Финансирование строительства




Феодоровский Государев собор

Академический проспект, д. 14 А

 

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком – казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.

Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.

Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам – на Рождество, Крещение и Пасху – раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.

Советское время

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена.
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.

Современное время

  • В 1985–1995 годах была произведена реставрация собора.
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви
  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери.
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году – в верхней.
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков – по количеству своих детей.

Церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. (современный адрес: Академический пр., 32).

Полк не имел постоянного места пребывания и неизменно сопровождал царскую семью для повседневной охраны. Вследствие кочевой жизни полк довольствовался походной церковью. Когда в начале XX века основной императорской резиденцией стало Царское Село, родилась идея строительства храма для Сводного полка и Конвоя.

Вот каким наставлением руководствовалась охрана царя:
«Становясь на службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи… Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря».

Приближалось трехсотлетие дома Романовых. Вопрос, строить ли полковой собор или по-прежнему состоять членами ближайшего прихода, решался командованием на основании общего мнения, которое зависело от желания чинов иметь именно свою церковь, изменения планировки казарм и финансовых возможностей.

Решение о постройке для Конвоя и Сводного пехотного полка отдельной церкви — Феодоровского Государева собора было принято зимой 1908 г., всего через год после того, как эти части были расквартированы в Царском Селе. Часто совершая конные и пешие прогулки, Николай II для нового храма выбрал место неподалеку от Александровского дворца и казарм своего конвоя. На сравнительно небольшом участке Фермского парка зимой 1908 года он собственноручно сделал разметку нового храма. Оно находилось неподалеку от Александровского дворца и казарм конвоя. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении на западном берегу пруда Ковш и рядом с источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. Его закладка состоялась 20 Августа 1909 г.

Совершил её епископ Ямбургский Феофан (Быстров).

Императрица Александра Федоровна, горячо желавшая немедленного сооружения хотя бы временной церкви, изъявила готовность пожертвовать личные средства для устройства особого помещения для походного храма. Однако появилась возможность исполнить ее волю, не прибегая к постройке нового здания: свободное помещение нашли в новом каменном здании учебной команды Сводного пехотного полка (современный адрес: Академический проспект, д. 12, внешний вид здания не изменился). Здесь установили походный иконостас л.-гв. Преображенского полка, полученный 13 января 1909 года из 1-й Гвардейской пехотной дивизии.

Николай II «высочайше» утвердил состав Строительного комитета. Его председателем был назначен командир Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка генерал-майор В. А. Комаров. Членами комитета стали полковник В. В. Перепеловский, капитаны Д.Н. Ломан и Н.В. Шереховский, штаб-капитан Н.Н.Андреев и подъесаул А.Д.Тускаев.

Первоначальный проект храма для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка был составлен профессором архитектурыАлександром Никаноровичем Померанцевым, еще в 1880-х годах построившему в Москве Верхние Торговые ряды (ныне здание Государственного универсального магазина на Красной площади). Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея — соорудить храм в стиле церквей XVII-XVIII веков. Это решение было связано ещё и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».

Духовная жизнь России на рубеже XIX-XX веков в значительной степени вращалась вокруг забот об исторических судьбах страны. Было заметно стремление значительной части общества того времени к духовному возрождению России, что четко выражено Н. А. Бердяевым: «политическое освобождение возможно лишь в связи с духовным и культурным возрождением и на его основе». Для другого духовного деятеля того времени, П. Г. Флоренского, возрождение России связываюсь с нравственно-религиозным мировоззрением. Он полагал, что научное познание только частично постигает человека, подлинная суть которого доступна лишь религии и поэзии. Архитектура — близкая и религии, и поэзии, испытала значительное воздействие этих идей. Особо заметно такое влияние можно определить в тех случаях, когда действовал четко фиксированный в документах определенный заказ.

Проект храма, разработанный архитектором Померанцевым, был выполнен в стиле эклектики и имел преобладание черт барочной архитектуры (особенно это касалось куполов, представляющих собой повторение Успенской церкви на Сенной площади в Петербурге). Померанцев предложил проект в свойственных его архитектуре формах московского зодчества XVII века. Проект одобрили. Однако вскоре спохватились, что замысел Померанцева слишком громоздок и дорог, а формы «нарышкинского барокко» — не отвечают архитектурным идеям начала XX века. Старому зодчему отказали.

В это время русский архитектурный мир поразил облик Марфо-Мариинской обители, возведенной Щусевым в Москве. Постройка отличалась истинно русской красотой, свежестью идей и изысканностью при относительно невысоких строительных затратах. Обратились к Щусеву, но он был загружен заказами на много лет вперед. Он Покровскому предложили разработать новый проект храма в простых древнерусских формах, но с обязательными условиями: использовать уже заложенный фундамент, значительно уменьшить высоту постройки и сократить стоимость строительства до 115 тыс. рублей. Он согласился на все условия и вскоре представил чертежи и смету. порекомендовал своего друга — молодого и полного свежих идей архитектора В. А. Покровского.

