ОТРЯДНОЕ ДЕЛО
Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.
Для чего проводится отрядное дело:
· создание устойчивых межличностных отношений;
· проявление личностных позиций каждого члена отряда;
· достижение общих целей;
· организация досуга ребят;
· реализация потребности быть нужным в отряде;
· развитие различных навыков, способностей;
· формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);
· сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);
· переход от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.
К основным компонентам дела относятся:
· Участники. Кто из детей отряда какую позицию выберет: организатор, активный участник, зритель-наблюдатель? К какой группе он присоединится – сам или по воле жребия? Как он будет «подбрасывать» свои идеи и подхватывать и реализовывать идеи других?
· Организаторы. На первых порах это взрослые – отрядные воспитатели, чуть позже они передают «бразды правления» отрядному самоуправлению – командиру, представителям общелагерного совета, творческой группе. Организатором дела может выступить и один ребёнок, много знающий, много умеющий и желающий сделать доброе дело для других.
· Время. Когда происходит само дело? Это может быть экспромт, развивающийся «здесь и сейчас» или дело с предварительной подготовкой. Оно может быть ограничено по времени (полтора часа), а может длиться, к примеру, несколько дней или даже целую смену.
|
· Деятельность. Разрабатывая отрядное дело, педагог должен помнить: чем разнообразнее виды деятельности, тем дело будет интереснее для детей, они не любят долго заниматься все вместе чем-то одним.
· Место. Понятно, что у отрядного воспитателя излюбленным чаще всего является отрядное место, однако, как и в случае с деятельностью, оно тоже может наскучить, и надо иметь в запасе и полянку в лесу или на пляже, и костровое место, и спортивную площадку. Место тоже влияет на качество и результат дела, на эмоциональное состояние его участников.
· Содержание. Это то, что обсуждается, используется в качестве примера, на что ссылаются участники, приводя аргументы, и что вырабатывается в ходе совместной деятельности: общечеловеческие духовные ценности, наука, мораль, искусство, овеществлённые в конкретных образах, в художественных произведениях, картинах, книгах, музыке, предметах быта, техники. Это и жизненный опыт конкретных людей, как исторических и художественных персонажей, так и самих организаторов и участников дела.
· Результат дела. Это могут быть эмоциональная удовлетворённость участников как самим процессом дела, так и его результатом: принесли пользу кому-то, выиграли, победили, преодолели препятствие; получили или проверили новые знания и умения, нашли ответ или обменялись информацией; достигли взаимопонимания в процессе общения, приняли совместное решение; создали общественно значимый продукт, проявили заботу и совершили полезное дело для других.
|
Отрядные дела могут быть значимыми составляющими общелагерных событий: тематических дней, праздников, акций, шоу-программ.
Содержание дел, а значит, и виды деятельности, в которых могут проявить себя и добиться успеха его участники, может быть:
· интеллектуально-познавательным,
· информационно-коммуникативным,
· художественно-творческим,
· физкультурно-оздоровительным,
· ценностно-ориентированным,
· трудовым, социальным,
· лидерско-организаторским,
· досугово-развлекательным.
Видовое разнообразие отрядных мероприятий:
· прогулки и экскурсии;
· индивидуальные и коллективные беседы;
· подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;
· работа по программе отряда;
· «огоньки» (вечерние сборы).
По направленности отрядные дела подразделяются на:
· экологические («Поход», «Экологическая тропа»);
· спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);
· познавательные («Спрут», «Пожар»);
· художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);
· трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);
· экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);
· патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);
· общественно-политические («Отрядные выборы»).
По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:
· тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);
· игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);
· деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);
· тренинговые и тестовые программы;
· конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);
|
· коллективные творческие дела;
· «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).
По способу подготовки:
· мероприятие проводится вожатым;
· мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);
· ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.
При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:
¾ возрастные особенности ребят;
¾ социальные особенности;
¾ интересы ребят;
¾ уровень сложившихся взаимоотношений;
¾ психологическое и физическое состояние отряда.
Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:
1. Подготовка и настрой:
¾ выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;
¾ определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;
¾ разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;
¾ оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);
¾ объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);
¾ подумать о музыкальном сопровождении;
¾ костюмы ведущих, участников;
¾ при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.
2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):
¾ эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;
¾ чередование видов деятельности;
¾ интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)
¾ владеть вниманием публики (игры с залом);
¾ использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);
¾ занятость, по возможности, всех детей.
3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).
Методика разработки плана наиболее распространенных творческих мероприятий
Творческий конкурс
В жизни загородного лагеря творческий конкурс (соревнование в каком-либо виде деятельности) – одна из самых распространенных и популярных форм работы.
При организации творческого конкурса всегда необходимо помнить о восьми главных компонентах успеха:
¾ интересные задания (должны быть одинаковыми по направленности и сложности);
¾ красивое оформление (должно привлекать внимание);
¾ музыкальное сопровождение (желательно);
¾ находчивость ведущего;
¾ компетентность жюри;
¾ заинтересованность зрителей (игры с залом);
¾ подготовленность команд;
¾ призы, грамоты.