РОССИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ




ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

В РОСИИ В XVII В.

С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Вести — Куранты» — выписки из иностранных изданий о событиях в мире (фактически, первая рукописная российская газета).

Развитие связей с западными странами побудило царя и его приближённых организовать в 1672 г. в Москве придворный театр под руководством пастора Грегори. Кроме пьес библейского содержания, исполнялись светские произведения («Комедия о Бахусе с Венусом»).

 

При его сыне Фёдоре, старшем брате Петра I, придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды и носить при дворе европейскую одежду.

На протяжении всего XVII в. происходило постепенное обмирщение и европеизация культуры, освобождение её от церковного влияния, что и подготовило почву для грандиозных преобразований эпохи Петра I.

 

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В XVII В.

В XVII в. системы учебных заведений в нашей стране ещё не было, но появлялись первые частные школы, например:

- При Андреевском монастыре в Москве в 1648 г. Была открыта частная школа боярина Ф. М. Ртищева, в которой преподавались «словесные» науки и греческий язык;

- При Заиконоспасском монастыре в Москве в 1665 г. Была открыта школа, которую возглавил один из ярчайших деятелей отечественного просвещения, писатель, уроженец Великого княжества Литовского Симеон Полоцкий, придворный поэт и воспитатель детей царя Алексея Михайловича. В данной школе готовили чиновников;

В середине XVII в. книги по обучению грамоте и арифметике печатались довольно большими тиражами.

Одним и з самых популярных учебников был букварь Василия Бурцова. Впервые он был напечатан в 1634 г. и выдержал после этого много переизданий. Стоил он очень дёшево — 1 копейку, примерную цену обеда в харчевне.

В 1648 г. был а напечатана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Также для обучения грамоте использовали различные религиозные книги.

 

Начавшаяся секуляризация сознания, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний. Но развивается чисто практическая сторона научных знаний, в то время как её теоретическая сторона оставалась в неразвитом состоянии. Говоря о научных знаниях, следует отметить, что самые масштабные сведения к знаниям о мире прибавили русские землепроходцы.

 

РОССИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

 

Россия полноценно участвовала в эпохе Великих географических открытий, а российские землепроходцы внесли огромный вклад в нанесение на карту мира колоссальных, доселе неосвоенных и неизученных территорий Сибири и Дальнего Востока. XVII в. стал временем небывалого до той поры расширения территории страны на восток. Большую роль в освоении Западной Сибири в конце XVI — начале XVII вв. сыграли купцы Строгановы. Именно они выступали инициаторами продвижения на Восток и выделяли средства для этого.

Начиная со второй трети XVII в., походы в Восточную Сибирь организуются уже по инициативе государства.

Годы Экспедиции
1639 г. И. Ю. Москвитин с отрядом казаков первым достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив
1648 г. Под руководством С. И. Дежнёва участники похода обогнули крайнюю северо-восточную оконечность Азии — Чукотский (или Большой Каменный) нос и прошли через пролив, отделяющий азиатский материк от Америки. Составили чертёж реки Анадырь
1643-1646 гг. В. Д. Поярков руководил отрядом, который впервые проник в бассейн р. Амур, открыл р. Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение р. Амур до устья, собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья
1649-1653 гг. Е. П. Хабаров совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертёж реке Амуру»

 

Таким образом, границы Российского государства достигли берегов Тихого океана, и в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны.

Огромный вклад в освоении севера нашей страны внесли поморы, представители народности беломорского севера России. На своих судах-кочах они из века в век осваивали побережье Северного Ледовитого океана. Поморские лоции — книги, в которые подробнейшим образом заносились наблюдения мореплавателей, описания заливов, мелей, островов, течений, передавались по наследству и считались семейными реликвиями. Впоследствии кочи, очень удобные для суровых условий Сибири, стали использовать для своих перемещений и первые землепроходцы.

В заслугу нашей внутренней колонизации можно поставить тот факт, что отношения с местным населением происходили во много раз более мирно, чем в Новом Свете. Самобытные культуры коренных народов Сибири и Дальнего Востока интегрировались в общероссийскую, православную, по сути, культуру, возникал уникальный сплав культур, сохранившийся в нашем государстве до сих пор и являющийся предметом национальной гордости.

 

ЛИТЕРАТУРА

XVII век — век заката летописного жанра и появления светской литературы.

 

Популярные жанры Авторы и произведения
Исторические повести События смутного времени нашли отражения в таких произведениях, как: «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына 1620 г. (участник – Ян Сапега Лисовский); «Временник» Ивана Тимофеева и др.; «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» посвящен обороне от турок захваченной казаками крепости Азов. События происходят в годы правления царя Михаила Фёдоровича «Летописная книга» кн. И. М. Катырева-Ростовского 1626 г.
Сатирические повести Абсолютно новый жанр для русской литературы. Смутное время сильно поменяло менталитет людей. Они стали критичней относиться к власти, иронизировать над её произволом. Примерами такой народной иронии стали: — «Повесть о Шемякином суде», в которой крестьянин под видом взятки даёт судье камень; — «Повесть о Ерше Ершовиче», в которой под видом сказочной истории также показан произвол судей XVII в., их склонность решать все тяжбы в пользу богатых; — «Калязинская челобитная», написанная в форме пародии на челобитную, описывает жизнь монахов, проводивших время в безделье и пьянстве
Автобиографии – новый жанр (публицистический) «Житие протопопа Аввакума» — первая острая, полемичная автобиография, связанная с именем лидера старообрядце в Аввакум Петрова, написавшего о самом себе
Драматургические произведения и профессиональная поэзия Первые в России драматургические произведения и профессиональные стихотворения принадлежат перу Симеона Полоцкого, который считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии (принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов). В конце 1670-х появляются сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» (прообраз хвалебной оды). К тому же направлению относится творчество Юрия Крижанича (трактат «Беседы о правлении»)

