Говоря о ПСД, мы понимаем под ней единство психических свойств, обслуживающих Дть, и их связей. С позиции системного подхода отдельные психические компоненты (в том числе функции и процессы) в Дти выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной Д-ти (т.е. достижения цели), т.е. в форме ПСД. ПСД есть целостное единство всех психических свойств субъекта и их всесторонних связей. Процесс обучения во всех своих проявлениях реализуется исключительно ПСД. В рамках ПСД происходит перестройка индивидуальных качеств Лти путем их построения, переструктурирования, в зависимоти от мотивов, целей, условий Дти. Так происходит накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие Лти обучаемого.
Научение – процесс приобретения субъектом новых способов Дти и моделей поведения. Наряду с навыками в процессе обучения формируются знания и умения. В отличие от навыка эти формы научения осуществляются на осознанном уровне.
Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, не достигшего уровня навыка.
Умение – это знание, которое понятно учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме действия, правильно выполняемого и преобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, и по мере тренировки достигается преобразования умения в навык, при котором происходит изменение ориетировочной основы действия.
Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умения (Платонов):
-первоначальное умение
-недостаточно умелое действие
|
-развитые отдельные умения (относительно законченные элементы действия)
-высокоразвитые умения
-мастерство
На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает перестройку основы действия, если есть изменения в условиях осуществления Дти. В этом плане умение отличается от навыка (навык лишь в определ.условиях).
Мотивация личности в процессе профессиональной подготовки. Её специфика. Системно-динамическая модель мотивации.
-внешняя мотивация
-внутренняя мотивация (внутриЛ заинтересованность, зависит от эффективности обратной связи в обучении)
Левин,Аткинсон-МОТВИЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ: связь между желанием успеха (боязнь неудачи) и трудности учебной задачи.
Субъект воспринимает нормативную цель, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной вероятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения Д- УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ. В итоге формируется потребность достижения. Она формируется в зависимости от привлекательности цели достижения:
-внутренняя привлекательность
-внешняя привлекательность
Удовлетворенность обучением. Факторы: на удовлетворенность влияет
1. достижение и признание успешности обучения
2.интерес к процессу обучения как таковому
3.степень ответственности за обучение
4.последствия обучения (возможности)
на неудовлетворенность влияет:
1. неэффективный способ обучения
2.неоптимальные условия
3.отношение окружающих,статусные хар-ки
4.неуверенность в позитивных последствиях обучения
5.неинтересность или неубедительность информации
|
СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Магомед-Эминова
Мотивация-как один из видов психической регуляции,которая управляет Д,организует ее, интегрирует внешние и внутренние побуждения.
Компоненты мотивации:
1. Мотивация инициации -побуждеение Д и действий. Происходит эмоционально-мотивационная оценка ситуации. Направление в общую предметную зону, где возможна конкретизация мотива.
2. Мотивация селекции -выбор цели и действия, направления действия на цель, а Дти в предметную зону реализации и конкретизации мотива. происходит процесс смыслообразования действия. Процессы мотивации здесь не столь рациональны, сколь эмоциональны и спонтанны.
3. Мотивация реализации – регулирующая и контролирующая реализация намерения и выполнения действия. Стабилизация мотивации и направления Дти.
4. Мотивация постреализации – констатирование успеха и неудачи. Интерпретация причин, переход к очередным шагам или прекращение Д.
Учет закономерностей и механизмов мотивации должен проходить уже на этапе прогнозирования и моделирования учебной Дти.