Из книги «Брахман и вайшнав»




Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Часть II. Хари-джана-канда

 

Начало раздела «О преданных Хари» представлено в файле «Явление Тридандисвами Шримад Бхакти Виджой Сагар Махараджа».

 

 

О преданных Хари

….

Хотя Шримад Анандатиртха в своем комментарии к «Брахма-сутрам» ничего не сказал о методе панчратрика, тем не менее он не обошел вниманием славу Панчаратр в другом своем комментарии, «Анувьякхьяне», написанном именно для того, чтобы утвердить эту славу. И только очень неразумные люди могут считать, что Шри Мадхва Муни отрицательно относился к с стеме панча-ратрика. Панчаратрики предпочитают путь арчаны, а бхагаваты предпочитают путь киртаны. В своей «Бхакти-сандарбхе» и «Крама-сандарбхе», комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23), Шри Джива Прабху писал:

арчана-марге шраддха чет, ашрита-мантра-гурус там вишешатах приччхет. ядьяпи шри бхагавата-мате панчаратради-ват арчана-маргасьявашъякатвам части, тад винапи шаранапаттй-адинам экатаренапи пуру-шартха-сиддхер абхихитатват, татхапи шри-нарадади-варманусарадбхих. критаям дикшаям арчанам авашьям криетаива. пара-двара тат-сампаданам вьявахара-ништхатвасьяластвасъя ва пратипадакам. тато'шраддха-маятвад дхинам эва тат. мантра-дикшадй-апекша ядй апи сварупато насти татхапи праях свабха-вато дехади-самбандхена кадарья-шиланам викшипта-читтанам джананам тат-тат-санкочи-караная шримад-риши-прабхритибхир атрарчана-марге квачит квачит качит качин марьяда стхапитасти. татра тат-тад-апекша насти; рамарчана-чандрикаям винаива дикшам випрендра пурашчаръям винаива хи винаива ньяса-видхина джапа-матрена сиддхида

«Если у вайшнавского садхаки возникает вера в путь арчаны, предназначенный для последователей системы панчаратра, он должен подробно расспросить об этом пути того панчаратрика-гуру, который дал ему мантру. Сказано, что даже без арчаны, следуя любому из девяти методов преданного служения, главным из которых является вручение себя Господу, человек достигает совершенства. Поэтому, хотя, согласно «Шримад-Бхагаватам», нет никакой необходимости в арчана-марге, являющейся единственным методом последователей системы панчаратрика, если садхака все же получил посвящение у вайшнавского гуру, следующего по стопам личностей, подобных Шри Нараде, который сам был панчаратрикой, он должен совершать арчану Господу Вишну, используя мантры, полученные им от своего духовного учителя. Попытки нанять постороннего человека для того, чтобы тот совершал арчану вместо самого садхаки, означают лишь слабуюубежденность или нежелание исполнять свои обязанности. Поэтому нанимать посторонних для исполнения арчаны вместо того, чтобы самому ее совершать, есть признак безверия, что совершенно неприемлемо. Хотя на самом деле бхагавата вайшнавы не нуждаются в панчаратрика-мантра-дикгие, мудрецы-панчаратрики, такие как Шри Нарада, в некоторых случаях могут уделять арчане повышенное внимание для того, чтобы помочь регулировать распущенный характер и беспокойный ум людей. Отдельно же поддерживать арчану нет никакой необходимости, как о том сказано в «Рамарчана-чандрике»: «О лучший из брахманов, даже без дикши, пурашчаръи и нъяса-видхи, просто повторяя мантры Всевышнему Господу, человек достигает совершенства».

В «Бхакти-сандарбхе» Шри Джива Прабху говорит:

татах према-таратамьена бхакта-махаттва-таратамьям мукхьям. яир лингаих са бхагаватах прия уттама-мадхьяматади-вивикто бхавати танилингани. татраива арчана-марге три видхатвам лабхъяте. падмоттара-кхандоктам махатвам ту арчана-марга-паранам мадхъя эва гъеям

«Далее, мы рассматриваем вайшнава как уттаму, мадхьяму или каништху прежде всего по степени развития его любви к Богу. Единственным критерием для сравнения положения каништха, мадхьяма и упгтама являются признаки, которые говорят о том, кто дорог Господу, кто Ему еще дороже, а кто самый для Него дорогой. В панчаратрика-арчана-марге существует три вида преданных».

Слава вайтнавов, описываемая в Уттара-кханде «Падма-пураны», относится лишь к последователям панчаратрика-арчана-марги.

татра махаттвам —

тапади панча-самскари наведжъя-карма-караках

артха-панчака-вид випро маха-бхагаватах смритах

«Признаки уттамы, илимаха-бхагаваты, согласно арчана-марге, таковы: "Брахман, прошедший через пять типов самскар, то есть процессов очищения, таких как типа, исполнивший ритуалы поклонения и понявший «Артха-панчаку», называется маха-бхагаватой».

мадхьяматвам

типах пундрам татха хома мантро ягаш ча панчамах

ами хи панча-самскарах парамаиканти-хетарвах

«Признаки мадхъямы, согласно панчаратрика-арчана-марге, таковы: "Пять типов самскар — это тапа, пундра, хома, мантра и джапа. Согласно учению панчаратрики, исполняющий эти пять видов деятельности называется мадхъяма-бхагаватой».

татра каништхатвам —

шанкха-чакрадй-урдхва-пундра- дхаранадй-атма-лашианам

тан-намаскаранам чаива ваишнаватвам ихочьяте

Признаки каништхи, согласно арчана-марге, таковы: "Отмечающий свое тело четырьмя знаками Вишну — раковиной, чакрой, булавой и лотосом, а также предлагающий поклоны другим вайшнавам, чьи тела отмечены этими знаками, называется каништхой"».

Кроме свидетельства системы панчаратрики мы опишем также состояние сознания маха-бхагаваты, согласно бхава-марге, как о том говорится в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.45):

сарва-бхутешу ях пагиъед бхагавад-бхавам атманах

бхутани бхагаватй атманй эта бхагаватоттамах

«Шри Хавир сказал: "Самый возвышенный преданный, или маха-бхагавата, во всем видит душу всех душ, Верховную Божественную Личность, Шри Кришну. Соответственно, он все рассматривает в связи со Всевышним Господом и понимает, что все существующее вечно пребывает в Господе"».

Имперсоналисты, полагающие, будто бы живое существо и Всевышний Господь — одно и то же, отвергают принцип, изложенный в этом стихе «Шримад-Бхагаватам». Восприятие обусловленных живых существ равными Всевышнему Господу полностью противоречит принципам преданного служения и истинной природе маха-бхагават. Их настроению соответствует настроение девушек Враджи, описанное в «Шримад-Бхагаватам» (10.35.9 — вана-латас тарава-атманй; 10.21.15 — надьяс тада тад упадхарья; 10.90.15 — курави вилапаси).

Особенности мышления мадхьяма-бхагаваты описаны в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.46) следующим образом:

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча

према-маитри-крипопекша ях кароти самадхьямах

«Преданный промежуточного, или второго, уровня, называемый мадхъяма-адхикари, отдает свою любовь Верховной Божественной Личности, является искренним другом всех преданных Господа, выказывает милость простодушным невежественным людям и избегает тех, кто завидует Верховной Божественной Личности».

Далее «Шримад-Бхагаватам» (11.2.47) объясняет признаки каништхи в рамках внешних проявлений исполнения им бхагавата-дхармы, а также его образа мысли:

арчайам эва харайе пуджамйах шраддхайахате

на тад-бхактешу чанйешу са бхактах пракритах смритах

«Преданный, с верой поклоняющийся Божеству в храме, но не ведущий себя правильно по отношению к другим преданным и остальным людям, называется пракрита-бхактой — материалистичным преданным, и считается стоящим на низшем уровне».

Именно к таким людям относится стих ясъятма-буддхих («Шримад-Бхагаватам», 10.84.13). Прабхупада Шрила Джива Госвами и все остальные ачаръи-вишнупады, полностью и во всем полагающиеся на стопы-лотосы Шри Шри Гауры, следуют путем бхавы согласно философии «Шримад-Бхагаватам». Среди последователей Шри Гауры более важным считается путь бхавы, а не панчаратрика-арчаны, к которому лишь до некоторой степени прибегают в поклонении Божествам преданн ые-каништхи. Шри Лакшми Пури и Шри Шримад Вишнупада Мадхавендра Пури, пришедшие учителями в линии ученической преемственности Шримад Ачарьи Анандатиртха Пурнанрагья Мадхвапады, были приверженцами чистой системы бхагаваты на пути бхава-марги. Шри Мадхавендры Пури бхагавата-дхарма на пути бхавы перешла к последователям Шри Чайтаньи и полностью проявилась в них. Хотя бхагавата-марга, идущая от Шри Мадхвачарьи, принималась ачаръями его ученической преемственности (например, Шри Вьясой Раей, Шри Рагхавендрой Яти, Шри Виджаядхваджей, а также ачаръя ми, принадлежащими к матхам Удупи, — такими как Кришнапура, Путтуги, Соде, Педжавара, Агханаду, Каннура, Паланаду, а также управителями храмов Кудамбары,Чикки и Манакатти), они все же были последователями принципов варнашрамы панчаратрика-арчана-марги.

В отношении девятичастного процесса поклонения Божеству согласно системе панчаратрика Шри Дживапада процитировал следующий стих:

арчанам мантра-патханам його яго хи ванданам

нама-санкиртанам сева тач-чинхаир анканам татха

тадиярадханам чеджъя навадха бхидьяте шубхе

«О добродетельнейшая, девять аспектов поклонения Божеству — это предложение пуджи, пение мантр, размышление, огненные жертвоприношения, молитва, пение святых имен, служение, украшение тела благоприятными знаками и поклонение вайшнавам».

Объясняя «пять объектов» поклонения (артха-панчаратрика), Шри Джива Госвами Прабхупада сказал:

упасъях гири бхагаван, тат паромам падам, тад-дравьям, тан-мантро,

дживатма чети панча-таттва-гьятритвам артха-панча-кавитвам

«Обладать знанием артха-панчаки означает знать почитаемого Всевышнего Господа, Его высшую обитель — Вайкунтху, Его богатство или тадию — чистых преданных, Его мантры и знать живые существа».

Куреша, ученик Шри Рамануджи, имел сына по имени Парашара Бхатта. Учеником Парашары был Веданти, а его учеником — Намбур Варадараджа. Учеником Намбура Варадараджи был Пиллай Локачарья, написавший трактат под названием «Артха-панчака». Пять предметов, описанных в этом труде, отличаются от пяти предметов, указанных Шри Дживападой. Локачарья объяснял, что есть пять джива-сваруп (основных характеристик живого сущёства) — питья (вечное), мукта (освобожденное), баддха (обусловленное), кевала (вошедшее в Брахман) и мумукшу (желающее освобождения); пять ишвара-сваруп (основных характеристик Всевышнего Господа) — пара (Кришна, изначальная форма), вьюха (четырехчастное проявление), вибхава (формы, проявляемые в играх), антарьями (Сверхдуша) и арчанаватара (воплощение Божества); пять пурушартха-сваруп (целей жизни человеческого существа) — дхарма (религиозность), артха (благосостояние), кама (чувственное удовлетворение), атманубхава (познание себя) и бхагавад-анубхава (по Знание Бога); пять упая-сваруп (средств достижения цели) — карма (корыстная деятельность), гьяна (развитие знания), бхакти (преданное служение), прапатти (принятие убежища) и ачарьяабхимана (принятие на себя роли духовного учителя); пять виродхи-сваруп (препятствий) — сварупа-виродхи (препятствия в самоосознании), парататтва-виродхи (препятствия в осознании Бога), пурушартха-виродхи (препятствия в достижении цели жизни), упая-виродхи (препятствия в средствах достижения цели) и прапья-виродхи (препятствия в достижении желаемых результатов). Так он описал двадцать пять раз личных предметов. Принципы вайшнавской панчаратрики средневековой Южной Индии были до некоторой степени восприняты Гаудия-вайшнавами. Потомки ачаръев из гаудия-вайшнава-сампрадаи оказались в той или иной степени приверженными пути арчаны, подобно последователям панчаратр, они проповедуют подчинение Шриману Махапрабху — иногда в чистой форме, но чаще всего в искаженной. Подобно ачаръям -домохозяевам из рамануджа-сампрадаи, которых называют «Свами», ачарьи- домохозяева из гаудия-сампрадайи стали называться Госвами». Проповедуя чистый путь бхавы, описанный в «Шримад-Бхагаватам», Шриман Махапрабху проводил различие между ним и мирскими формальностями, но с течением времени Его учение все более искажалось, превращаясь в придаток системы панчаратрики. Понятно, не это было целью чистой проповеди Шримана Махапрабху. Хотя последователи Рамануджи и Мадхвы держались на расстоянии от шанкара-сампрадайи, чьи последователи известны как панчопасаки, или поклоняющиеся пяти богам, гаудия-сампрадая Северной Индии не смогла остаться в стороне от влияния панчопасак и стала прибегать к услугам подобных людей, отрицательно настроенных по отношению к вайшнавам. По сути, арчана на пути бхавы не вполне согласуется с арчаной системы панчаратрика. Каништха-адхикари бхава-марги, описанной в «Шримад-Бхагаватам», практически равны маха-бхагаватам панчаратрика-арчана-марги, хотя есть некоторые отличия. Когда каништхи развиваются, они становятся мадхъяма-адхикари. Мадхъяма-адхикари, развиваясь, достигают уровня маха-бхагават, или парамахамс.

Шри Джива Госвамипада приводил следующие восемь стихов из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.48-55), объясняющих положение маха-бхагават:

грихитвапиндрияир артхан йо на двешти на хришъяти

вишнормайам идам пашйан са ваи бхагаватоттамах

«В отличие от материалиста каништхи, занимающего свои чувства наслаждением объектами этого мира, человек, видящий окружающее его разнообразие как творение энергии иллюзии Господа Вишну, не чувствует ни удовольствия, ни отвращения, когда его чувства заняты соответствующими объектами. Такой человек — в самом деле величайший преданный».

Это определение касается как умственного, так и физического состояния.

дехендрия-прана-мано-дхиям йо

джанмапъяя-кшуд-бхая-тарша-криччхраих

самсара-дхармаир авимухьяманах

смритья харер бхагавата-прадханах

«Тот, кто благодаря памятованию о стопах-лотосах Господа Хари более не привязан к пяти вещам: телу, чувствам, жизненному воздуху, уму и разуму, — кто таким образом не скован более страданиями рождения, смерти, голода, страха и жажды, считается маха-бхагаватой, величайшим среди преданных Господа».

на кама-карма-биджанам ясья четаси самбхавах

васудеваика-нилаях са ваи бхагаватоттамах

«Семя похотливых желаний не может принести плод в сердце того, кто утвердился в служении Всевышнему Господу и обрел полное умиротворение, укрывшись у стоплотосов Господа. Такой человек считается прадхана вайшнавом, или лучшим среди преданных Господа».

на ясья джанма-кармабхъям на варнагирама-джатибхих

саджджате 'смин ахам-бхаво дехе ваи са харех приях

«Человек, не гордящийся своим материальным телом из кожи и плоти, несмотря на высокое аристократическое рождение в семье брахмана, а также своими благочестивыми поступками — раздачей и принятием милостыни и престижным положением в обществе варнашрамы — считается самым дорогим слугой Верховной Божественной Личности».

на ясья свах пара ити виттешв атмани ва бхида

сарва-бхута-самах шантах са ваи бхагаватоттамах

«Кто не делит тело и богатство на «свое» и «чужое», кто равно относится ко всем живым существам, кто умиротворен — тот считается маха-бхагаватой».

три-бхувана-вибхава-хетаве 'пи акунтха-

смритир аджитатма-сурадибхир вимригьят

на чалати бхагават-падаравиндал

лава-нимишардхам апи ях са ваишнавагрьях

«Тот, чей ум не отвлекается от стоп-лотосов Кришны ни на мгновение, даже если он получает возможность править вселенной и наслаждаться ее богатствами, к чему стремятся полубоги, чьи сердца посвящены Господу Аджите, должен считаться вайшнава-прадханой, лучшим среди вайшнавов».

бхагавата уру-викрамангхри-шакха-

накха-мани-чандрикая нираста-тапе

хриди катхст упасидатам пунах са

прабхавати чандра иводите рка-тапах

«Прохладные лучи луны не причиняют боли человеку, пострадавшему от палящего солнца. Так как же может огонь материальных страданий вновь обжечь сердце человека, уже охлажденное лучами, исходящими от подобных драгоценным камням ногтей непобедимых стоп-лотосов Всевышнего? Такой человек — маха-бхагавата».

висриджати хридаям на ясья сакшад

дхарир авашабхихито 'пй агхаугха-нашах

праная-расаная дхритангхри-падмах

са бхавати бхагавата-прадхана уктах

«Если человек даже ненамеренно произнесет имена Господа Хари, все его греховные реакции будут уничтожены. Всевышний Господь Хари никогда не покидает сердца того, кто связал лотосы Его стоп своей любовью. Этот человек — маха-бхагавата, самый возвышенный преданный Господа».

Классификация вайшнавов, приводимая в «Брахма-вайварта-пуране» (Кришна-джанма-кханда, гл. 84), не по-хожа на классификацию, принятую в системе панчаратрика. «Брахма-вайварта-пурана» так описывает признаки возвышенных преданных:

трина-шаяя-рато бхакто ман-нама-гуна-киртишу

мано нивешает тъяктва самсара-сукха-каранам

дхьяяте мат-падабджам ча пуджаед бхакти-бхаватах

сарва-сиддхам на ванчанти те 'нимадикам ипситам

брахматвам амаратвам ва суратвам сукха-каранам

дасьям вина на хиччханти салокъяди-чатуштаям

наша нирвана-муктим ча судха-панам абхипситам

ванчати нишчалам бхактим мадиям атулам апи

стри-пум-вибхедо настй эвам сарва-дживегив абхинната

кшут-пипасадикам нидрам лобха-мохадикам рипум

тъяктва дива-нишам мам ча дхьяяте ча диг-амбарах

«Мои преданные отказываются от источников материального удовольствия, спят на соломенных подстилках, занимают свой ум прославлением Моих имен и качеств и в сердце своем с преданностью поклоняются Моим стопам-лотосам. Они не жаждут мистических совершенств, подобных аниме. Они не желают счастья небожителей или даже Господа Брахмы. Они откажутся и от возможности жить со Мною на одной планете, если там у них не будет возможности служить Мне. Не хотят они ни освобождения нирваны, ни нектара. Мои преданные молятся только о несравненном и непрестанном преданном служении Моим стопам. Они не делают различий между мужчинами и женщинами, они равно относятся ко всем живым существам. Освобождаясь от врагов, во главе которых стоят голод, жажда, сон, жадность и заблуждение, они не носят одежд и размышляют обо Мне день и ночь. Таковы признаки уттама-вайшнавов». Признаки среднего вайшнава:

насактах кармасу грихи пурва-практанатах шучих

кароти сататам чаива пурва-карма-никринтанам

на каротй апарам ятнат санкалпа-рахитаги ча сах

сарвам кришнасья ят кинчин нахам карта ча карманах

кармана манасавача сататамчинтаедити

«Мадхьяма-адхикари уже очищен своими благочестивыми деяниями в предыдущей жизни и, хотя живет дома, остается отрешенным. Вся его деятельность лишь помогает свести на нет последствия его былых деяний. Он лишен материальных желаний и тщательно избегает накопления новых кармических реакций. В мыслях его, словах и делах проявляется убежденность в том, что "все принадлежит Кришне, и деятель — не я».

Признаки новообращенного вайшнава:

ньюна-бхакташ ча тан-нъюнах са ча пракритиках шрутау

ямам ва яма-дутам ва свапне са ча на пашьяти

пурушанам сахасрам ча пурва-бхактах самуддхарет

пумсам шатам мадхьямам ча тач чатуртхам ча пракритах

«Каништха-адхикари ниже, чем мадхьяма-адхикари. Даже слушая рассказы о Господе Хари, он не свободен от материалистических предрассудков, но к нему, однако, уже не являются во снах ни Ямараджа, ни его слуги. Уттама-адхикари способен освободить тысячу поколений своих предков, мадхьяма-адхикари способен освободить сотню поколений, а каништха-адхикари — только четыре».

Хотя у панчаратрика-вайшнавов встречается иногда подобие косвенного преданного служения, они тоже постепенно придут на уровень уттама-адхикари. С точки зрения «Шримад-Бхагаватам», приемлемо только такое преданное служение, которое чисто, беспримесно и не осквернено материальными желаниями. Хотя последователи Панчаратр тоже используют слово «беспримесный» — акантика — для описания своего преданного служения, но из-за того, что в своем поклонении они прибегают к помощи кармы и гъяны, их метод нельзя сравнить с чистым преданным служением, проповедуемым Шри Чайтаньячандрой.

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху, известный как ведантачаръя гаудия-вайшнавов, комментируя «Таттва-сандарбху>> Шри Дживы Госвами, указал на четыре особенности, которыми отличаются южноиндийские последователи Мадхвачарьи:

бхактанам випранам эва мокшах, девах бхактешу мукхъях, виринчасъяива саюджъям, лакитъя джива-котитвам итй эвам мата-вишешах дакшинади-дешети тена гауде 'пимадхавендрадаяс тад упашишьях катичид бабхувур итй артхах - «Шри Видьябхушана Прабху обнаружил в философии Мадхвачарьи четыре утверждения, которые для гаудия-вайшнавов совершенно неприемлемы: 1) только предан ный-брахман достоин освобождения; 2) боги — лучшие среди преданных; 3) Господь Брахма обретает саюджъя-мукти (растворение в Брахмане); 4) Лакшми Деви относится к категории джив. Все же Шри Мадхавендра Пури и несколько других бенгальцев стали последователями учения Мадхвачарьи о према-бхакти».