 

ЛИТЕРАТУРА ВО МНОГОМ РАСШИРЯЕТСЯ ЗА СЧЁТ ФОЛЬКЛОРА

В 70-х гг. XVII века был напечатан «Синопсис» архимандрита Киево-Печерского

монастыря Иннокентия Гизеля, в котором был дан краткий обзор всей русской истории.

Появляются также произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец, «Повесть о Фроле Скобееве », «Повесть о Савве Грудцыне». Подобного рода литература была популярна прежде всего в народной среде.

 

АРХИТЕКТУРА

 

Вторая половина XVII в. — период масштабного каменного строительства, причём не только культового, но и светского. Увеличилось число зданий, построенных из кирпича. Церкви XVII в. отличаются своей нарядностью, ярким и красками, пышным и формами и сложными композициями, для их украшения зачастую используются разноцветные изразцы. Во внешнем декоре традиционными элементами становятся резные наличник и окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, фигурный кирпич и кружевная резьба по камню. В интерьере повсеместно используется богатый цветной растительный орнамент. Такой стиль получил название «дивное узорочье».

«Дивное узорочье » было характерно и для деревянной архитектуры. Шедевром деревянного зодчества XVII в. по праву называют деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Современники называли его «восьмым чудом света

В 20-30 х гг. XVII века продолжают строиться храмы в шатровом стиле. Например, церковь Покрова в Медведково построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — в честь освобождения России от польской интервенции и в память о покойном сыне от первого брака Фёдоре.

Михайло - Архангельский собор — памятник шатрового зодчества XVII века на территории Нижегородского кремля. Древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт историю со времени основания города. Освящён в честь покровителя русского воинства — архангела Михаила. 23 апреля (3 мая) 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семёнова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания. Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году.

В 1650-е гг. патриарх Никон установил строгие правила церковного зодчества: были запрещены шатровые постройки, в качестве образца было выдвинуто классическое пятиглавие, осуждалось стремление к «узорочью» и декоративности.

С этих пор в шатровом стиле строились только колокольни.

Во второй половине XVII в. на смену «дивному узорочью» пришли постройки нескольких архитектурных школ.

Церковь Николы в Хамовниках

Церковь Ильи Пророка в центре Ярославля была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения. В оформлении стен использованы изразцы (разновидность кафеля для облицовки)

В XVII веке завершилось складывание ансамблей Иосифо-Волоцкого, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского монастырей. Самым масштабным монастырским строительством XVII в. можно смело назвать строительство Новоиерусалимского монастыря под Москвой по распоряжению патриарха Никона. Воскресенский собор монастыря по задумке должен был стать копией храма Гроба Господня в Иерусалиме, а в целом монастырь — копией комплекса святых мест Палестины.

Помимо храмового строительства ведётся строительство светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями Московского Кремля. В 1630-х гг. на территории Кремля для М. Ф. Романова был сооружён каменный Теремной дворец, его архитекторы – Бажен Огурцов, Антип Константинов, Ларион Ушаков (снизу слева)

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (снизу посередине) — загородная царская резиденция, деревянный царский дворец. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев ю

 

Бажен Огурцов, кроме того, участвовал в усовершенствовании Спасской башни Московского Кремля (сверху справа), построенной в XV в. Пьетро Антонио Солари.

 

ЖИВОПИСЬ

 

Самым знаменитым иконописцем XVII в. был мастер Оружейной палаты Симон Ушаков (1626-1686 гг.). Им были созданы иконы «Тайная вечеря», «Насаждение древа Государства Российского», «Троица», «Насаждение древа Государства Российского» — Симон Ушаков изобразил царя Алексея Михайловича и его семью.

Своей реалистичностью удивляют и росписи церкви Ильи Пророка в Ярославе мастеров Силы Савина и Гурия Никитина.

С. Ушаков, «Спас Нерукотворный»

В связи с интересом к человеческой личности в начале XVII в. на смену иконописной манере в изображении тех или иных исторических деятелей приходит «парсуна» (портрет).

Сохранились портреты царя Федора Ивановича, воеводы М. В. Скопина-Шуйского, царя Ивана Грозного (слева направо).

Во второй половине XVII в. парсуна представлена рядом произведений, созданных иностранными художниками, принятыми на службу в Оружейную палату: Детерсоном, Вухтерсом (портреты патриарха Никона), Лопуцким (портрет царя Алексея Михайловича). Вслед за иноземцами стали писать портреты и русские мастера (например, портрет А. Л. Ордина-Нащокина).

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: