А.М. Тихонов
К.В. Гончаров
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
Аннотация. В статье на основе анализа педагогической литературы сделана попытка определиться с понятиями «педагогическая система», «педагогическая технология», «методика обучения», «педагогический процесс».
Ключевые слова: педагогическая система, педагогическая технология, методика обучения.
Понятия «педагогическая система», «педагогическая технология», «методика обучения», «педагогический процесс» отмечаются на всех уровнях научных исследований: от курсовых работ студентов до докторских диссертаций учёных. Но иной раз складывается впечатление легкомысленного отношения к этим понятиям. Например, исследователем проверяется на эффективность некий комплекс упражнений для развития физических качеств, но представляется это как «методика развития физических качеств». Положение усугубляется тем, что в учебниках по теории и методике физической культуры, кроме учебника под редакцией Ю.Ф. Курамшина, отсутствует само определение методики. По Ю.Ф. Курамшину методика – это, во-первых, в узком смысле, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями, и, во-вторых, в широком смысле – совокупность не только методов, но и форм организации занятий [5]. Даже во втором случае (методика в широком смысле), с точки зрения дидактики, это понятие очень узкое.
Не всё однозначно и в общей педагогике: одно и то же явление называют разным словами, например: «система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова», «технология Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова», «методика Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова».
|
Педагогическая система и педагогическая технология. Понятие системы имеет большую общность, нежели понятие технологии. Под системой часто понимают совокупность свойств, составляющих целое. На недостаточность такого взгляда обращают внимание Е.Б. Агошкова и Б.В. Ахлибининский [1]. Проследив эволюцию понятия систем, они делают вывод о том, что система S на объекте А относительно интегративного свойства (качества) есть совокупность таких элементов, находящихся в таких отношениях, которые порождают данное интегративное свойство. С точки зрения П.К. Анохина, таким интегративным фактором, объединяющим все элементы системы, является результат. С его точки зрения «системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата». (2, С. 25-26).
Центральным моментом для системы, – отмечает П.К. Анохин, – является результат, так как любой комплекс и любое множество становятся системой только благодаря результату. Вместе с тем система не может быть стабильной, если сам результат своими существенными параметрами не влияет на систему обратной афферентацией. А если это так, то любая система, какой бы значительной она ни была в иерархическом ряду, должна подчиняться этим правилам.
Таким образом, по мнению П.К. Анохина в системе результат представляет собой её органическую часть, оказывающую решающее влияние как на ход её формирования, так и на все ее последующие реорганизации. Ни у Г.К Селевко [4], ни у В.П. Беспалько [3] результат не входит в структуру педагогической системы. Ещё, с нашей точки зрения, один недостаток систем, вернее структур педагогических систем, представленных в педагогике – это отсутствие в них образовательного подхода, который является основой, фундаментом, на котором выстраиваются остальные их составляющие. С учётом вышесказанного, в структуру педагогической системы мы внесли следующие элементы: смысл образования, цель, участники образовательного процесса, содержание, методы, средства обучения и контроля, формы организации, образовательный подход и результат. Принимая это во внимание, мы определяемся с понятием «педагогическая система» следующим образом: педагогическая система – это совокупность образовательных элементов, выведенных результатом образования в режим взаимосодействия.
|
Всякая технология представляет собой систему, но не любая педагогическая система является технологией. Понятие системы чаще используется для описания статической, структурной картины, в то время как технология акцентирует прежде всего функционирование, процессы изменения во времени, происходящие с субъектами и объектами деятельности, предполагает достижение планируемых результатов.
Методика предметного преподавания и технология.
Г.К. Селевко отмечает[4], что методика преподавания учебной дисциплины рассматривает передачу (изложение и усвоение) учеником содержания только определённой дисциплины. Она характеризуется отношением «преподавание — предметное содержание — учение». Педагогическая технология разрабатывает более общие закономерности формирования личности обучающихся, применимые к широкому кругу специальных областей, рассматривает отношения «преподавание — учение». Название методике даёт соответствующая научная дисциплина (методика гимнастики, методика лёгкой атлетики и др.). Название технологии определяется той научной основой, которая используется в учебно-воспитательном процессе (ведущей парадигмой, принципом, подходом, основными методами и формами, закономерностями), например, технология развивающего обучения, технологии коллективного способа обучения (КСО). По Г.К. Селевко, педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» [4, С. 33]. В данном определении словосочетание «система функционирования» означает процесс, предполагает действие (быть в действии, в работе) и тогда педагогическая система идентифицируется с педагогическим процессом (технология – это процесс). В этом случае получается, что разработанная и апробированная технология, не применяющаяся на практике, уже и не технология. В нашем понимании педагогическая технология – это идеально представленные компоненты педагогической системы, выстроенные на научной основе, запрограммированные во времени и в пространстве и приводящие при её реализации к достижению намеченных результатов. «Идеальное» в данном случае понимается как продукт сознания. А образовательный процесс – совокупность последовательных действий участников образовательного процесса для достижения образовательного результата. Другими словами, это реализация технологии на практике.
|
Технология, так же, как и методика, должна быть структурирована (концептуальная основа, содержательная и процессуальные части) и отвечать определённым критериям: концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое, предметное и физиологическое (для дисциплин сферы физической культуры и спорта) обоснование достижения образовательных целей), системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
Таким образом, педагогическая система даёт общее представление об образовательных компонентах, которые конкретизируются и программируются на весь период обучения в технологии или методике. Отличие технологии от методики в том, что помимо передачи предметного содержания (например, обучить технике прыжка в длину) обучающийся развивается как личность (например, при обучении технике прыжка в длину, у ученика сформированы способы умственных действий: самоконтроль, самооценка, коррекция, планирование и т.д.).
Список литературы
1. Агошкова Е.Б. Эволюция понятия систем / Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибининский // Вопросы философии. - 1998. - №7. С. 170-179.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. – https://www.galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-7-1.htm.
3. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения / В.П. Беспалько. –
М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. / Г.К Селевко, М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
5. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.