Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»
Тема урока: В городе богини Афины.
Место темы в курсе «История Древнего мира»
Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
С устройством и жизнью Афин учащиеся знакомятся после изучения порта Пирей и социального состава греческого общества. Данная тема содержит большое количество интересного материала, привлекает наглядностью, красочными изображениями и великими архитектурными памятниками, а так же содержит большой объем новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.
Формируемые УУД
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом | ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно |
поиск и выделение необходимой информации | умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения | |
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | формирование умения работать в малых группах | осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп |
Ожидаемые результаты
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
внутренняя позиция школьника | развитие готовности решать учебные и познавательные задачи | организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию |
адекватно передавать информацию | контролировать и оценивать свои действия |
Цель: создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.
Задачи:
1) образовательные: - сформировать представление о городе Афины, его устройстве и культурном значении; - объяснить значения исторических терминов.
2) развивающие: - развивать умение работы с разными источниками информации (текстом, схемами, иллюстрациями); - самостоятельное решение проблем поискового характера; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; - сотрудничество с учителем и сверстниками; - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3) воспитывающие: - воспитание уважения к культуре других народов; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Тип и вид урока: урок «открытия новых знаний» / урок-путешествие
Планируемые предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, презентация); готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.
Основное содержание темы:
Ремесло. Район гончарных мастерских – Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Совет пятисот. Культура Древней Греции. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины Девы. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон. Древнегреческая архитектура. Колонна, фронтон.
Основные понятия и термины: Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, колонна, фронтон.
Образовательные ресурсы: Учебник;. Карта «Древняя Греция». Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне»,.
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | ||||||||||||||||||||||||||
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) II. Актуализация (5мин) | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя | Учитель входит в класс, приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Хайре, ребята, я с вами поздоровалась на греческом языке, что переводится как радость. Меня зовут Ксения Александровна я рада нашей встрече, и надеюсь на сотрудничество. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. - Вы любите путешествовать? предлагаю вам совершить путешествие в удивительный древний город, Какую учебную задачу нам нужно выполнить для совершения путешествия? (определить маршрут, познакомиться с картой ). Знакомит учащихся с картой Древней Греции, на которой отмечены Афины. - Как вы думаете, что изображено на данной карте? (Спарта, Афины, Древняя Греция, Аттика.). Итак, вы выбрали Афины, правильно. - Мы решили учебную задачу и определили маршрут нашего путешествия. У каждого древнегреческого города покровителями были боги и богини и им греки ставили статуи. - Какую учебную задачу мы должны решить? (выяснить, кто является покровителем города Афины) - Посмотрите на стол, какие предметы вы видите? (копьё, кусок глины, кусок мрамора). - А зачем нам сегодня эти предметы? - Ребята, предположите, чьи это атрибуты? (Богини Афины) - А как воспользовались дарами богини жители Афин? (8 мин) | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | ||||||||||||||||||||||||||
III. Формулирование темы и целей урока. Постановка проблемы | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя (5 минут) | - Почему мы говорим о богине Афине? (потому что она была покровителем г. Афины) - Сформулируйте тему урока? Итак, тема нашего урока в городе богини Афины. Запищите в свой маршрутный лист дату и тему урока. - Предположите, что можно увидеть в Афинах? -Определите цель своего путешествия и внесите ее в маршрутные листы. - Познакомиться с районами города, определить их особенности и выяснить место нахождения статуи богини Афины.!!! - Отплываем - Как называется судно, на котором мы плывём? (триера) слайд – шум моря, карта. | Слушают учителя. Работают с картой: находят гавани Афинские, узнают ее. Отвечают на вопросы. Предлагают способы решения проблемы | Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу Познавательные:используют знаково- символические средства Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя | Рассказ, беседа по вопросам | |||||||||||||||||||||||||
