Деятельностный и системогенетический подход в профессиональной подготовке личности. Формирование умственного действия как основной механизм научения.




Говоря о ПСД, мы понимаем под ней единство психических свойств, обслуживающих Дть, и их связей. С позиции системного подхода отдельные психические компоненты (в том числе функции и процессы) в Дти выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной Д-ти (т.е. достижения цели), т.е. в форме ПСД. ПСД есть целостное единство всех психических свойств субъекта и их всесторонних связей. Процесс обучения во всех своих проявлениях реализуется исключительно ПСД. В рамках ПСД происходит перестройка индивидуальных качеств Лти путем их построения, переструктурирования, в зависимоти от мотивов, целей, условий Дти. Так происходит накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие Лти обучаемого.

Научение – процесс приобретения субъектом новых способов Дти и моделей поведения. Наряду с навыками в процессе обучения формируются знания и умения. В отличие от навыка эти формы научения осуществляются на осознанном уровне.

Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, не достигшего уровня навыка.

Умение – это знание, которое понятно учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме действия, правильно выполняемого и преобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, и по мере тренировки достигается преобразования умения в навык, при котором происходит изменение ориетировочной основы действия.

Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умения (Платонов):

-первоначальное умение

-недостаточно умелое действие

-развитые отдельные умения (относительно законченные элементы действия)

-высокоразвитые умения

-мастерство

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает перестройку основы действия, если есть изменения в условиях осуществления Дти. В этом плане умение отличается от навыка (навык лишь в определ.условиях).

 

 

Мотивация личности в процессе профессиональной подготовки. Её специфика. Системно-динамическая модель мотивации.

-внешняя мотивация

-внутренняя мотивация (внутриЛ заинтересованность, зависит от эффективности обратной связи в обучении)

Левин,Аткинсон-МОТВИЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ: связь между желанием успеха (боязнь неудачи) и трудности учебной задачи.

Субъект воспринимает нормативную цель, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной вероятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения Д- УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ. В итоге формируется потребность достижения. Она формируется в зависимости от привлекательности цели достижения:

-внутренняя привлекательность

-внешняя привлекательность

Удовлетворенность обучением. Факторы: на удовлетворенность влияет

1. достижение и признание успешности обучения

2.интерес к процессу обучения как таковому

3.степень ответственности за обучение

4.последствия обучения (возможности)

на неудовлетворенность влияет:

1. неэффективный способ обучения

2.неоптимальные условия

3.отношение окружающих,статусные хар-ки

4.неуверенность в позитивных последствиях обучения

5.неинтересность или неубедительность информации

СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Магомед-Эминова

Мотивация-как один из видов психической регуляции,которая управляет Д,организует ее, интегрирует внешние и внутренние побуждения.

Компоненты мотивации:

1. Мотивация инициации -побуждеение Д и действий. Происходит эмоционально-мотивационная оценка ситуации. Направление в общую предметную зону, где возможна конкретизация мотива.

2. Мотивация селекции -выбор цели и действия, направления действия на цель, а Дти в предметную зону реализации и конкретизации мотива. происходит процесс смыслообразования действия. Процессы мотивации здесь не столь рациональны, сколь эмоциональны и спонтанны.

3. Мотивация реализации – регулирующая и контролирующая реализация намерения и выполнения действия. Стабилизация мотивации и направления Дти.

4. Мотивация постреализации – констатирование успеха и неудачи. Интерпретация причин, переход к очередным шагам или прекращение Д.

Учет закономерностей и механизмов мотивации должен проходить уже на этапе прогнозирования и моделирования учебной Дти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: