5.1. Программа реализуется поэтапно в активной содержательной деятельности на основании утверждаемого плана:
Этап | Срок реализации | План мероприятий | Ответственный |
Подготовительный | 1.1. Создание творческой группы по реализации программы. 1.2. Редактировать пакет документов нормативно-правовой базы организации и жизнедеятельности учебных взводов: - положение об учебном взводе; - положение о военно-полевых сборах; - положение о военной – спортивной игре; - положение о взводных соревнованиях и пр. 1.3. Подготовка выставки методической литературы в помощь педагогам занятых в реализации программы. 1.4. Разработать для использования в учебных взводах программы дополнительного образования с учетом результатов работы по внедрению в воспитательно-образовательный процесс программы «Булат»: 1. Основы военной службы 2. Военная история 3.Основы здорового образа жизни 4. Спортивные секции | группа по созданию локальных актов | |
Организационно-деятельностный | 2.1.Внедрить в воспитательно-образовательный процесс методики и технологии гражданско - патриотического и духовно - нравственного воспитания. 2.2. Реализация программ дополнительного образования. 2.3.Организовать работу детского соуправления (занятия по подпрограммам). 2.4. Проведение воспитательных мероприятий: - Смотр строя и песни; - Встреча с ветеранами локальных войн; - Смотр – конкурс учебных взводов; - Военизированные эстафеты; - Уроки мужества; - Месячник «Готов к защите Отечества!»; - Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн; - Вахта Памяти; - Конкурсы: «Юный стрелок», «Знаток оружия», «Разрешите обратиться!», «Своих не бросаем!»; - Марш – бросок; -Спортивные соревнования и товарищеские встречи; - Соревнование по военно-прикладным видам спорта; - Военно-полевые сборы; - Тактические игры на местности; - Туристические походы; - Участие в городских и окружных мероприятиях. | ||
Заключительный | 3.1. Проведение зачетов по итогам усвоения программ. 3.2. Анализ и обобщение опыта педагогов по реализации программ дополнительного образования. 3.3. Мониторинг результатов работы педагогов, реализующих программу. 3.4. Анализ содержания программ воспитания и образования курсантов для определения их объема и последующей коррекции содержания. |
5.2. Управление реализацией Программы представляет собой модель с составляющими: директор школы и педагогический совет, совет воспитателей, общее собрание курсантов, совет командиров, пр.
5.3. Образовательный процесс учебных взводов и классных отделений представляется как программа деятельности участников образовательного процесса, направленная на реализацию целей базового процесса образования.
5.4. Одной из важнейшей части образовательного процесса в учебных взводах является дополнительное образование. Его направленность определяется развитием физических, духовных способностей и специальных навыков курсантов (оказание первой медицинской помощи, адекватное поведение в экстремальных ситуациях, знание ТТХ современного стрелкового вооружения, умение ориентироваться на местности, умение передвигаться в строю и пр.).
5.5. Воспитательная работа в учебных взводах предусматривает формирование воспитательной среды и предполагает систематическое и непрерывное воспитание подростков, и реализуется в следующих видах деятельности:
· Организация праздников, игровых программ;
· Посещение музеев и выставок;
· Встречи, беседы, диспуты;
· Конкурсы, соревнования, эстафеты, турниры;
· Походы, слеты, сборы;
· Занятия в спортивных секциях;
· Участие в поисковых экспедициях;
· Участие в городских мероприятиях военно – патриотического характера;
5.6. Для эффективной реализации программы предусматривается сотрудничество с социальными партнерами:
· Управление по делам ГО и ЧС г. Сургута;
· Военный комиссариат г. Сургута;
· Совет ветеранов Великой Отечественной войны;
· Общественные организации ветеранов локальных войн;
· Исторический культурный центр «Старый Сургут»;
· Центр психологической помощи семье и детям «Юнона»;
· Региональная ассоциация ветеранов десантных войск и ВСпН;
· Ассоциация ветеранов войсковой разведки и ВСпН;
· ОСН УФСИН РФ по городу Сургуту «Север»;
· ДОСААФ по городу Сургуту;
· Центр экстремальных видов спорта «Сибирский Легион»;
· Городская общественная организация ветеранов и инвалидов «Саланг»;
· Спортивные клубы города;
· Военно - патриотические клубы и объедения города и района.
5.7.Работа с курсантами, обучающимися в условиях интернатного круглогодичного содержания, требует представление результатов их обучения, воспитания и развития в процессе реализации программ, таких как, программы по военно – патриотическому воспитанию «Основы начальной военной подготовки», воспитательной программы для воспитанников с девиантным поведением по формированию культуры безопасности и здорового образа жизни, Программы для воспитанников с девиантным поведением по гражданско – патриотическому и правовому воспитанию. Программы для воспитанников с девиантным поведением по духовно – нравственному воспитанию. Воспитательной программы для воспитанников с девиантным поведением по формированию положительного отношения к труду и профессиональному самоопределению, спортивные секции и др.
5.8. Способы организации не только индивидуальные, но и групповые, результативность которых отслеживается диагностическими материалами. Диагностика планируется и входная: личностная, групповая, в том числе и педагогического коллектива.
Методы, используемые в школах выживания, наследуемые историей развития военного искусства (спартанцы, суворовцы, нахимовцы), а так же методы коррекции и реабилитации.
Приемы и средства: неукоснительное соблюдение Устава школы, беспрекословное подчинение курсанта старшему по званию, личный положительный пример, доверительное слово, честный разговор, воспитывающее кино, встречи с ветеранами войн, увлекательная книга, тренинговые упражнения, соревнования, поручения и пр.
VI. Содержание.
6.1. Интеграция содержания основного и дополнительного образования в области обществоведческих дисциплин (история, география), основ безопасности жизнедеятельности, общефизической подготовки и др.
6.2. Методическая и консультативная работа с педагогами школы.
6.3. Занятия с курсантами по программам: «Основы начальной военной подготовки». Воспитательной программы для воспитанников с девиантным поведением по формированию культуры безопасности и здорового образа жизни, программы для воспитанников с девиантным поведением по гражданско – патриотическому и правовому воспитанию. Программы для воспитанников с девиантным поведением по духовно – нравственному воспитанию. Воспитательной программы для воспитанников с девиантным поведением по формированию положительного отношения к труду и профессиональному самоопределению, спортивные секции и др.
6.4. Массовые мероприятия (в том числе городские и окружные) по воспитанию патриотических качеств курсантов.
6.5. Мероприятия, направленные на закрепление навыков правильных и эффективных действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
6.6.Формы организации образовательного процесса в учебных классах и взводах:
· Аудиторные формы образовательного процесса осуществляются в виде уроков, лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ, коллоквиумов. Формы контроля результатов аудиторной работы – зачет, тесты, контрольная работа и экзамен.
· Внеаудиторные формы образовательного процесса осуществляются в виде экскурсий, встреч, выездных соревнований, сборов, выполнения проектирования, написания рефератов, работой над проектами, участие в коллективных творческих делах.
6.7. Образовательный и воспитательный процесс во взводах рассчитан на 2 года.
6.8. Содержание программ дополнительного образования
№ | Название подпрограммы | Направленность программы | Количество часов в год |
1. | Основы начальной военной подготовки | Получение основ военных знаний, овладение военно-профессиональными навыками и приемами строевой, огневой и др. видов подготовок, получение навыков воинской службы | |
2. | Военная история | Дать знания по вопросам ведения войн, развития Вооруженных сил на различных этапах истории Российского государства, способствовать формированию у курсантов чувства патриотизма, стремления посвятить себя службе на благо Отечества. | |
3. | Уроки здоровья | Формирование у кадетов навыков здорового образа жизни, приобретение знаний и первичных навыков по оказанию первой медицинской помощи. | |
4. | Воспитательная программа для воспитанников с девиантным поведением по формированию культуры безопасности и здорового образа жизни | Формирование и создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья курсантов. Формирование установки на ведение здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью. | |
5. | Программа для воспитанников с девиантным поведением по гражданско – патриотическому воспитанию. | Формировать у курсантов чувства патриотизма, воспитать добропорядочного Гражданина своей Родины. | |
6. | Программа для воспитанников с девиантным поведением по духовно – нравственному воспитанию. | Формирование гармоничного духовного развития личности. Привитие основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно – исторических традиций России. | |
7. | Воспитательная программа для воспитанников с девиантным поведением по формированию положительного отношения к труду и профессиональному самоопределению. | Создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную подготовку курсантов к самостоятельному выполнению несложных видов работ с учетом способностей, интересов. | |
8. | Программа спортивных секций. | Развитие необходимых физических навыков у курсантов. Формирование и создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья курсантов. Формирование здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью. Выявление талантливых спортсменов. |
6.9. В летний период педагогическим коллективом проводятся мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья курсантов и военно-полевые сборы.
Таким образом, в основу деятельности коллектива по реализации программы положена социально-психолого-педагогическая поддержка курсантов, предусматривающая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также получение навыков допрофессиональной подготовки.
6.10. Отслеживание конкретных результатов будет осуществляться с использованием методов педагогической диагностики.
VII. Условия реализации программы:
7.1. Формирование работоспособного коллектива единомышленников
(педагогического состава, режимной службы, психологической службы, социальных педагогов, воспитателей), заинтересованных в реализации задач программы.
7.2. Максимальная сохранность кадрового состава коллектива.
7.3. Успешное апробирование новых для коллективов элементов в образовательных программах и программах дополнительного образования.
7.4. Аналитическая и диагностическая работа педагогов и психологов.
7.5. Прогностическая деятельность при разработке программ. Системный анализ содержания программ воспитания и образования курсантов для определения их объёма и последующей корректировки.
7.6. Создание нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность учебных классов и взводов.
7.7. Утверждение нового штатного расписания сотрудников, осуществляющих реализацию подпрограмм.