукции (проданных товаров) на цены (которые, как правило, выступают в качестве соизмерителя неоднородной продукции), получаем стоимостное ("ценностное") выражение продукции каждого вила, которое допускает суммирование.
Стоимость продукции представляет собой произведение количества продукции в натуральном выражении q на цену единицы продукции р.
Отношение стоимости продукции базисного периода к стоимости продукции текущего периода представляет собой агрегатный индекс стоимости проекции или товарооборота:
Этот индекс показывает во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции.
Если из индекса стоимости продукции вычесть 100%, то разность (Ipq - 100) покажет на сколько процентов изменилась стоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.
С помощью агрегатных индексов можно рассчитать не только относительное изменение изучаемого явления, но и разложить абсолютный прирост результативного показателя по факторам.
Например,
где- абсолютный прирост стоимости продукции;
-абсолютный прирост стоимости продукции, обусловленный изменением уровня цен на продукцию;
-абсолютный прирост стоимости продукции. обусловленный изменением физического объема продукции.
Разность числителя и знаменателя формулы:
показывает на сколько денежных единиц (рублей) изменилась стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.
|
При анализе общего объема товарооборота этот прирост объясняется также изменением уровня цен и количества проданных товаров.
Значение индекса стоимости продукции (товарооборота) •зависит от двух факторов: изменения количества продукции (объемов) и цен.
Для того чтобы индекс охарактеризовал изменение только одного фактора, нужно устранить (элиминировать) в формуле влияние другого фактора, зафиксировав его как к числителе, так и в знаменателе на уровне одного и того же периода. Так, если продукцию (товары) сравниваемых периодов оценивать по одним и тем же, например, базисным ценам р0, то такой индекс отразит изменение только одного фактора - индексируемого показателя q и будет представлять собой агрегатный индекс физического объема продукции:
где q1, q0 количество (объем) продукции в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно р0 - базисная (фиксированная) цена единицы товара.
Индекс физического объема продукции показывает во сколько раз изменился физический объем продукции или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
В числителе формулы - условная стоимость произведенных в текущем периоде товаров в ценах базисного периода, а в знаменателе - фактическая стоимость товаров, произведенных в базисном периоде.
Разность числителя и знаменателя формулы: показывает на сколько денежных единиц (рублей) изменилась стоимость продукции в результате роста (уменьшения) се объема.
|
Прирост физического объема товарооборота объясняется изменением количества проданных товаров.
Изменение цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с базисным не влияет на величину индекса.
Прирост физического объема товарооборота объясняется изменением количества проданных товаров. При построении агрегатного индекса физического объема произведенной на предприятии продукции в качестве весов может быть использована себестоимость базисного периода z0.
Обычно при построении агрегатного индекса физическою объема в качестве соизмерителей принимается сопоставимые, неизменные, фиксированные цены на уровне базисного периода, что позволяет устранить их влияние на изменение объема (количества). Использование неизменных цен и зависимости от объекта исследования даст возможность изучить динамику выпуска совокупности произведенных товаров на отдельном предприятии, в отраслях промышленности и промышленности в целом. Если объектом исследования является какой-то регион, то индекс рассчитывается по товарам, произведенным предприятиями региона.
Сопоставимые цены не должны сильно отличаться от действующих (текущих) цен. Поэтому их периодически пересматривают, переходят к новым сопоставимым ценам.
Проиллюстрируем расчет агрегатного индекса физического объема продукции на примере данных (табл. I).
Табл. 1