IV. Реализация построенного проекта. В районе Керамик. Агора – главная площадь Афин. На вершине Акрополя | Групповая.словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ | Организует работу в группах с текстом учебника иллюстрациями, схемами, вопросами и заданиями - Город Афины был большим и многолюдным наше путешествие будет очень насыщенным. - Вы уже разделились на три группы У каждой группы на столах находится все необходимое для путешествия. Это учебные тексты, иллюстрации, схемы и задания - посмотрите материалы и определите, в какой район города вы отправитесь. Распределите роли: командира, докладчика, художника, сборщика информации и секретаря. (карточки). Ваша задача, изучить предложенный материал, выполнить задание и представить его классу. На выполнение задания у вас - 8 минут. А поможет вам окунуться в жизнь древних Афин античная древнегреческая музыка 5 века до н. э. | Изучают раздаточный материал, выполняют по нему задания и строят рассказ | Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели Познавательные:овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства Коммуникативные:умеют работать в группе | Задания на листочках, беседа | |||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (12 мин) | Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа (10 минут) | Предлагает группам представить результаты своей деятельности. - Наш путь начинается в районе гончарных мастерских Керамике, о котором нам расскажет первая группа Первая группа расскажет о Керамике. - Какова техника изготовления сосудов? - Где использовались эти сосуды? - Почему на Керамике работали большей частью свободные люди? Мы определили особенности района Керамик. - В маршрутном листе выполните задание №1. Пройдя немного на восток, мы попадаем на главную площадь Афин, где уже побывала вторая группа. Вторая группа расскажет об Агоре. - Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? - Кто в афинских семьях делал ежедневные покупки на рынке? - Чем занимался Совет 500?, составьте схему деятельности этого органа управления. С помощью ребят мы определили особенности Агоры. -В маршрутном листе выполните задание № 2. Физминутка: (1 мин). - Перед нами - (Слайд – Акрополь). Третья группа расскажет об Акрополе. - Как скульптор Фидий прославил Афины - Из каких материалов была сделана статуя внутри Парфенона? Кого она изображала? - Какие храмы находились на территории Акрополя? - в маршрутном листе выполните задание № 3. - Давайте вспомним, какую цель вы поставили в начале урока ( выяснить место нахождения статуи богини Афины.) Вы выяснили место нахождения статуи богини Афины, и как воспользовались афиняне её дарами. - Всё ли у вас получилось при выполнении данной работы, было ли легко её выполнять, мы узнаем, выполнив тест и решив задачу. | Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами, слушают и понимают ответы других учащихся, записывают новые термины | Коммуникативные:оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других. | Рассказ, задания на листочках | |||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | Групповая. Словесный. Беседа, работа с терминами | Подведем итоги. Проведение теста (ответы на слайде)
Соотнесите термины, архитектурные и общественные сооружения Афин с их названиями.
А. Район гончарных мастерских 1. Агора.
Б. Амфора 2. Керамик.
В. Храм богини Афины 3. Парфенон.
Г. Главная площадь Афин 4. Сосуд для вина и масла с двумя ручками.
Д. Пифос 5. Большая глиняная бочка для хранения зерна.
Ответ:
| Объясняют значения терминов, отвечают на вопрос | Коммуникативные:принимают участие в работе группы; контролируют действия партнеров | Взаимопроверка, работа с карточками | |||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия (2мин) | Групповая | 2. Реши задачу: В 2004 г. до н.э. купец из г. Афин отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему 40 лет. Домой он вернулся только через три года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родился купец? В каком году родился его сын? В каком году купец вернулся домой? Ответ: 2004+40 = 2044г. до н.э. (родился купец) 2004+1=2005г. до н.э. (родился сын) 2004-3=2001г. до н.э. (купец вернулся домой) 3.Рассмотрите рисунок и заполните пропуски в тексте. (на листе № 3.) - в маршрутных листах выполните задание № 3 – 5. - Ребята мы достигли поставленной цели? (). Наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам оценить его голосованием, белый камешек бросьте в вазу, если вам путешествие понравилось и было интересно, а чёрный камешек, если вам было скучно и при выполнении заданий возникали затруднения. | Оценивают сою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление | Регулятивные:самооценка | Подсчет голосов, камешков | |||||||||||||||||||||||||
VIII. Информация о д/з (1 мин) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует домашнее задание. § 37. Задание на выбор: 1. Используя дополнительные источники, составьте свой собственный рассказ – маршрут по Афинам; 2. Нарисуйте рисунок об одном из районов города Афины. 3. Изготовьте буклет о достопримечательностях города Афины. Расставаясь с вами, я вам оставляю подарок о сегодняшнем путешествии - И говорю Эфхаристо! - что означает всем спасибо всем за урок. - Андрио – До свидания! | Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы | Регулятивные:принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | Задания в тетради, пересказ |
Маршрутный лист
Дата:__________ Фамилия имя:__________________________________
Тема урока - путешествия: __________________________________________________
Цель:__________________________________________________________
№ | Задания | Количество баллов | Полученный балл | Оценка учителя |
Укажите место на карте, где использовали афиняне глину? | 1б | |||
Укажите место на карте, где использовали афиняне мрамор? | 1б | |||
Укажите место на карте, где использовали афиняне копьё? | 1б | |||
Выполните тест | 1б | |||
Решите задачу | 1б | |||
Итого |
План города Афины в 5 веке до н.э.
Задание №4
Тест
Соотнесите термины, архитектурные и общественные сооружения Афин с их названиями.
А. Район гончарных мастерских 1. Агора.
Б. Амфора 2. Керамик.
В. Храм богини Афины 3. Парфенон.
Г. Главная площадь Афин 4. Сосуд для вина и масла с двумя ручками.
Д. Пифос 5. Большая глиняная бочка для хранения зерна.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |