Основной вопрос философии.




Одним из важных для понимания развития философского знания является вопрос, традиционно называемый «основным вопросом философии». Основной вопрос сформулировал немецкий мыслитель Ф. Энгельс, он писал: «Великий основной вопрос, всей в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношениимышления к бытию». Этот вопрос считается основным, потому что проблема соотношения мышления к бытию ставит перед каждым философом два принципиальных вопроса: 1. Что является первичным бытие или мышление? 2. Познаваем ли мир? Ответы на эти вопросы позволяют правильно оценить место, занимаемое в историко-философском процессе и способы решения всех других философских вопросов. Прежде чем разобраться с основным вопросом философии, необходимо выяснить какие предметы и явления называются материальными, а какие идеальными или духовными.

Те предметы и явления, которые существуют объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него называются материальными.

То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства, переживания и т.д.) называется идеальным или духовным.

I. Что является первичным бытие или мышление?

Философы в зависимости от ответа на этот вопрос разделились на материалистов и идеалистов.

Материалисты – это те, ктосчитает, что материя первична. С их точки зрения материя вечна, её никто и никогда не создавал никаких сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует. Материалистами были Демокрит, Гераклит, К.Маркс, Ф. Энгельс.

Идеалисты – это те, кто считает «дух», «сознание» первичным. В вопросе о том, какое сознание сотворило мир, мнение идеалистов разделилось:

· объективные идеалисты - считают, что первоосновой мира, его творцом является некое объективное, то есть существующее независимо от человека сознание, например, Платон, считал – «мир идей», Г. Гегель – абсолютная идея. Тот кто видел фильм «Матрица» (1999, режиссёры братья Вачовски), достаточно легко может понять концепцию объективного идеализма;

· субъективные идеалисты считают, что мир создаётся сознанием отдельного субъекта (человека). Например, Беркли, Мах, Авенариус, считали, что первичным выступает субъект «Я». Объективный мир ставится в зависимость от внутреннего «Я» человека, он есть не, что иное, как порождение субъективных познавательных возможностей человека, ощущений, восприятий. Известный английский философ Джордж Беркли считал, что все качества вещей и сами вещи представляют человеческие ощущения: «вещь есть комбинация ощущений». Беркли также считал, что окружающие предметы не существуют независимо от человека – они существуют только тогда, когда воспринимаются «существовать – значит быть воспринимаемым». Для понимания идей субъективных идеалистов можно прочитать пьесу П. Кальдерона «Жизнь есть сон» (1636).

II. Познаваем ли мир?

В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют две философские позиции – пессимистическую и оптимистическую.

Пессимистическая позиция находит отражение в скептицизме и агностицизме.

Скептики это те, кто сомневается в возможности познания мира, так как об одной и той же вещи можно высказать разные суждения. Например, древнегреческие учёные: Пиррон, Энесидем, Агриппа, считают, что наши суждения о вещах зависят от множества фактов – индивидуальных различий, влияния телесного и душевного состояния человека, расстояния до предмета и.т.п. Поэтому согласно их точки зрения, следует удерживаться от ответа на вопрос из чего, состоят вещи.

Агностики это те, кто отрицают возможность познания мира. Агностиками были Д. Юм, И. Кант.

Оптимистическая позиция. Большая часть мыслителей настроена оптимистично и считает, что мир познать можно. Однако и здесь не существует единства по поводу того, чему принадлежит решающая роль в процессе познании – чувствам, разуму или опыту.

Сенсуалисты полагают, что основным источником познания являются чувства, эмпирики – опыт, а рационалисты – разум.

В интерпретации основного вопроса философии рассмотрим понятия «монизм» и «дуализм».

Монизмпоследовательное признание первичности какого-либо одного начала или духа или материи. То есть о последовательных материалистах и последовательных идеалистах можно сказать, что они обладают монистическим мировоззрением.

Дуализм – признание первичности двух начал одновременно и духа и материи. Это не самостоятельное направление в философии, а просто непоследовательное решение основного вопроса философии.

Данные определения даны применительно к основному вопросу философии.

8. Современные вопросы.

Не все философы соглашаются с Ф. Энгельсом. По мнению многих современных философов, основным является вопрос о справедливом обществе, о ценностях человека или его предназначении. Так, французский философ Альбер Камю писал: «Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно».

Для вопроса Камю тоже есть свои основания, хотя ответ интуитивно очевиден: «стоит» (к этому заключению приходит и сам философ). Но как прожить эту жизнь?

Таким образом, философские проблемы многообразны – единственной общей их особенностью является то, что развёрнутые ответы на них не способна дать ни одна из наук, кроме самой философии. Выбор основной проблемы – личное дело каждого мыслящего человека. Философия предполагает, что в поисках сути каждый должен руководствоваться собственным умом, а книги и высказывания известных философов – лишь средства формирования собственного мнения, а не набор истин на все случаи жизни.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

 

· агностики - это те, кто отрицают возможность познания мира;

· аксиология – учение о ценностях;

· гносеология – теория познания;

· дуализм признание первичности двух начал одновременно и духа и материи;

· идеалисты – это те, кто считает «дух», «сознание» первичным;

· идеальным или духовным называется то, что существует в сознании

человека, составляет область его психической деятельности

(мысли, чувства, переживания и т. д.);

· история философии – учение о развитии философского знания;

· логика – наука о законах мышления;

· материалисты – это те, ктосчитает, что материя первична. С их точки зрения материя вечна никаких сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует.

· материальными называются те предметы и явления, которые существуют объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него;

· методология – учение о методах и путях научного познания;

· мировоззрение это совокупность (целостная система) взглядов человека на мир, своё место в мире, свой внутренний мир

· монизм – последовательное признание первичности какого-либо одного начала или духа или матери

· онтология – учение о бытии;

· рационализм – это направление в теории познания, согласно которому разум является основным источником познания;

· сенсуализм – это направление в теории познания, согласно которому основным источником познания являются чувства;

· скептики это те, кто сомневается в возможности познания мира;

· социальная философия – учение о законах развития общества;

· философия это знание о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания, бытия человека;

· философская антропология – учение о человеке;

· эмпиризм – это направление в теории познания, согласно которому основным источником познания является опыт;

· эстетика – наука о красоте;

· этика – наука о морали.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. 1. Вольф Р.П. О философии: Учебник/Пер. с англ. Под ред. В.А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. – М.:Аспект Пресс, 1996 – 415 с. – (Программа «Высшее образование»);

2. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 439 с.;

3. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. И послесл. С.Н. Зенкина – М.; Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с. (серия «Gaiiicinium»);

4. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ./ Общ. ред., послесл. И примеч. А.Ф. Грязнова, - М.: Республика, 2000. – 315 с.;

5. Джентиле Дж. Введение в философию / Пер. с итал., вступ. Статья, коммент., указатель А.Л. Зорина. - СПб..: Алетейя, 2000 г. – 470 с.;

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся ст. классов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990;

7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

8. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164. стр.14-17;

9. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр. 22-25;

10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

11. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: