Компиляционные материалы




ОТРЯДНОЕ ДЕЛО

 

Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.

Для чего проводится отрядное дело:

· создание устойчивых межличностных отношений;

· проявление личностных позиций каждого члена отряда;

· достижение общих целей;

· организация досуга ребят;

· реализация потребности быть нужным в отряде;

· развитие различных навыков, способностей;

· формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);

· сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);

· переход от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.

К основным компонентам дела относятся:

· Участники. Кто из детей отряда какую позицию выберет: организатор, активный участник, зритель-наблюдатель? К какой группе он присоединится – сам или по воле жребия? Как он будет «подбрасывать» свои идеи и подхватывать и реализовывать идеи других?

· Организаторы. На первых порах это взрослые – отрядные воспитатели, чуть позже они передают «бразды правления» отрядному самоуправлению – командиру, представителям общелагерного совета, творческой группе. Организатором дела может выступить и один ребёнок, много знающий, много умеющий и желающий сделать доброе дело для других.

· Время. Когда происходит само дело? Это может быть экспромт, развивающийся «здесь и сейчас» или дело с предварительной подготовкой. Оно может быть ограничено по времени (полтора часа), а может длиться, к примеру, несколько дней или даже целую смену.

· Деятельность. Разрабатывая отрядное дело, педагог должен помнить: чем разнообразнее виды деятельности, тем дело будет интереснее для детей, они не любят долго заниматься все вместе чем-то одним.

· Место. Понятно, что у отрядного воспитателя излюбленным чаще всего является отрядное место, однако, как и в случае с деятельностью, оно тоже может наскучить, и надо иметь в запасе и полянку в лесу или на пляже, и костровое место, и спортивную площадку. Место тоже влияет на качество и результат дела, на эмоциональное состояние его участников.

· Содержание. Это то, что обсуждается, используется в качестве примера, на что ссылаются участники, приводя аргументы, и что вырабатывается в ходе совместной деятельности: общечеловеческие духовные ценности, наука, мораль, искусство, овеществлённые в конкретных образах, в художественных произведениях, картинах, книгах, музыке, предметах быта, техники. Это и жизненный опыт конкретных людей, как исторических и художественных персонажей, так и самих организаторов и участников дела.

· Результат дела. Это могут быть эмоциональная удовлетворённость участников как самим процессом дела, так и его результатом: принесли пользу кому-то, выиграли, победили, преодолели препятствие; получили или проверили новые знания и умения, нашли ответ или обменялись информацией; достигли взаимопонимания в процессе общения, приняли совместное решение; создали общественно значимый продукт, проявили заботу и совершили полезное дело для других.

Отрядные дела могут быть значимыми составляющими общелагерных событий: тематических дней, праздников, акций, шоу-программ.

Содержание дел, а значит, и виды деятельности, в которых могут проявить себя и добиться успеха его участники, может быть:

· интеллектуально-познавательным,

· информационно-коммуникативным,

· художественно-творческим,

· физкультурно-оздоровительным,

· ценностно-ориентированным,

· трудовым, социальным,

· лидерско-организаторским,

· досугово-развлекательным.

Видовое разнообразие отрядных мероприятий:

· прогулки и экскурсии;

· индивидуальные и коллективные беседы;

· подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;

· работа по программе отряда;

· «огоньки» (вечерние сборы).

По направленности отрядные дела подразделяются на:

· экологические («Поход», «Экологическая тропа»);

· спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);

· познавательные («Спрут», «Пожар»);

· художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);

· трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);

· экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);

· патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);

· общественно-политические («Отрядные выборы»).

По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:

· тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);

· игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);

· деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);

· тренинговые и тестовые программы;

· конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);

· коллективные творческие дела;

· «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).

По способу подготовки:

· мероприятие проводится вожатым;

· мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);

· ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.

При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:

¾ возрастные особенности ребят;

¾ социальные особенности;

¾ интересы ребят;

¾ уровень сложившихся взаимоотношений;

¾ психологическое и физическое состояние отряда.

 

Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:

1. Подготовка и настрой:

¾ выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;

¾ определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;

¾ разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;

¾ оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);

¾ объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);

¾ подумать о музыкальном сопровождении;

¾ костюмы ведущих, участников;

¾ при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.

2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):

¾ эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;

¾ чередование видов деятельности;

¾ интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)

¾ владеть вниманием публики (игры с залом);

¾ использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);

¾ занятость, по возможности, всех детей.

3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).

 

Методика разработки плана наиболее распространенных творческих мероприятий

Творческий конкурс

В жизни загородного лагеря творческий конкурс (соревнование в каком-либо виде деятельности) – одна из самых распространенных и популярных форм работы.

При организации творческого конкурса всегда необходимо помнить о восьми главных компонентах успеха:

¾ интересные задания (должны быть одинаковыми по направленности и сложности);

¾ красивое оформление (должно привлекать внимание);

¾ музыкальное сопровождение (желательно);

¾ находчивость ведущего;

¾ компетентность жюри;

¾ заинтересованность зрителей (игры с залом);

¾ подготовленность команд;

¾ призы, грамоты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: