Председатель Всероссийского совета ветеранов профессионально-технического образования




Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги!

 

Я представляю Всероссийскую организацию ветеранов профессионально-технического образования, иот имени Президиума своей организации хочу внести на ваше рассмотрение ряд предложений по обсуждаемой повестке дня.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о проведении Года памяти и славы нами принят развернутый план мероприятий по сохранению исторической памяти в ознаменование 75-летия Великой Победы.

Хочу остановиться на теме, которая занимает особое место в наших юбилейных мероприятиях — это тема: «дети войны». К детям войны мы относим не тех детей, которые родились в военные годы, а тех, которые стояли у станков. Хотела бы обратить внимание участников Пленума на неоценимую роль системы трудовых резервов в военный период. В первые же дни войны Государственный комитет обороны принял решение о переключении учебно-производственной деятельности ремесленных, фабрично-заводских, железнодорожных училищ на выполнение военных заказов. Взрослые ушли на фронт, а им на смену в цеха заводов и фабрик пришли дети. Они, работая по 10-12 часов в сутки, выполняли фронтовые заказы, порой не выходя из мастерских, часто стоя на ящиках из под патронов, чтобы дотянуться до станка.

Легендарный вратарь Лев Иванович Яшин вспоминал, как мальчишкам давали курить папиросы, чтобы они от усталости не заснули на рабочем месте. Член нашего ветеранского совета Калгашкина Вера Владимировна 14- летней хрупкой девочкой, будучи учащейся Рязанского железнодорожного училища, встала кочегаром к топке паровоза, машинистом которого был 17 летний учащийся этого же училища. И такая юная паровозная бригада обеспечивала вывоз раненных с фронта в самом начале войны! И таких примеров можно привести тысячи.

Нет нужды приводить сейчас статистику, что для фронта и тыла сделано детскими руками: от танков и самолетов, боеприпасов; ремонта паровозов и вагонов; восстановления и прокладки железнодорожных путей и линий связи - до пошива одежды и сельскохозяйственных работ. Это был героический детский и юношеский труд. Эти мальчишки и девчонки «в черных ремесленных шинельках» (как назвал их писатель Николай Тихонов) сегодня достойны памятника. Тысячи молодых выпускников трудовых резервов были удостоены высоких правительственных наград. Более 700получили звание Героя Советского Союза.

Этот вклад детей и всей Государственной системы трудовых резервов в победу советского народа в Великой Отечественной войне неоценим.

Наши предложения.

Первое. Включить в План основных мероприятий Всероссийской организации ветеранов на 2020 мероприятия по теме: «Трудовые резервы — фронту!», отражающие историческую роль детского и юношеского труда по обеспечению фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Надо вспомнить этих мальчишек и девчонок, их мастеров-наставников, руководителей отрасли.

Второе. 2 октября 2020 года исполняется очень значимая для нас дата — 80-летие со дня создания в 1940 году государственной системы профтехобразования. Владимиром Владимировичем Путиным поддержано предложение наших ветеранов о праздновании этого юбилея в масштабе страны.

В связи с этим мы бы просили записать в решение Пленума о поддержке ветеранскими организациями мероприятий, посвященных этой дате, тем самым обозначить значимость подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для развития экономики страны. Надеемся, что эта поддержка окажет всемерное содействие педагогическим коллективам учебных заведений общего и профессионального образования в трудовом и нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения на боевых и трудовых традициях Отечества. Важно активно использовать в этой работе имеющиеся в регионах музеи профтехобразования. Так, Федеральный музей профессионального образования в Подольске, Московский, Санкт Петербургский, многие другие отраслевые музеи располагают богатейшими фондами по истории профессионального образования.

Хотели бы надеяться на проведение совместной юбилейной научно-практической конференции на базе Федерального музея профессионального образования в г. Подольске в октябре 2020 года. Там есть для этого соответствующие условия.

Третье. Наш ветеран Кязимов Карл Гасанович, академик, доктор педагогических наук, профессор, прошедший путь от директора профтехучилища до заместителя председателя Госпрофобра России написал книгу «Становление и развитие системы профтехобразования в России», в которой отражена периодика развития и становления профессионального образования от ремесленных и школ фабрично заводского ученичества (ФЗУ) до современных учреждений среднего профессионального образования. Надеемся на поддержку Всероссийской организации ветеранов в издании этой важной исторической книги

И последнее. Не могу не сказать, что когда-то мощная система профтехобразования переживает крайне сложное время. В лихие 90-е, когда реформаторы ельцинского призыва практически разрушили экономику страны, оставив разрушенные заводы и закрытые училища. На многие последующие годы утрачены традиции, исчезли училищные музеи, усекаются героические символы, на которых формируются гражданские, патриотические чувства. Чудовищный пример. Первым училищем, награжденными в 1941 году Знаменем Государственного Комитета обороны было ремесленное училище № 2 г. Мытищи Московской области. Новые молодые руководители этого колледжа убрали с фасада боевые ордена, исчез музей боевой и трудовой славы.

Восстановлению славной истории профессионального образования, и будут способствовать юбилейные проекты, акции, мероприятия. Хотели бы надеяться в этой работе на поддержку такой авторитетной и уважаемой в стране организации как Всероссийский организация ветеранов.

Благодарю за внимание.

 

Гром Николай Петрович



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: