Организационный момент.
2. Коррекционное упражнение: в беспорядке выставить на стол группы предметов одного цвета, имеющих разные оттенки (например, крокодил светло – зелёного цвета, тёмно – зелёный флакон из – под духов, книга с фисташковой обложкой и др.), предложить одному учащемуся выбрать все предметы синего цвета, следующему – зелёного, и т. д.
Затем игра проводится повторно, но учащиеся сравнивают эти же предметы с геометрическими фигурами, размещёнными на доске (флакон, книга имеют квадратную или прямоугольную форму; мяч, поднос – круглую, и т.д.)
3. Сообщение темы урока: - Будем строить дом, а потом его рисовать.
4. Демонстрация плоскостного изображения подъёмного крана (- Что это? Для чего нужен подъёмный кран? Какие дома строят с помощью такого крана? и т.д.).
Беседа о строительстве домов (сопровождается иллюстрациями): вспомнить, из чего строили свои домики Нуф- Нуф, Ниф- Ниф и Наф- Наф, лиса и заяц из сказки «Заячья избушка», звери из сказки «Зимовьё зверей», и т.д. В случае необходимости можно кратко напомнить содержание сказок. Обратить внимание на то, что труба каждого домика всегда выкладывается из кирпичей – коричневого цвета.
Плоскостной подъёмный кран можно сделать подвижным (стрелу закрепить шурупом на вертикальной конструкции, к стреле привязать суровую нитку).
5. Моделирование из геометрических фигур: предложить «построить» каждому ученику домик из предложенных фигур (каждому ребёнку даётся квадрат, треугольник, прямоугольник и круг).
В процессе работы уточняется, что домик можно построить из квадрата и треугольника или же из прямоугольника и треугольника; получается одноэтажный дом без трубы – труба обрывается пальцами из полосок, раздаваемых учителем. Здесь же называется цвет каждой фигуры.
|
Физминутка:
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка к дому побежал,
Поскакал и заинька.
6. Обобщение практических знаний (данный этап проводится при наличии подвижной модели крана): детям предлагается помочь построить учителю такой же домик при помощи подъёмного крана – учитель цепляет на крючок квадрат, затем треугольник, затем обрывает полоску для трубы – всё закрепляется магнитами на доске. Учащиеся, по желанию, могут повторить все эти действия, выбирая в качестве основной части дома квадрат или прямоугольник.
Проведение данного этапа позволяет сэкономить время на проведении физминутки.
7. Показ рисования одноэтажного домика учителем: в центре демонстрационного листа гуашью рисуется прямоугольная форма синего цвета, затем крыша красного цвета с коричневой трубой. Уточняется, что под домиком нужно нарисовать траву – это лето; затем спрашивается, что можно нарисовать ещё – если рисуем лето, значит, на небе светит солнышко – учитель рисует над домиком солнце, предварительно уточнив его цвет; затем говорит, что хочет изобразить ещё домик, тоже одноэтажный, но уже голубого цвета, показывает, как можно размыть синий цвет, чтобы получить голубой, а также красный для рисования крыши, чтобы получить розовый цвет.
В зависимости от замысла, рисует один домик больше другого, мотивируя это тем, что один домик находится ближе к нам, а другой дальше.
Далее предлагается подумать, что можно нарисовать ещё (- Можем нарисовать деревья овальной формы возле каждого домика. Возле большого домика они большие. А деревья у маленького домика больше или меньше? Почему?).
|
8. Упражнения для рук (пальчиковая гимнастика):
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
9. Практическая работа учащихся: помощь учителя всем детям, при выборе места для рисования домиков, индивидуальная помощь и др.
Физминутка.
11. Привлечение учащихся к оценке работ:- Какие домики вам понравились? Почему? В каком домике вам хотелось бы жить? Почему? и т.д.
Подведение итогов урока.
Настольный театр «Три поросёнка».
УРОК 3. ТЕМА: Огородим дом забором.
Цели: Рисование по показу прямых вертикальных линий сверху вниз, по разметке
из горизонтальных линий.
Развитие ориентировки на листе бумаги, цветового восприятия, при
различении основных цветов и их оттенков.
Формирование грамматического строя речи, умения строить диалог.
Коррекция аналитико – синтетической деятельности, путём упражне-
ний на классификацию.
Воспитание мотивации.
Оборудование: демонстрационный материал (книга «Теремок»;), раздаточный материал (атрибутика к сказке «Теремок»; дидактическая игра «Разбитая посуда»; тренировочные листки, заготовки с изображением теремка и двумя горизонтальными линиями для рисования забора).
Ход урока.
1. Организационный момент:
2. Коррекционные упражнения:
1) Дидактическая игра «Разбитая посуда» (каждому даётся изображение какого – либо предмета посуды, состоящего из осколков, например, чайник, части которого окрашены в оттенки одного цвета, плавно переходящие друг в друга; нужно собрать изображение в одно целое, назвать цвета).
|
2) Дидактическая игра «Кто в домике живёт?» (выставляется изображение теремка с вырезанным окошком, в котором выставляются глаза лягушки, лисий хвост, заячьи уши и др.), учитель спрашивает, из какой сказки эти звери (из сказки «Теремок»).
Затем учитель предлагает вспомнить содержание сказки (- Где стоял теремок? Кто первый стал там жить? Кто потом? Что сделал медведь? Почему? и т.д.).
3. Сообщение темы урока: - Давайте наш теремок огородим забором, чтобы никто его не сломал.
4. Анализ образца (рисунок): - Какого цвета теремок? Из чего он построен? Чем огорожен теремок? Из чего сделан забор? Какого он цвета?
5. Показ приёмов рисования забора: проведение по горизонтальной разметке вертикальных линий слева направо, на равном расстоянии, сверху вниз.
6. Упражнение для рук:
Строим, строим теремок, руки попеременно выполняют рубящие
Он не низок, не высок. движения и ставятся на ребро
Из трубы идёт дымок, поднять руки вверх
А в печи стоит пирог. развести руки от груди в стороны
Заходите в гости к нам, пригласительные жесты руками
Рады мы всегда гостям!
7. Практическая работа учащихся:
1) на тренировочных листках (учитель одновременно осуществляет повторный показ на доске и наблюдает за деятельностью учащихся),
2) рисование заборчика непосредственно на заготовленном листе (для слабых учеников проводится индивидуальный показ на листочке учителя, в случае необходимости – помощь).
8. Выставка работ: - Чьи рисунки вам понравились? Почему?
9. Дидактическая игра «Пустите в теремок»: каждому ребёнку даётся картинка с изображением животного (любого), учитель показывает на определённое место в классе и говорит, что здесь будет теремок. Все становятся в очередь, затем подходят и стучатся, говоря при этом: «Пустите в теремок». Учитель спрашивает: «Кого?». Ребёнок отвечает: «Меня, зайца» и др.
10.Подведение итогов урока (- Все ребята очень старались. Поэтому возле каждого теремка теперь построен красивый заборчик.)
Инсценирование сказки «Теремок»»: все дети получают атрибуты к сказке, игра проводится возле доски, на которой закреплено изображение теремка.
УРОК 4. ТЕМА: Рисуем дождик.
Цели: Обучение рисованию по показу горизонтальной линии (плоскость земли) и
наклонных отрывистых линий (косой дождь).
Развитие ориентировки на листе бумаги, навыков рисования гуашью.
Воспитание мотивации.
Оборудование: демонстрационный материал (королева Кисточка, красивая коробка, стеклярус синий на нитках, крепления для них на доске, тонированный голубой ватман, изображение девочки с зонтом, туча, изображение радуги), раздаточный материал (тренировочные листки, тонированные листы с изображением девочки, планшеты с 5-ю диагональными прорезями в 3 ряда и закреплёнными сверху нитками, игра «Соберём радугу»).
Ход урока:
1. Организационный момент:
2. Коррекционное упражнение:
3. Игровой момент: - Снова пришла королева Кисточка. Она принесла красивую коробку. Сейчас посмотрим, что в ней лежит.
Из коробки достаются нитки, на которых закреплён стеклярус синего цвета. Нитки закрепляются на доске, над тонированным ватманом. На ватман прикрепляется изображение девочки с зонтом. Спрашивается, на что это похоже. (На дождь.) Затем выясняется, что дождик идёт из тучки (закрепляется изображение тучки). Здесь же спрашивается, какой дождик, прямой или косой (уточняется, что косым дождик бывает, когда дует ветер). Выбирается направление ветра, и по нему наклонно закрепляются нитки. Дети могут выйти к доске и потрогать «дождик».
4. Сообщение темы: - Будем рисовать дождик. Посмотрите, как я его нарисую.
5. Показ на тонированном листе с нарисованной девочкой: рисование косого дождя наклонными отрывистыми линиями(выбирается кисточка для рисования).
6. Предварительное планирование предстоящей работы: - Какой кисточкой будем рисовать дождик? Почему? Какой наш дождик – косой или прямой? Почему? Возьмите кисточки, давайте нарисуем дождик в воздухе (выполняются движения в воздухе по показу учителя).
7. Физминутка «Дождик, лей»:
Дождик, лей, дождик, лей, Руки подняты над головой, выполняются
На меня и на людей. движения кистями сверху вниз,
На меня по крошке, показать пальцами крошку
На людей по ложке, и ложку,
А на бабу Ягу развести руки в стороны, обвести в
Лей по целому ведру! воздухе перед собой круг.
8. Упражнение для рук: «Дождь идёт» (продевание тесьмы в отверстия по подражанию, соблюдая направление движения по диагонали).
9. Практическая работа:
1) рисование дождика на тренировочных листках;
2) на тонированной бумаге.
Оказывается помощь слабым учащимся, производится повторный показ на отдельном листке, по необходимости.
10.Выставка работ (- Посмотрим, кто настоящий художник). Хорошие работы выставляются на доске рядом с королевой Кисточкой.