Владимир Александрович Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его первоначальном виде — любимое место молитвы первых Царей из Дома Романовых. Видимо, уже на этой стадии ему помогал Максимов: внесенная от руки правка в машинописный экземпляр пояснительной записки очень напоминает его своеобразный почерк. Записка подписана Покровским 26 июля 1910 года. На следующий день Максимов просит руководство академии выдать ему свидетельство на право «производить постройки». Свидетельство было выдано 3 августа и в тот же день подшито в дело о строительстве полкового храма. Так началась плодотворнейшая деятельность Максимова в Царском Селе.

1 августа 1910 года проект храма был высочайше утвержден. И тут же возникла проблема, решение которой нельзя было откладывать. Неподалеку, в ста саженях (213 м) от будущей церкви, предполагалось строительство здания Офицерского собрания Конвоя. Проект заказали еще в 1909 году члену инженерного комитета Военного ведомства, видному архитектору Александру Ивановичу фон Гогену, который и составил его в начале 1910 года. Командир Конвоя решил утвердить чертежи у государя. Подходящий момент долго не наступал. Когда проект Гогена показали Николаю II, тот уже находился под обаянием архитектуры Покровского и «выразил пожелание, чтобы стиль нового здания гармонировал со стилем строящейся церкви». Тут же вызвали Покровского. Через несколько дней он представил свой проект здания Офицерского собрания, который получил 10 августа высочайшее одобрение.

Строительство Федоровского храма велось в ускоренном темпе, за соблюдением которого следила особая комиссия офицеров. Она же придирчиво проверяла качество исполнения на каждом этапе работ. Максимов ежедневно бывал на стройке, делал рисунки многих деталей, не разработанных Покровским, вел переговоры со всеми подрядчиками. В делопроизводстве по возведению храма фамилия Максимова встречается постоянно. Он заказывает материалы и различные детали, в том числе оконные решетки, для которых сам делает собственные чертежи. Именно Максимов составил в марте 1912 года детальный календарный план выполнения последующих работ, ориентированный на необходимость освятить главный престол 20 августа, а затем строго и неукоснительно соблюдал этот график. И действительно, торжественное освящение состоялось в присутствии императора и высших чинов в точно намеченный срок.

 

Архитектура

Высота Феодоровского Государева собора — сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним., храм окружен галереями. Фасады, расчлененные плоскими лопатками, увенчанные стилизованными килевидными закомарами, украшенные кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, — то есть полным арсеналом черт, типичных для русской национальной традиции, переосмысленной в духе модерна, — все соответствовало замыслу зодчего "применить" древнерусскую "архитектуру к требованию современного строительства."

Внешность Федоровского собора поражала; своей простотой. Увенчаный одной вызолоченной главой, храм не имел почти никаких наружных украшений, кроме пояса из колонок и арочек. Ослепительно белые стены оживляют лишьмозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и ншнах укреплены решётки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведутмногочисленные невысокие шатровые завершения входов и паперти.

В храме первоначально планировалось устроить лишь два придела: главный — по имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой — во имя Сет. Алексия, митрополита Московского, мысль об устройстве нижнего (пещерного) храма появилась значительно позже. Посвящение главного престола Феодоровской иконе Божией Матери было выбрано неслучайно, поскольку именно она являлась древним семейным образом Дома Романовых, перед которым в 1613 г. в Ипатьевском монастыре и был венчан на Царство первый Царь — Михаил Феодорович Романов.

Внутренний вид верхней церкви поражал своей высотой, освещённостью и убранством, выполненым в стиле церковного зодчества XVII века.

Торжественное освящение главного престола верхней церкви состоялось 20 Августа 1912 г. Совершил его протопресвитер Военного и Морского духовенства Георгий Шавельский в сослужении сонма духовенства и в присутствии всей Императорской Семьи.

Финансирование строительства

Основные средства для постройки храма (150 тысяч рублей) были предоставлены лично Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной.

Пятиярусный иконостас (высотой 11 метров) состоял целиком из новых икон, изготовленных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. И. Чириковым. Храмовый Феодоровский образ Бо-жией Матери — список с чудотворного образа, был преподнесён Императору 13 Марта 1910 г. московскими купцами в память 15-летия Его Царствования. В том же году в память освящения собора был учреждён особый нагрудной знак, представлявший собой двуглавого орла Времён Царя Алексея Михайловича, увенчанный шапкой Мономаха и украшенный вензелями Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Золотой вариант этого знака был вручён Их Императорским Величествам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: