Методические рекомендации по выполнению заданий на производственной практике
МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Тема 2.3 Методика развития словаря
Задание № 1. Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности – игр по
Словарной работе.
Рекомендации по оформлению фотозаписи игры:
-Название игры
-Цель
-Программное содержание
-Материал
-Организация
-Ход
Таблица для оформления фотозаписи игры
Этапы | Время | Взаимодействие педагога с детьми | Приемы, примечание | |
воспитатель | дети | |||
1.Организационный | ||||
2.Мотивационно-побудительный | ||||
3.Сообщение названия, цели, игровых задач игры | ||||
4.Обяснение содержания, правил игры, показ игровых действий | ||||
5.Руководство игрой - роль педагога в игре, приемы словарной работы, указания к выполнению игровых действий, оценка речевых высказываний | ||||
6.Подведение итогов игры – от цели и задач, использование приемов рефлексии |
Вопросы для анализа:
1.Прием привлечения детей к игре, его целесообразность
2.Определение цели и программных задач игры, их конкретность и реализация в ходе игры
3.Сообщение название игры, понятность формулировки для детей игровой задачи.
4.Конкретность изложения содержания, четкость объяснения правил игры, пример игровых действий, ответов детей
5.Вариативность приемов контролирования за взаимоотношениями детей в игре, речевыми высказываниями, обогащением активного словаря
6.Использования объективной оценки результатов игры, приемов рефлексии и ситуации успешности для детей
Задания №2 Выявление сформированности лексической стороны речи
|
Цель: определить содержание количественного и качественного словаря
Дошкольников
Задача: выявить умения-
1) называть слова, обозначающие предмет и его части (в соответствии с взятой темой) и отвечающие на вопросы Кто это? Что это? – имена существительные;
2) назвать слова, обозначающие признаки, качества предмета, его части, отвечающие на вопросы Какой? Какая? (пушистый, круглый, красивая и т.д.) – имена прилагательные;
3) называть глаголы, обозначающие движение, состояние предметов, отвечающие на вопросы Что делает? Что можно с ним делать?;
4) употреблять обобщающие слова Как одним словом их назвать?
(одежда, игрушки и т.д.);
5) понимать противоположные значения слов связанных с выбранными предметами Какой? А наоборот?( большой – маленький, громко – тихо и т.д.- подобрать 5 пар).
Содержание:
- Выбрать лексическую тему («Игрушки», «Посуда»-мл.гр., «Одежда», «Обувь»-ср.гр.,
«Транспорт», «Головные уборы»-ст.гр., «Мебель», «Инструменты»-подг.гр.
-Подобрать 2,3 предмета или картинки в соответствии с темой
-Пригласить к общению одного ребенка
-Ответы ребенка оформить в таблицу-(+наличие,--отсутствие, другое обозначение записать)
-Сделать вывод об уровне владения ребенком лексической стороной речи по конкретной
лексической теме: 1уровень-100%(все предметы и части обозначил словами),
2уровень-70-80% слов
3уровень-30-40% слов
Таблица результатов диагностики лексического запаса ребенка
Имя, возраст ребенка | Лексическая тема | |||||
существительные | глаголы | прилагательные | обобщающие слова | проценты | выводы | |
Предмет | ||||||
Части предмета | ||||||
Противоположности |
Задание № 3. Наблюдение и анализ проведения НОД по словарной работе.
|
Рекомендации по оформлению фотозаписи НОД:
-Название и вид НОД
-Цель
-Программное содержание
-Материал
-Организация
-Ход
Схема фотозаписи занятия:
Содержание этапов | Критерии | + | - |
1.Вводно- организационный: -дидактическая и техническая оснащенность -подготовка педагога к НОД -приемы организации детей на НОД | -наличие и разнообразие материалов, оборудования; -удобство их размещения; -соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям; -соответствие возрасту и интересам детей. -наличие конспекта; -соответствие образовательных, развивающих и воспитательных задач теме, возрасту и уровню развития детей; -психологический настрой на деятельность через игровые приемы (персонаж, письмо, картинка, слайд, приглашение.) -создание атмосферы заинтересованности через познавательную ситуацию (вопросы, обсуждение, проигрывание ситуации, поиск, предположения...) | ||
2.Мотивационно-побудительный: -создание проблемной ситуации (противоречия, затруднения, столкновения, недоумения, неумения, невозможность, ограниченность) -постановка перед детьми цели познавательной и речевой деятельности -мотивация поставленной цели | -формулировка проблемы: -от имени героя (надо ему что-то сделать, но не знает как..); -от имени других детей -младших, старших, знакомых, соседей, друзей-(хотят что-то узнать, а не знают где, как.). -что будут делать, -чем будут заниматься; -зачем это будут делать, -для кого, с какой целью; | ||
3.Основной: -А)информационно- аналитический (актуализация знаний, анализ визуальной и текстовой информации) -Б)практический (практическое решение проблемной ситуации, исполнительские действия) | -рассматривание предметов, картин; -введение новых слов, объяснение их этимологии; -уточнение и активизация словаря; -чтение литературной информации о предметах; -организация общения но поводу проблемной ситуации; -повтор, проговаривание слов; -внесение познавательного материала, показ «обычных» предметов в необычном ракурсе; -вопросы, их точность, разнообразие формулировок; -схемы, символы | ||
4.Результативный-рефлексивно-оценочный: -подведение итогов -оценка результатов -деятельности детей | -стимулирующая оценка речевых и коммуникативных умений -аргументированная оценка -самооценка -вариативность приемов оценивания | ||
5.Рефлексивно- побудительный: -настрой на продолжение познавательной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности | -предложение педагога рассказать родным, друзьям -предложение создать что-то по теме |
Вопросы для анализа НОД:
|
1.Соответствие содержания этапов НОД основным критериям:
2.Грамотность формулировки программных задач, их реализация в ходе НОД
3.Речевая активность и интерес детей в ходе всех этапов
4.Форма организации детей, ее соответствие типу НОД, этапу обучения, деятельности детей при выполнении заданий
5.Деятельность педагога: эмоциональность, умелое руководство мыслью детей, направление ее в нужное русло, умение поддержать и направить интерес к содержанию НОД; интерес к речи детей, оценка речевой деятельности детей.
6.Речь детей: активность, правильность, соответствие нормам.
7.Выводы, предложения по усовершенствованию приемов организации и проведения НОД