Шри Джива Госвамипада упоминает имена Шри Виджайадхваджи и Вьяса Тиртхи, бывших в числе южно-индийских учеников Шри Мадхвачарьи в школе таттвавада. Он говорит, что все гаудия-вайшнавы — от Шрипады Джаятиртхи до Шри Мадхавендры Пурипады — стояли в линии према-бхакти. В середине пятнадцатого века явились Видьядхираджа, ученик Шрипады Джаятиртхи, Раджендра Тиртха, ученик Видьядхираджи, и его ученик, Виджаядхваджа. Ученик Виджаядхваджи, Пурушоттама, имел ученика по имени Субрахманья, чьим учеником был Вьяса Тиртха. Вьяса Тиртха жил с 1548 по 1598 год и был, следовательно, современником Шри Дживы Госвами. Таттвавада, или система панчаратрика, по мнению Шримана Махапрабху, неприемлема. Он учил пути бхагавата-марги. Когда Шри Гаурасундара, Повелитель Голоки, которому поклоняются во всех четырнадцати мирах, в 1511 году посетил главную матху в деревне Удупи в районе Мангалора, руководителем этой матхи был Шри Рагхуварья Тиртха. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, гл. 9) приводится описание этого визита:

таттвавади ачарьясаба шастрете правина

танре прашна каыла прабхухана ена дина

«Главный ачарья общины таттвавада был сведущ в Писаниях. Шри Чайтанья Махапрабху смиренно обратился к нему с вопросом».

садхья-садхана ами на джани бхала-мате

садхъя-садхана-шрештха джанаха амате

«Чайтанья Махапрабху сказал: "Я не знаю ни цели жизни, ни того, как достичь ее. Пожалуйста, поведай мне о высших человеческих идеалах и о том, как достичь их"».

ачарья кахе, — «варнашрама-дхарма, кришне самарпана»

эй хайа кришна-бхактера шрештха «садхана»

Ачарья ответил: "Когда все деяния четырех каст и четырех ашрамов посвящены Кришне, они являются лучшим средством для достижения высшей цели жизни"».

панча-видха мукти пана ваикунтхе гамана

садхъя-шрештха хайа, — эй шастра-нирупана

«Человек, исполняющий обязанности, налагаемые варнашрама-дхармой, ради Кришны, достоин пяти видов освобождения. Так он переносится в духовный мир, на Вайкунтху. Такова высшая цель жизни и утверждение всех богооткровенных Писаний».

прабху кахе,шастре кахе шравана-киртана

кришна-према-сева-пхалера парама-садхана

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Но шастры утверждают, что метод слушания и повторения — наилучшее средство достижения любовного служения Кришне".

шраван-киртана ха-ите кришне хайа према

сеи панчама пурушартхапурушартхера сима

«Когда, исполняя девять видов практики, начиная со слушания и повторения, человек возвышается до любовного служения Господу Кришне, он достигает пятого уровня успеха и конечного смысла человеческой жизни».

карма-нинда, карма-тьяга, сарва-шастре кахе

карма хайте према-бхакти кришне кабху нахе

«Любое боговдохновенное Писание порицает корыстную деятельность. Повсюду находим мы совет отказаться от корыстных поступков: ведь, совершая их, никто не достигает высшей цели жизни — любви к Богу».

панча-видха мукти тьяга каре бхакта-гана

пхалгу кари'мукти декхе наракера сама

«Чистые преданные отвергают пять видов освобождения. На самом деле в их глазах освобождение вообще не имеет никакой ценности — для них оно подобно аду».

мукти, карма — дуй васту тъядже бхакта-гана

сей дуй стхапа' шуми садхья, садхана

«Преданные отказываются как от освобождения, так и от деятельности ради ее плодов. Ты же утверждаешь, что эти вещи являются целью жизни и методом ее достижения».

прабху кахе,карми, гьни,дуй бхакти-хина

томара сампрадайе декхи сей дуй чихна

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "И корыстный труженик, и мыслитель-философ считаются непреданными. А мы видим в твоей сампрадае и тех, и других"».

Далее, в Антья-лиле, в пятой главе (83— 87) говорится:

ара эка свабхава гаурера шуна, бхакта-гана

аишваръя-свабхава гудха каре пракатана

«Вот еще одно качество Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. О преданные, слушайте внимательно, как Господь проявляет Свои достояние и нрав, хотя они исключительно глубоки».

саннъяси пандита-ганера карите гарва наша

нича-шудра-двара корена дхармера пракаша

«Чтобы уничтожить ложную гордость так называемых отшельников и ученых, Он распространяет истинные основы религии даже при помощи шудры, низкорожденного человека из четвертого сословия».

бхакти, према, таттва кахе райе кари' вакта

апани прадьюмна-мишра-саха хайа шрота

«Шри Чайтанья Махапрабху проповедует преданное служение, экстатическую любовь и абсолютную истину устами Рамананды Рая, низкородного грихастхи. Сам Шри Чайтанья Махапрабху, возвышенный брахман-саннъяси, и Прадьюмна Мишра, брахман, прошедший очищение, становятся слушателями Рамананды Рая».

харидаса-двара нама-махатмъя-пракаша

санатана-двара бхакти-сиддханта-виласа

«Шри Чайтанья Махапрабху явил славу святого имени Господа через Харидаса Тхакура, магометанина по рождению. Он передал суть преданного служения через Санатану Госвами, который был практически обращен в мусульманство».

шри-рупа-двара враджера према-раса-лила

ке буджхите паре гамбхира чаитаньера кхела?

«Господь также полностью проявил восторженную любовь и неземные игры Вриндаваны через Шрилу Рупу Госвами. Кто может постичь глубину замысла Господа Шри Чайтаньи Махапрабху?»

Не только сампрадая-ачарьи ошибаются, уравнивая принципы карма-канды, вроде варнашрамы, с принципами преданного служения, такими как слушание и повторение, — существуют сампрадаи непреданных, противопоставляющих себя преданному служению, которые, однако, считают собственные заблуждения и разные ухищрения, привязывающие их к материальному существованию, вайшнавской практикой. Хотя такие люди и называют себя вайшнавами, настоящие ваишнавы, свободные от материальных обозначений, знают об их глубокой привязанности к материальным обозначениям. В «Бхакти-сандарбхе» Шри Джива Госвами Прабхупада процитировал несколько источников, чтобы описать некоторые категории подобных «вайшнавов».

сканде—

дхармартхам дживитам йешам

сантанартхам чамаитхунам

пачанам випра-мукхьяртхам

гьеяс те ваишнава нарах

вишну пуране —

на чалати ниджа-варна-дхармато ях

сама-матир атма-сухрит-випакша-пакше

на харати на ча ханти кинчид уччаих

стхита-манасам там авехи вшину-бхактам

падме

дживитам ясья дхармартхе

дхармо харй-артха эва ча

ахо-ратрани пунъяртхам

там манье ваишнавам джанам

брихан-нарадие

шиве ча парамешане

вишнау ча параматмани

сама-буддхья правартанте

те ваи бхагаватоттамах

«В «Сканда-пуране» говорится: "По мнению корыстных тружеников, ваишнавы — это те, кто посвятил свою жизнь следованию религиозным заповедям, кто вступает в половые отношения только для зачатия детей и кто готовит пищу только для того, чтобы удовлетворить лучших из брахманов".

В «Вишну-пуране» говорится: "Вайшнав — это тот, кто считает, что его поступки являются исполнением приказа Господа Вишну. Тот, кто не отклоняется от принципов своих варны и ашрама, кто равно относится к друзьям и врагам, кто ничего не разрушает и никогда не ворует — такой рассудительный человек является преданным Вишну".

В «Падма-пуране» описывается, как можно стать вайшнавом, предлагая плоды своей кармы Господу: "Тот, чья жизнь посвящена следованию религиозным принципам, а религиозные принципы посвящены удовольствию Всевышнего Господа, тот, кто день и ночь накапливает благие дела, известен как вайшнав".

Признаки уттама-адхикари, как их представляют себе шиваиты, приводятся в «Брихан-нарадя-пуране»: "Те, кто считают Господа Шиву, предводителя богов, равным Господу Вишну, Сверхдуше, считаются маха-бхагаватами"».

Другие утверждения, подобные этим, в изобилии рассыпаны по множеству трактатов, предназначенных для псевдопреданных и тех преданных, которым неизвестно, как применять принципы преданного служения в жизни. По сути, все, что не является беспримесным преданным служением, любая деятельность в этом материальном мире, попадает в разряд либо нечистого преданного служения, либо корыстной деятельности, совершаемой из желания насладиться ее результатом. Все разновидности такой деятельности подвержены переменам, временны и достойны презрения. Все попытки карми, гъяни и любителей наслаждения объявить превосходными ими же придуманные качества вайшнавов и преданного служения на самом деле просто глупы, необоснованны, являются результатом невежества и весьма далеки от чистого преданного служения. В этой связи естественно вспомнить утверждения, сделанные Верховной Личностью, Богом, очищающим весь мир, Шри Махапрабху, во время беседы об истинной сущности Шри Вишнупады Прабхувары Шримад Рагхунатха даса Госвами, который был сокровищем сердца Махапрабху и вместилищем неземных достоинств. Эти утверждения приводятся в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, гл.6, 197-199):

томара бапа-джъетхавишая-вигитха-гартера кида

сукха кари' мане вишая-вишерамаха-пида

ядъяди брахманъя каре брахманера сахая

шуддха-ваишнава нахе, хайе ваишнавера прая

татхапи вишаера свабхавакаре маха-андха

сей карма-карая, яте хайа бхава-бандха

«Мой дорогой Рагхунатха дас, твой отец и его старший брат похожи на навозных червей в канаве материального наслаждения, поскольку болезнь, вызванную ядом материального существования, они считают счастьем. Хотя твой отец и твой дядя дают милостыню брахманам и всячески помогают им, они все же не являются чистыми вайшнавами. Однако они почти подобны вайшнавам. Люди, привязанные к материалистическому образу жизни и слепые в духовном отношении, вынуждены действовать так, что вследствие своих поступков и их результатов оказываются в оковах повторяющихся рождений и смертей».

Пытаясь разобраться в том, кто есть вайшнав, многие люди часто принимают за ваишнава того, кто им почти стал. Материалисты и карми не входят в число чистых вайшнавов. Видя их мирские устремления, великие люди, сведущие в Писаниях преданности, называют их вайшнава-прая, то есть «почти вайшнавами», не совершая ошибки и не считая их настоящими вайшнавами. Поскольку мы предполагаем обсудить поведение и взаимоотношения вайшнавов в отдельной главе, сейчас на этом останавливаться не будем.

Рассмотрев вайшнавов различного уровня, мы можем теперь различить степени ваишнавизма. Когда человек расстается с образом мысли материалиста, отрекается от концепций неограниченного чувственного удовлетворения, кармы и гьяны, и развивает в себе влечение к Кришне, это называется чистым преданным служением. Человек, в чьем сердце прочно укоренился этот принцип, является чистым преданным. Мы уже прославили подобных чистых преданных стихами «Шримад-Бхагаватам». Заключение, которое сформулировал в «Шри Упадешамрите» самый дорогой слуга Шри Махапрабху, Шри Шри Вишнупада Шримад Рупа Госвами Прабхупада, чье сердце неотлично от сердца Шри Махапрабху, должно быть принято как руководство к действию всеми чистыми вайшнавами:

кришнети ясъя гири там манасадриета

дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам игиам

шушрушая бхаджана-вигъям ананьям анья-

ниндади-шунъя-хридамипсита-санга-лабдхъя

«Преданному, повторяющему святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение в уме; следует почтительно кланяться тому, кто получил духовное посвящение (дикшу) и занят поклонением Божеству; следует верно служить чистому, искусному в строгом преданном служении преданному, чье сердце полностью свободно от склонности порицать других, и общаться с ним».

Приводя в «Бхакти-сандарбхе» свидетельство Панчаратра-агам, Шри Джива Госвами Прабху писал:

дивьям гъянам ято дадьят курьят папасъя санкшаям

тасмад дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидайх

«Дикша — это процесс, пробуждающий запредельное знание и уничтожающий все последствия греховной деятельности. Ученые люди, сведущие в науке богоданных Писаний, утверждают, что этот процесс называется дикшей».

Настоящий духовный учитель — это тот, кто дает мантру; кто вместо того, чтобы расширять материальные знания ученика, развивает его духовно; кто способен разрушить порочную склонность ученика к совершению греховных поступков. Ищущие прибежища у такого духовного учителя получают у него посвящение. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 3.240-241) приводятся наставления, данные царем преданных, Намачарьей Шри Тхакуром Харидасой явившейся к нему Майядеви:

санкхъя-нама-санкиртана — эимаха-ягьяманъе

тахате дикшита ами ха-и прати-дине

яват киртана самапта нахе, на кари анья кама

киртана самапта хайле, хайа дикшара вширама

«Я принял посвящение и дал обет ежедневно совершать великое жертвоприношение, произнося святое имя определенное количество раз. Пока обет повторения остается неисполненным, мне не хочется ничего другого. Когда я закончу повторение имен, тогда у меня будет возможность делать все, что угодно».

Пока человек не станет настоящим жрецом в жертвоприношении повторения святых имен, имя Кришны не проявит себя. Хотя Тхакур Харидас Прабху не был потомственным, т.е. ведическим брахманом, он обрел положение достойного посвященного брахман а:

коти-нама-грахана-ягъя кари эка-масе

эй дикша кариячхи, хайла аси' шеше

«Я принял обет произносить ежемесячно десять миллионов имен. Сейчас он близок к завершению».

Мадхьяма-адхикари должен в уме выражать почтение каништха-адхикари, получившему должное посвящение и занятому повторением святых имен Кришн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: