Становление философии из мифологии позволяет определить её как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает разум. Но эти два слова не тождественны. Все люди относятся к виду Homo sapiens, и в этом смысле все разумны. Но не каждого можно назвать рационально мыслящим человеком. По степени рациональности люди делятся так же, как по расовым, национальным, половым и возрастным признакам.
Что входит в рациональность? Рациональность можно выразить следующей формулой: Р = П + Л + Д,
где Р – рациональность;
П – понятийность;
Л – логичность;
Д – дискурсивность.
Определим составные части рациональности. Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, то есть слов и терминов.
Значение понятий в философии столь велико, что выдающийся представитель немецкой классической философии XIX века Георг Гегель определил философию как «познание посредством понятий». Понятие, по Гегелю, обладает свойством саморазвития, и именно с саморазвития понятий начинается философия.
Второй составной частью рациональности является логичность, то есть мышление в соответствии с законами формальной логики. Хочется обратить ваше внимание о том, что речь идет о формальной логике, а не о какой-то другой. Требование логичности можно проиллюстрировать на таком примере.
Рассмотрим умозаключение, состоящее из двух исходных утверждений-посылок и одного вывода.
1. Все люди должны отвечать за свои поступки.
2. Годовалый ребенок – это человек.
3. Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки.
Ложный вывод из двух верных посылок следует из-за логической ошибки, а именно потому, что понятие «человек» используется в разных значениях: в первом случае под человеком понимается сознательно правовое существо, а во втором – представитель вида Homo sapiens. Такое использование понятий в разных значениях противоречит первому закону логики – закону тождества.
|
Третья составная часть рациональности – дискурсивность. Дискурсия характеризует способность человека обосновывать выделяемые суждения. Предположим, вы говорите, что вам нравится какой какой-то человек. Если вы можете объяснить, за что именно он нравится – умный, добрый, веселый и т.д.
Предмет и определение философии.
Философия – это древнейшая форма человеческого знания. Она возникла в VII-VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Греции и стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но сформировалась она в культуре греческой. Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), в русском языке ему соответствует слово «любомудрие». Слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор в VI веке до н.э. Он так называл людей стремящихся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Символом философии считается сова и поэтому древние греки изображали богиню мудрости Афину с совой, сидящей на плече и древние римляне таким же образом изображали богиню Минерву.
Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении, чем сейчас. Под ним понималось всё знание, накопленное человечеством к тому времени: зачатки наук, практические наблюдения и выводы, жизненный опыт, а также раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Сейчас понятие «философия» употребляется в более узком значении. Философия – это знание о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания, бытия человека.
|
Философия представляет собой особый вид духовной деятельности, она не является наукой в том смысле в каком мы считаем наукой физику, химию, историю… Каждая наука изучает мир не в целом, а лишь определённый его фрагмент, определённую область.
Особенности философии:
1. высокая степень обобщённости: философия изучает мир в целом, самые общие законы существования и развития, почти не интересуясь конкретикой;
2. двойственность: философия включает не только строгое научное знание, но и художественные метафоры, символы. Иначе говоря, наука мыслит чёткими понятиями, искусство образами, а философия – концептами, где понятие и образ слиты воедино.
Таким образом, философия имеет черты, сближающие её с другими науками (например, чёткая структура, логичность, доказательность), так и, отличающие её от них (двойственность и обобщённость).
Структура философии.
Философия имеет свои чёткие разделы. Основные из них:
· онтология – учение о бытии;
· методология – учение о методах и путях научного познания;
· гносеология – теория познания;
· аксиология – учение о ценностях;
· история философии – учение о развитии философского знания;
· философская антропология – учение о человеке;
|
· социальная философия – учение о законах развития общества.
Существуют три относительно самостоятельные философские науки:
· этика – наука о морали;
· эстетика – наука о красоте;
· логика – наука о законах мышления.
Кроме того, философия как предельно обобщённая наука может рассматривать различные сферы жизни, явления, чувства и т.д., пытаясь показать их самые существенные черты. Здесь число философских дисциплин может быть бесконечным, например философия культуры, философия науки, философия техники, философия экономики, философия политики, философия любви.
6. Основные функции философии.
· мировоззренческая – служит теоретическим основанием мировоззрения, то есть предлагает человеку целостную и широкую картину мира;
· гуманистическая – рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;
· аксиологическая – даёт оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);
· общекультурная – знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека;
· методологическая – вырабатывает общие принципы и способы теоретического и и практического освоения действительности;
· прогностическая – предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений;
· интегрирующая – систематизирует и обобщает данные всех наук;
· критическая – подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, формирует свободное недогматическое мышление.