Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и его отношение к учёбе.
Цели работы над методом проектов:
способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности. (слайд 4)
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Какие же учебные действия формируются у учащихся в процессе работы над проектом:
Аналитические: выдвижение идеи, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. (слайд 5)
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Поисковые: находить информацию по каталогам, в энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
(слайд 6)
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы такие виды проектов, как:
v творческие;
v исследовательские. (слайд 7)
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования, сообщения), имеющими какое-либо отношение к теме.
Предполагаемые результаты в процессе создания и реализации проекта:
Для ребенка:
v раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений;
v наличие условий для самоутверждения, самореализации.
Для учителя:
v использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурс;
v диагностика, стимулирование детей младшего школьного возраста к познанию;
v помощь в общении друг с другом;
v развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников;
v увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником.
Закончить своё выступление я хочу правилами, по которым нужно строить свою работу в проектной деятельности:
v Подходить творчески к любому проекту ученика.
v Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
v Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
v В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
v Тесно сотрудничать с родителями.
v При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Спасибо за внимание.