Анализ и оценка покупательского спроса.




Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли

 

Вопросы для изучения:

1. Изучение и прогнозирование покупательского спроса как основа коммерческой деятельности торгового предприятия.

2. Анализ и оценка покупательского спроса.

3. Жизненный цикл спроса.

 

Литература для изучения:

Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. Мн., Выш.шк., 2010.

 

Изучение и прогнозирование покупательского спроса как основа коммерческой деятельности торгового предприятия.

 

Покупательский спрос – форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами.

 

Покупательский спрос изучают для эффективного взаимодействия торговли и производства.

 

Основные задачи по изучению спроса:

· выявление объемов и структуры спроса на товары народного потребления;

· выявление объемов и структуры неудовлетворенного спроса;

· изучение требований к товарам и услугам;

· выявление неудовлетворенных потребностей населения для формирования спроса на новые товары.

 

Факторы, влияющие на покупательский спрос:

· экономические;

· социально-демографические;

· природно-климатические.

 

Анализ и оценка покупательского спроса.

 

Спрос имеет количественное и качественное измерение.

Емкость рынка – общий объем покупательского спроса.

Количественное измерение – спрос в денежном выражении, количество товаров

Качественное измерение – структура спроса, а также влияние моды, сезона и т.п.

 

Особенности оценки спроса в оптовой торговле:

· изучение спроса оптовых покупателей своей зоны деятельности;

· изучение спроса населения по номенклатуре товаров, по которым работает оптовая организация.

 

Функции оптовой торговой организации при оценке спроса оптовых покупателей:

· изучение договорных обязательств, обобщение заказов и заявок своих оптовых покупателей;

· учет реализации товаров и движения товарных запасов на складах, отслеживание динамики товарных запасов и товарооборачиваемости;

· учет неудовлетворенного спроса, частоты отказа в выполнении заказов, перебоев в наличии товаров;

· анализ причин невыборки товаров, предусмотренных договорами;

· изучение рекламаций, поступивших от оптовых покупателей;

· проведение конъюнктурных совещаний со своими клиентами по вопросам ассортимента и качества товаров и услуг;

· изучение экономики района деятельности оптовой организации, направления развития сельхоз. и промышленного производства, выявление возможностей вовлечения имеющихся ресурсов в товарооборот.

 

Функции оптовой торговой организации при оценке спроса населения:

· обобщение материалов розничных торговых организаций, которые являются клиентами оптовых баз и других оптовых посредников;

· формирование на договорной основе с розничными организациями сети опорных магазинов по изучению спроса;

· проведение мероприятий по активизации торговли определенными товарами совместно с розничными торговыми объектами;

· проведение выборочных обследований, анкетных опросов.

 

Особенности оценки спроса в розничной торговле:

· непосредственный контакт с покупателями;

· выражение своего признания товару путем его приобретения (дает возможность количественно и качественно измерить реализованный спрос);

· огромное количество покупателей, неодинаково реагирующих на товарное предложение;

· необходимость выделения групп покупателей, предъявляющих практически одинаковые требования к товару или услуге;

· учет психологических аспектов покупателей при изучении их спроса;

· необходимость активного использования современных технологий при сборе, обработке и анализе огромного количества информации с целью ее качественного обобщения и своевременного представления для использования.

 

Функции оптовой торговой организации при оценке спроса в розничной торговле:

· изучение спроса конечных покупателей по объему и структуре;

· определение отношения покупателей к товарам, в том числе разных производителей, марок;

· выявление сезонных колебаний спроса на товары;

· изучение степени влияния на спрос покупателей различных факторов (цены, упаковки, фасовки, маркировки и т.д.);

· особенности спроса на новики;

· влияние на спрос методов активизации торговли и стимулирования сбыта;

· выявление влияния на спрос покупателей культуры торгового обслуживания;

· выявление специфики спроса населения в обслуживаемом регионе;

· выявление зависимости спроса от конкуренции.

 

Методы изучения и прогнозирования покупательского спроса:

Автоматизированные методы – применение современных технологий с использованием вычислительной техники, контрольно-кассовых терминалов, считывающих штрих-коды, что способствует работе с огромным объемом информации, ведению учета спроса по всем необходимым отличительным характеристикам товаров, по поставщикам и другим признакам, ускоряет процесс сбора, обработки и передачи информации пользователям.

 

Неавтоматизированные методы – обеспечивают получение достаточно большого количества ценной информации. Это учет продажи товаров по результатам инвентаризаций, стат.отчетности, по товарным чекам, по заявкам, изучение спроса на выставках-продажах, дегустациях, покупательских конференциях и т.п.

 

Методы для изучения реализованного покупательского спроса:

· по данным инвентаризационных ведомостей;

· по оперативным данным о движении товаров, состоянии товарных запасов, товарооборачиваемости;

· товарным чекам;

· учету продаж на выставках, ярмарках и т.п.

 

Методы для изучения неудовлетворенного покупательского спроса:

· ведение журналов учета неудовлетворенного спроса;

· прием заказов на товары, отсутствующие в продаже;

· проведение акций по выявлению неудовлетворенного спроса и требований покупателей к товарам;

· проведение анкетных опросов, интервью, покупательских конференций, выборочных обследований;

· использование Интернет-технологий для выявления неудовлетворенного спроса.

 

Методы для изучения формирующегося покупательского спроса:

· выставки-продажи;

· выставки-демонстрации;

· выставки-конференции, встречи с покупателями;

· дегустации;

· опросы.

 

Методы прогнозирования спроса:

· экстраполяция динамических рядов, отражающих реализованный спрос на товары;

· использование коэффициента эластичности покупательского спроса в прогнозных расчетах;

· метод нормативных расчетов;

· балансовый метод;

· применение экономико-математических моделей для прогнозов.

 

 

Жизненный цикл спроса.

Жизненный цикл спроса состоит из следующих периодов:

· зарождение спроса (в этот момент торговой организации необходимо захватить лидерство на рынке, убедительно рекламировать товар, разъяснять потребителю его преимущества, формировать спрос);

· спрос опережает предложение (привлекательный период с точки зрения получения максимальной прибыли, так как недостаточное предложение товара определяет на рынке повышение его цены);

· замедление роста спроса (появляются первые признаки насыщения рынка товаром, предложение начинает пережать спрос. В этот период необходимо позаботиться о методах активизации торговли, стимулирования сбыта, расширении зоны обслуживания и сфер применения);

· зрелость спроса (предложение значительно превышает спрос. Торговая организация в этот момент вынуждена нести дополнительные затраты на рекламу, продажу товаров);

· затухание спроса (в этот момент спрос имеет тенденцию к снижению, накапливаются избыточные товарные запасы, содержание которых требует значительных затрат. Возможно возникновение необходимости уценки товаров до цены реализации).

 

Главная задача коммерческой службы – определение продолжительности цикла спроса от зарождения до начала насыщения рынка, прогнозирование смены фаз цикла спроса и пересмотр стратегий фирмы относительно данного товара.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: