Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.




 

Становление философии из мифологии позволяет определить её как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает разум. Но эти два слова не тождественны. Все люди относятся к виду Homo sapiens, и в этом смысле все разумны. Но не каждого можно назвать рационально мыслящим человеком. По степени рациональности люди делятся так же, как по расовым, национальным, половым и возрастным признакам.

Что входит в рациональность? Рациональность можно выразить следующей формулой: Р = П + Л + Д,

где Р – рациональность;

П – понятийность;

Л – логичность;

Д – дискурсивность.

Определим составные части рациональности. Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, то есть слов и терминов.

Значение понятий в философии столь велико, что выдающийся представитель немецкой классической философии XIX века Георг Гегель определил философию как «познание посредством понятий». Понятие, по Гегелю, обладает свойством саморазвития, и именно с саморазвития понятий начинается философия.

Второй составной частью рациональности является логичность, то есть мышление в соответствии с законами формальной логики. Хочется обратить ваше внимание о том, что речь идет о формальной логике, а не о какой-то другой. Требование логичности можно проиллюстрировать на таком примере.

Рассмотрим умозаключение, состоящее из двух исходных утверждений-посылок и одного вывода.

1. Все люди должны отвечать за свои поступки.

2. Годовалый ребенок – это человек.

3. Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки.

Ложный вывод из двух верных посылок следует из-за логической ошибки, а именно потому, что понятие «человек» используется в разных значениях: в первом случае под человеком понимается сознательно правовое существо, а во втором – представитель вида Homo sapiens. Такое использование понятий в разных значениях противоречит первому закону логики – закону тождества.

Третья составная часть рациональности – дискурсивность. Дискурсия характеризует способность человека обосновывать выделяемые суждения. Предположим, вы говорите, что вам нравится какой какой-то человек. Если вы можете объяснить, за что именно он нравится – умный, добрый, веселый и т.д.

 

Предмет и определение философии.

Философия – это древнейшая форма человеческого знания. Она возникла в VII-VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Греции и стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но сформировалась она в культуре греческой. Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), в русском языке ему соответствует слово «любомудрие». Слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор в VI веке до н.э. Он так называл людей стремящихся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Символом философии считается сова и поэтому древние греки изображали богиню мудрости Афину с совой, сидящей на плече и древние римляне таким же образом изображали богиню Минерву.

Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении, чем сейчас. Под ним понималось всё знание, накопленное человечеством к тому времени: зачатки наук, практические наблюдения и выводы, жизненный опыт, а также раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Сейчас понятие «философия» употребляется в более узком значении. Философия – это знание о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания, бытия человека.

Философия представляет собой особый вид духовной деятельности, она не является наукой в том смысле в каком мы считаем наукой физику, химию, историю… Каждая наука изучает мир не в целом, а лишь определённый его фрагмент, определённую область.

Особенности философии:

1. высокая степень обобщённости: философия изучает мир в целом, самые общие законы существования и развития, почти не интересуясь конкретикой;

2. двойственность: философия включает не только строгое научное знание, но и художественные метафоры, символы. Иначе говоря, наука мыслит чёткими понятиями, искусство образами, а философия – концептами, где понятие и образ слиты воедино.

Таким образом, философия имеет черты, сближающие её с другими науками (например, чёткая структура, логичность, доказательность), так и, отличающие её от них (двойственность и обобщённость).

Структура философии.

 

Философия имеет свои чёткие разделы. Основные из них:

· онтология – учение о бытии;

· методология – учение о методах и путях научного познания;

· гносеология – теория познания;

· аксиология – учение о ценностях;

· история философии – учение о развитии философского знания;

· философская антропология – учение о человеке;

· социальная философия – учение о законах развития общества.

Существуют три относительно самостоятельные философские науки:

· этика – наука о морали;

· эстетика – наука о красоте;

· логика – наука о законах мышления.

Кроме того, философия как предельно обобщённая наука может рассматривать различные сферы жизни, явления, чувства и т.д., пытаясь показать их самые существенные черты. Здесь число философских дисциплин может быть бесконечным, например философия культуры, философия науки, философия техники, философия экономики, философия политики, философия любви.

 

6. Основные функции философии.

 

· мировоззренческая – служит теоретическим основанием мировоззрения, то есть предлагает человеку целостную и широкую картину мира;

· гуманистическая – рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;

· аксиологическая – даёт оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);

· общекультурная – знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека;

· методологическая – вырабатывает общие принципы и способы теоретического и и практического освоения действительности;

· прогностическая – предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений;

· интегрирующая – систематизирует и обобщает данные всех наук;

· критическая – подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, формирует свободное недогматическое мышление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: