В состав ремонтной службыкрупного и среднего предприятия входят отдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), цеховые ремонтные службы, общезаводской склад запасных деталей и узлов
Возглавляет ОГМ главный механик, подчиненный непосредственно главному инженеру завода.
В состав ОГМ, как правило, входят следующие функциональные подразделения: бюро планово-предупредительного ремонта (ППР), конструкторско-технологическое бюро, планово-производственное бюро.
Бюро планово-предупредительного ремонта (БППР), осуществляет общее руководство и контроль за соблюдением системы ППР на предприятии.
Конструкторско-технологическое бюро (КТБ), осуществляющее подготовку всей необходимой технической документации по ремонту, модернизации и уходу за оборудованием;
Планово-производственное бюро планирует и контролирует работу ремонтно-механического цеха и цеховых ремонтных службы, осуществляет материальную подготовку ремонтных работ, составляет отчеты по выполнению планов ремонтных работ по заводу, производит анализ технико-экономических показателей ремонтной службы завода, выявляет непроизводительные затраты, разрабатывает мероприятия по их устранению.
Ремонтно-механический цех является основной материальной базой ремонтной службы предприятия. Комплектуется разнообразным универсальным оборудованием и высококвалифицированными рабочими. Выполняет все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей. Выполняет работы по модернизации оборудования.
Цеховые ремонтные службы состоят из бригад ремонтных рабочих, возглавляемых бригадирами или мастерами по ремонту оборудования. В крупных цехах ремонтные службы находятся в ведении механиков цехов при оперативном подчинении начальнику производственного цеха.
|
Общезаводской склад запасных деталей и узлов осуществляет хранение и учет всех материальных ценностей необходимых для проведения всех видов ремонтов оборудования и подъемно-транспортных средств
Штаты ИТР и служащих ремонтной службы предприятия устанавливаются в зависимости от числа ремонтных единиц оборудования в целом по заводу
В зависимости от того, в чьем подчинении находится ремонтная служба цехов, различают три основных формы организации ремонта оборудования:
1) централизованная организация ремонта оборудования – выполнение ремонтных работ силами и средствами специализированной и высококвалифицированной службы предприятия (механическая часть – силами ремонтно-механического цеха, электромеханическая - силами электроцеха);
2) децентрализованная организация ремонта оборудования – все виды ремонтных работ производится специальными ремонтными бригадами механиков или энергетиков, находящихся в подчинении у начальников производственных цехов;
3) смешанная организация ремонта оборудования – сочетает все разновидности организационных форм: небольшие цеха не имеют своей ремонтной службы, а крупные цеха создают свою ремонтную базу.
Кроме внутризаводского ремонта существует специализированный (как правило, капитальный) ремонт вне предприятия.
Система планово-предупредительного ремонта. Ремонт может производиться, когда дальнейшая эксплуатация оборудования оказывается невозможной из-за изношенности (ремонт по потребности), или заблаговременно, не дожидаясь выхода его из строя (планово-предупредительный ремонт).
|
Основными принципами системы планово-предупредительного ремонта являются: предупредительность; плановость.
Принцип предупредительности заключается в том, что после отработки каждым агрегатом установленного промежутка времени для него выполняются техническое обслуживание и ремонтные работы независимо от физического состояния и степени износа.
Принцип плановости предполагает, что проведение технического обслуживания и ремонта оборудования осуществляется по специальному графику с заданными объемами работ в назначенные сроки.
Системой планово-предупредительного ремонта (система ППР ) называется совокупность различного вида работ по техническому уходу и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану с целью обеспечения наиболее эффективной эксплуатации оборудования.
Целями ППР оборудования являются:
- поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предупреждение выхода его из строя;
- предупреждение аварий оборудования;
- правильная организация ремонта оборудования и возможность выполнения ремонтных работ по графику, согласованному с планом производства;
- своевременная подготовка необходимых для ремонта оборудования запасных частей и материалов;
- улучшение качества, сокращение времени выполнения и снижение стоимости ремонта
Системой ППР предусматриваются различные по назначению, содержанию, объёму и мощности виды работ.
|
Виды работ в системе ППР:
1. межремонтное обслуживание (наблюдение за выполнением правил эксплуатации оборудования, своевременное регулирование механизмов, устранение мелких неисправностей);
2. периодические профилактические операции (промывка, смена масла, проверка на точность, устранение отклонений от нормальных параметров);
3. плановые ремонты (малый, средний, капитальный).
Текущий ремонт (малый) заключается в замене небольшого количества изношенных деталей и регулировании механизмов для обеспечения нормальной работы агрегата до очередного планового ремонта, проводится, как правило, без простоя оборудования (в нерабочее время). В течение года текущему ремонту, как правило, подвергается 90-100% технологического оборудования. Затраты на этот вид ремонта включаются в себестоимость продукции, выпускаемой на этом оборудовании.
Средний ремонт заключается в замене или исправлении отдельных узлов или деталей оборудования. Он связан с разборкой, сборкой и выверкой отдельных частей, регулировкой и испытанием оборудования под нагрузкой. Проводится этот вид ремонта по специальной “Ведомости дефектов” и заранее составленной смете затрат в соответствии с планом-графиком ремонтов оборудования. Затраты на ремонты, проводимые с периодичностью менее года, включаются в себестоимость продукции, выпускаемой на этом оборудовании, а с периодичностью более года – за счет амортизационных отчислений. Среднему ремонту подвергается в течение года порядка 20-25% установленного оборудования.
Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности оборудования и восстановления полного или близкого к полному ресурса.Производится, как правило, ремонт всех базовых деталей и узлов, сборка, регулировка испытание оборудования под нагрузкой. Как и средний, капитальный ремонт производится по специальной “Ведомости дефектов”, составленной при осмотре оборудования, смете затрат и в соответствии с планом-графиком. Затраты на капитальный ремонт осуществляются предприятием за счет производимых им амортизационных отчислений. Капитальному ремонту в течение года подвергается около 10-12% установленного оборудования.
Внеплановый ремонт – вид ремонта, вызванный аварией оборудования или не предусмотренный годовым планом ремонт. При правильной организации ремонтных работ, в строгом соответствии системе ППР, внеплановые ремонты не должны иметь места.