- Установка лесов.
- Снятие кальки на целлофан несмываемым фломастером.
- Мозаичный круг площадью 5 м.кв. был обследован. Зафиксированы трещины в основании – цементном растворе. В некоторых местах была утеряна связь между смальтой и раствором, происходило высыпание смальты. На кальке были указаны также утраты смальты (более 60% общей площади): нимбы, шрифт, орнаменты, одежды Младенца, лик Богоматери, лик Младенца. Был определен характер пустот: 1 вариант — отслоение штукатурки от кирпичного слоя стены; " вариант — расслоение самой штукатурки.
- Мозайка была промыта средством "Санитарный 1 полуабразивный" (был опробован ряд моющих средств).
- Для укрепления плиты на стене в местах образования пустот были заведены дополнительные анкера в местах пересечения существующей арматуры. Анкера (d.10 мм., длиной 135 мм. Металлические, обработанные антикоррозийной жидкостью. Существующие анкера были очищены от ржавчины, обезжирены и обработаны антикоррозийным составом. (Сам круг набирался отдельно от всей мозайки. Это подтверждает анализ расположения арматуры — проверено прибором; результатаы зафиксированы на кальке).
- Для заполнения пустот между стеной и мозайкой производилось засверливание перфоратором до кирпичной кладки и инъектирование чистой известью под давлением. Также производилось расшивание трещин и их шпаклевка известково-цементным раствором (по определению реставраторов – технологов КГИОП Шадрина и Тучинского, состав штукатурки трехслойный известково-цементный).
- Подбор палитры смальты. Так как смальта, которая была использована при создании мозайки, содержит добавления свинца, то наиболее близкой оказалась глушеная киевская смальта.
- Этапы проведенной работы: — вычищение графьи под закладку модуля; колка модуля в соответствии с калькой; смачивание графьи водой; наложение раствора; укладка нового модуля; затирка швов. Работа велась в утепленном помещении, обогреваемом печками. Среднесуточная температура + 20 С, т.к. здание отапливается, стена под мозайкой имела постоянно температуру и была сухой, что позволило вести работу с использованием извес тково-цементного раствора. После полного высыхания мозайки она была покрыта раствором соляной кислоты с теплой водой."
Под этим документом рукой А.А. Кедринского, сделана надпись: "Работа принята, выполнена с хорошим качеством, при соблюдении ранее составленной технологии. Автор проекта восстановления собора. Кедринский. 18.07.2003 г."
|
Цветовая "нагруженность" мозайки непосредственно повлияла на колористическое решение росписей пещерного храма, так как именно в это время параллельно создавались и ее эскизы.
Палевые, золотистые цветы на голубом и синем фоне сводов создавали гармоничное ощущение близкое всем тем, кто прихолил к Святому Серафиму Саровскому. Лампады и свечи горели здесь постоянно и "ласковый взор святого, смотрящего с иконы, встречал богомольцев. Как и при жизни, всем приходящим к нему он как будто говорил "Здравствуй, радость моя!"
29 Февраля 1992 г. священник Евгений Михайлов совершил малое освящение нижнего пещерного храма во имя св. преподобного Серафима Саровского, а 1 Марта 1992 г. первую Божественную Литургию в этом храме отслужил настоятель собора игумен Сергий (Кузьмин). Малое освящение верхнего храма и первое Богослужение в нём, совершённое настоятелем собора игуменом Маркелом (Ветровым), состоялось в престольный праздник 29 Августа 1996 г.
|
Памятник Николаю II
17 Июля 1993 г. близ Феодоровского собора был освящён памятник Императору Николаю II, выполненный петербургским скульптором В. В. Зайко.
В 1995 г. Феодоровский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения. В 2002 году, после капитального ремонта, в нижнем храме был установлен новый деревянный иконостас, выполненный по образцу находившегося здесь прежде, а потолок храма украшен росписью.
В настоящее время к Феодоровскому собору приписаны:
- деревянная церковь во имя св. Царя Страстотерпца Николая в г. Никольское Тосненского района, построенная в 1998-2000 годах, малое освящение которой совершил 15 Октября 2000 г. настоятель собора архимандрит Маркел (Ветров),
- деревянная часовня св. муч. Вонифатия, построенная в 1997-1998 гг при Центре реабилизации больных алкоголизмом в деревне Перекюля Ломоносовского района,
- домовая часовня во имя иконы Божией Матери «Троеручница» при Психоневрологическом интернате № 1 в Санкт-Петербурге (ул. Смольного, 4), устроенная в 1991 г.
27 Марта 2000 г. при Феодоровском соборе была открыта Школа православной хозяйки, призванная возродить и продолжить традиции существовавшего до революции Царскосельского женского училища Духовного ведомства