Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Юридический факультет
Программа дисциплины
«Конституционное правосудие в Российской Федерации»
(обязательная дисциплина, спецкурс)
для направления 030900.62 «Юриспруденция»
подготовки бакалавра
Автор: д. ю. н, профессор, заслуженный юрист РФ Кряжков В.А.
Утверждена решением Ученого совета
Юридического факультета МГУ
от _______________________________
Протокол № ________
Москва, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Тематический план дисциплины
5. Содержание дисциплины
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7. Тематика курсовых работ по дисциплине
8. Перечень вопросов к зачету по дисциплине
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая цель освоения дисциплины «Конституционное правосудие в Российской Федерации» – получение углублённых знаний и навыков в области правового регулирования организации судебного конституционного контроля, а также деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, необходимых для успешной профессиональной работы и для продолжения обучения в магистратуре.
Конкретные цели освоения дисциплины:
1. Формирование системы знаний, позволяющих сознавать значение судебного конституционного контроля в правовом государстве.
2. Создание основы:
- для реализации решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и других видах профессиональной деятельности бакалавра;
- для приведения в действие механизма конституционного правосудия как правового инструмента защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения, соответственно, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации – на всей территории Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации – на его территории.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ(ООП)
Дисциплина «Конституционное правосудие в Российской Федерации» относится к обязательной дисциплине профессионального цикла ООП.
Для её изучения необходимо освоение содержания дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданский процесс».
Студент должен
знать:
- в чём специфика такого источника права как конституция, в том числе особенности содержания и юридические свойства Конституции Российской Федерации;
- что представляют собой охрана и защита конституции;
- какое место в российской судебной системе занимают Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
- принципы и основополагающие правила судебного процесса;
уметь:
- анализировать нормативные правовые акты, судебные акты и прочую правовую информацию;
- принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами;
владеть навыками:
- поиска и систематизации правовой информации;
- подготовки обращения в суд.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Конституционное правосудие в Российской Федерации» обеспечивает формирование следующих компетенций:
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1. | ОК-1 | Обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
2. | ОК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод Презентации |
3. | ОК-3 | Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод. Мозговой штурм |
4. | ОК-4 | Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод Мозговой штурм. Презентации |
5. | ОК-6 | Уважительное отношение к праву и закону | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод. |
6. | ОК-7 | Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
7. | ОК-8 | Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
8. | ОК-9 | Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
9. | ПК-1 | Способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Мозговой штурм |
10. | ПК-2 | Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод Мозговой штурм. Презентации |
11. | ПК-3 | Способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
12. | ПК-4 | Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
13. | ПК-5 | Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Лекции, семинары, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
14. | ПК-6 | Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод |
15. | ПК-7 | Владение навыками подготовки юридических документов | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Кейс-метод |
16. | ПК-9 | Способность защищать права и свободы человека и гражданина | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Кейс-метод |
17. | ПК-14 | Готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Работа в малых группах |
18. | ПК-15 | Способность толковать различные правовые акты | Лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод Работа в малых группах |
19. | ПК-16 | Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Работа в малых группах |
20. | ПК-17 | Способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Лекции, семинары, самостоятельная работа. Анализ конкретных ситуаций. Кейс-метод Работа в малых группах. Мозговой штурм. Презентации |
Студент в результате освоения программы дисциплины должен
знать:
- историю возникновения судебного конституционного контроля, его современное состояния в мире и в России;
- содержание действующего законодательства об организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
- юридические свойства решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
- порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, требования, предъявляемые к данному обращению;
- этапы движения дела в Конституционном Суде Российской Федерации;
- основы юридического представительства в органах конституционного правосудия России;
- правила исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации;
уметь:
- работать с решениями и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, пользоваться ими для выполнения нормотворческих и правоприменительных задач, а также для целей защиты прав и свобод граждан и их объединений;
- определять наличие формальных и содержательных требований, предъявляемым к обращениям в Конституционный Суд Российской Федерации в конкретных ситуациях;
- давать юридические консультации по вопросам обращения в Конституционный Суд Российской Федерации;
владеть:
- специальным терминологическим аппаратом конституционного правосудия;
- навыком поиска, отбора и систематизации практики (решений и правовых позиций) Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по заданным вопросам;
- навыком составления судебных документов в рамках конституционного судопроизводства;
- навыком критического анализа, оценки и поиска путей совершенствования действующего законодательства об организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
ТЕМАТМИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ темы | Название темы | Аудиторные занятия | ||
Лекции | Семинары | |||
Теория и история судебного конституционного контроля | ||||
Общая конституционно-правовая характеристика Конституционного Суда РФ | ||||
Решения Конституционного Суда РФ | ||||
Общие правила производства в Конституционном Суде РФ | ||||
Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел | ||||
Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации | ||||
Итого | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