ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Введение.
Философия является обязательным предметом во всех профессиональных учебных заведениях высшего и среднего уровня нашей страны, так как изучение философии составляет основу общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. То есть, в каком бы вы учебном заведении не обучались вы обязательно будете изучать философию.
Чем это вызвано? Зачем нужна философия учителю, строителю, врачу, режиссеру? Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам разумного мышления, формирует мировоззрение, заставляет задуматься над смыслом жизни. Она помогает человеку как разумному и чувствующему существу найти свое место в жизни, не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане. Для этого философия обладает богатым фактическим материалом необходимым для размышлений, так и весьма эффективными инструментами мыслительной деятельности.
Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества наилучшая школа разумного мышления, которая учит свободно оперировать понятиями, выдвигать гипотезы, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений и процессов действительности для создания собственного индивидуального мировоззрения и овладение умением самостоятельно размышлять о проблемах человеческого существования.
Философия как особая дисциплина изучает наиболее общие законы развития природы и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она имеет дело с глубинными, сокровенными переживаниями человека, с его попыткой обрести истину, осознать смысл жизни, увидеть величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира. Иногда философию называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными, наиболее общими понятиями, обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлечёнными, далёкими от реальной жизни. Всё это у многих, кто приступает к изучению философии, рождает некоторую робость, подозрительность; нередко у них даже возникает вопрос: кому нужна эта заумь? Между тем знаменитый древнегреческий мыслитель Эпикур в письме к Менекею поучал «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени». Философию Эпикур понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. «Пусты слова того философа, — писал Эпикур, — которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Но для этого необходим определённый труд не только ума, но и души, поскольку философия не есть какой-то строгий набор определённых знаний, она учит человека думать и самостоятельно решать самые главные вопросы своей жизни. Во многих странах философию начинают изучать уже в младшем школьном возрасте. Учитель читает какой-нибудь рассказ или отрывок из конкретного сочинения и предлагает ребятам оценить события, поразмышлять над прочитанным, и тут выясняется: многое из того, что на первый взгляд кажется очевидным, требует раздумий.
|
|
В каждую историческую эпоху философия играла огромную роль. Те взгляды, которые использовались в конкретный период истории, не забывались, не утрачивались. Философия не только шлифует ум, учит рассуждать, размышлять. За прошедшие века она действительно накопила мудрость, которая навсегда останется с человечеством. Как-то выдающийся немецкий мыслитель Георг Гегель заметил «Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю». В этих словах, очевидно, можно увидеть субъективное, пристрастное отношение философа к той области знаний, которой он занимался. Но в них есть и доля истины, которую может подтвердить каждый, кто всерьёз занимается изучением философии, отдаёт своё время, силы и энергию философским размышлениям.
Современный специалист, не знающий философию, навсегда останется узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству. Изучение философии – путь к знаниям, мудрости, профессиональному мастерству.
Философия и мировоззрение. Становление философии из мифологии.
Люди издавна задумывались над вопросами: Как устроен мир? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворён Богом? Развивается ли он по определённым законам? Кто или что определяет эти законы? Какую роль в мире играют случайности, а какую закономерности? Мир изменяется или находится в состоянии покоя? Какое место в нём занимает человек? Смертен ли человек или бессмертен? Как можно понимать бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своём предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить её от лжи и заблуждений? Каждого человека ещё в большой степени волнуют проблемы морально-нравственного характера. Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость? Можно ли провести чёткую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берётся зло в человеческих поступках и мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человеческого общества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?
|
Можно было бы назвать много наиболее серьёзных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым даёт определённое решение философия. Но этими проблемами занимается не только философы. Ещё задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. А вы знаете из курса «обществознание», что «мифология» и «религия» - это формы мировоззрения. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими хотя у философии свой, специфический подход к решению данных проблем. Как же философия соотносится с мировоззрением? Мировоззрение – это совокупность (целостная система) взглядов человека на мир, своё место в мире, свой внутренний мир.
Выделяют следующие уровни мировоззрения – теоретический, связанный с осмыслением мира, и практический, связанный с поступками деятельностью в целом.
Также выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифология (от греч. mythos – сказание, предание) – древнейшая форма мировоззрения, основанная на эмоционально - образном и фантастическом отношении к миру. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. Люди объясняли происходящее при помощи фантастических предположений. Очеловечивание природы являлось основным способом такого, объяснения, человек и природа воспринимались как единое целое.
Религия (от лат. religio – благочестие, святость) - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное. Религия формировалась внутри мифологии, постепенно сменяя её.
Мифология объясняет происходящее при помощи образов и символов, опираясь на эмоции и чувства, религия, опираясь на сверхъестественное, философия же объясняя происходящее, опирается на разум, прежде всего на логику и доказательность. Так как философия является самым поздним и наиболее развитым мировоззренческим типом, то это позволяет назвать её высшей формой мировоззрения.